Мышление и ответственность
Розалинд Джэй (Rosalind Jay)
Думать тяжело и рискованно. Тяжело, потому что приходится делать выбор. Рискованно, потому что выбор может оказаться неверным. Поэтому люди предпочитают не утруждать себя серьезными размышлениями. Сохранение существующего статус-кво, установившейся траектории движения - вот наиболее безопасный путь. Но если траектория ведет к катастрофе, крах будет абсолютным, а не относительным. Иными словами, в проигрыше окажутся все, а не только тот, кто поднял голову и рискнул высказать свежую мысль, предложить новую перспективу. В конечном счете мышление - это вопрос ответственности и взаимодействия с реальностью; и в этом смысле менеджеры вольны делать выбор между четырьмя вариантами поведения:
Пусть думают и несут ответственность другиеПусть другие отдуваются, а мы - как все. Думать не надо, достаточно исполнять. Именно так в большинстве случаев действуют почти все менеджеры. Просто и минимум риска. Никто не усложняет жизнь ни себе, ни компании. Колеса бизнеса исправно вращаются, хотя движение вперед отсутствует. Ситуация типична для государственных учреждений и других, не приемлющих риска монополий, где ничегонеделание (несовершение ошибок) предпочтительнее деятельной активности. В бизнесе же, которому необходимо противостоять конкуренции и продвигаться вперед, вся тяжесть работы по генерированию идей ложится на плечи лидеров. Пассивность младшего менеджмента - отличительная особенность традиционных иерархических структур. Думать буду я, а ответственность пусть несут другиеКлассическая реализация функции центрального аппарата. Менеджер занимает позицию стороннего наблюдателя: анализирует, критикует, рекомендует. Никто никакой ответственности на себя не берет. Линейный менеджмент избавлен от необходимости думать. В итоге виноватых не найти. Персонал может доказывать, что менеджмент только все портит, и предлагать внесение изменений. Если в итоге менеджмент добивается успеха, персонал может претендовать на свою долю славы. Если менеджмент терпит неудачу, причина в том, что он не внял рекомендациям или рекомендации были реализованы не лучшим способом. В любом случае персонал ничего не теряет, а менеджмент ничего не выигрывает. Пусть думают другие, а ответственность останется на мнеНеобычный, но потенциально продуктивный выбор, который можно реализовать как с прибылью, так и с потерями. В худшем случае речь идет о перекладывании менеджментом ответственности на чужие плечи при нежелании что-либо предпринимать самому. Организуйте экспертную группу или комиссию, призовите на помощь консультантов, и, если что-то пойдет не так, возложите всю вину на них. Если менеджер не намерен снимать с себя ответственность, то все равно можно сформировать и экспертную группу, и комиссию. В этом случае преследуется благая цель: с одной стороны, мобилизация интеллектуального потенциала, а с другой - вовлечение всех и каждого в рамках организации в процесс оживления бизнеса. Менеджер оставляет за собой властные полномочия и одновременно проявляет готовность пожертвовать ролью оракула ради прогресса бизнеса в противовес холостой работе корпоративного механизма. Сохранение за собой ответственности и функции мозгового центраЭто ловушка. Казалось бы, именно так и должен вести себя менеджмент, хотя на деле все по-другому. Речь идет о вопросе лидерства в традиционной иерархии, где руководство думало, работники работали, а менеджмент обеспечивал коммуникацию между теми и другими. Такое состояние прочно укоренилось. Людям нравится думать, что у лидеров есть ответы на все вопросы. Вот они и делегируют функцию мышления наверх. В свою очередь некоторым лидерам нравится сознавать себя всемогущими и наимудрейшими. Подобные привычки продолжают жить, сохраняя органично присущие им отрицательные стороны:
Мышление и письмоБольше думать и меньше писать. Чтобы убедить генерального, не обязательно кропать трехкилограммовый отчет с графиками, таблицами и приложениями, на которые у того все равно не найдется времени. Нужен веский, тщательно продуманный аргумент. Аргумент следует изложить на единственном листе бумаги. Четкое изложение - свидетельство ясности сознания. Лучше написать меньше, чем больше. Приведем три довода в пользу полного отказа от письма:
Розалинд Джэй (Rosalind Jay), специалист по маркетинговым коммуникациям, старший партнер Institute of Direct Marketing. На русском языке материал публикуется в сокращенном переводе.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=2940 |