Автоматизация управления в "Иркутскэнерго" на платформе "1С:Предприятие 8.0"

ОАО "Иркутскэнерго" - третья по величине энергосистема России. Энергосбытовая деятельность ОАО "Иркутскэнерго" полностью централизована и осуществляется фирмой "Энергосбыт", 9 отделений которой территориально удалены друг от друга. С 1997 года в "Энергосбыт" функционировала автоматизированная система учета энергии, созданная специалистами фирмы как набор автоматизированных рабочих мест и обеспечивавшая автоматизацию расчетов с потребителями энергии, формирование финансовой, управлен-ческой и статистической отчетности о полезном отпуске и реализации энергии ОАО "Иркутскэнерго".

К началу реализации проекта на технологической платформе "1С:Предприятие" срок эксплуатации действовавшей системы составил 7 лет. Несмотря на устойчивую работу старая система имела неполное функциональное наполнение рабочих мест, а используемые файл-серверные технологии, "лоскутная" архи-тектура и программно-техническая среда разработки морально устарели.

При этом необходимо отметить, что в ОАО "Иркутскэнерго" уже имеется опыт успешного внедрения масштабной автоматизированной системы на технологической платформе "1С:Предприятие". В 2003 году специалистами "IBS" и "Форус" завершен проект автоматизации бухгалтерского учета с унификацией приме-няемых первичных документов и схем документооборота и консолидацией данных бухгалтерского учета подразделений в исполнительной дирекции. В рамках этого проекта система развернута в 23 подразделени-ях ОАО "Иркутскэнерго", в общей сложности автоматизировано 420 рабочих мест.

Необходимость в модернизации автоматизированной системы предприятия возникла в связи с появ-лением новых требований  к АСУСЭ и РП, в том числе обусловленных реформированием электроэнергетики РФ в соответствии с федеральным законом "Об электроэнергетике", положившем в основу реформирования отрасли принципы демонополизации и развития конкуренции в сфере сбыта энергии. Благодаря использо-ванию новой автоматизированной системы "Энергосбыт" планирует существенно повысить эффективность работы с клиентами и упрочить свои позиции на рынке в том числе повысить контроль над энергосбытовой деятельностью и как следствие повысить собираемость.
Руководством предприятия была поставлена задача спроектировать и внедрить информационную систему, обеспечивающую эффективное принятие управленческих решений в условиях как регулируемого, так и свободного рынка тепловой, электрической энергии и жилищно-коммунальных услуг. В условиях ре-формирования электроэнергетики и роста конкуренции на рынке предложенное решение реализует принци-пиально новый подход - от пассивной системы фиксации отношений с потребителями к активной политике взаимодействия с клиентами. Таким образом, АСУСЭ становится для заказчика инструментом достижения и поддержания конкурентных преимуществ на рынке энергетики и жилищно-коммунальных услуг посредством реализации политики ориентации на клиента, предоставления максимума услуг и снижения издержек на об-служивание.

АСУСЭ и РП создана ГК "Форус" на базе новейших достижений в области информационных технологий и нацелена на решение следующих задач:

  • управление контактами (отношениями) с потребителями и поддержка их обслуживания;
  • егистрация и учет договорных отношений с потребителями - юридическими и физическими лицами;
  • расчет количества и стоимости предоставленной потребителям энергии и сопутствующих услуг;
  • учет и паспортизация оборудования (приборов учета энергии);
  • ведение финансовых расчетов с потребителями (юридическими и физическими лицами) за предоставленную энергию и сопутствующие услуги;
  • ведение расчетов с потребителями-банкротами и потребителями-должниками;
  • ведение расчетов с потребителями, финансирующимися из бюджетов различных уровней;
  • учет и регистрация судебных исков, претензий и судебных решений по ним к потребителям компании;
  • планирование, учет и контроль исполнения мер воздействия на потребителей компании за нарушение технических условий подключения и порядка финансовых расчетов;
  • расчет небалансов отпуска и полезного отпуска и выявление точек коммерческих потерь электрической энергии от хищений и самовольных подключений;
  • планирование объема полезного отпуска и продаж энергии и сопутствующих услуг;
  • визуализация плановых и отчетных аналитических показателей посредством формирования управленческой, бухгалтерской и статистической отчетности;
  • интеграция с унаследованными информационными системами: автоматизированной системой бухгалтерской отчетности компании, автоматизированной системой контроля и учета тепловой и электрической энергии в части показаний приборов;
  • обеспечение взаимодействия компании и потребителей в сети Internet.

Проект внедрения АСУСЭ и РП включает разработку нескольких подсистем:

  • финансовой подсистемы;
  • подсистемы расчета количества потребленной электроэнергии юридическими лицами на основании договоров электроснабжения;
  • подсистемы расчета количества потребленной тепловой энергии юридическими лицами  на основа-нии договоров теплоснабжения;
  • учет расчетов с физическими лицами за потребленную тепловую и электрическую энергию.

Также предполагается проведение тренинга с персоналом заказчика и оказание консультационной под-держки на этапе тиражирования подсистем.

Объектом автоматизации выступают 9 отделений филиала "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго", обес-печивающие реализацию электрической и тепловой энергии юридическим и физическим лицам. Всего по об-ласти планируется автоматизировать 350 рабочих мест. Логическая структура территориально-распределенной системы сбыта энергии и расчетов с потребителями представлена на схеме.

В качестве программной платформы для разработки системы выбрано  "1С:Предприятие 8.0" - она поддерживает распределенную базу данных в виде самостоятельных баз данных отделений филиала, по-зволяет вести автономную работу в условиях отсутствия связи с центральной базой данных, имеет возмож-ность дальнейшего развития и интеграции с другими автоматизированными системами, обеспечивает тира-жируемость (возможность подключения филиалов и дочерних компаний), безопасность (исключение несанк-ционируемого доступа), надежность и устойчивость функционирования. Гибкость, настраиваемость, инте-грационные возможности и отчуждаемость решения, разрабатываемого на базе "1С:Предприятие 8.0", соз-дает различные возможности для применения самых разных сценариев развития системы: силами службы отдел информационных технологий заказчика, с привлечением внешних разработчиков или в комбинирован-ном варианте. Это позволяет постепенно наращивать функциональность системы, развивать ее в направле-нии электронного документооборота, геоинформационных систем (ГИС), WEB-технологий для построения системы управления отношениями с потребителями энергии (CRM), взаимодействия с платежными систе-мами.
При выборе исполнителя проекта внедрения АСУСЭ и РП фирма "Энергосбыт" опиралась на "Кон-цепцию автоматизированной информационной системы поддержки обслуживания клиентов для компании "Энергосбыт", специально разработанную специалистами ГК "Форус" в 2002 году. На основе этой Концепции фирмой "Энергосбыт" в начале 2004 года был проведен тендер по выбору разработчика АСУСЭ и РП. Раз-работки "Форус" на платформе "1С:Предприятие" признаны наиболее соответствующими требованиям сис-темы управления энергосбытовой деятельностью.

Срок реализации проекта - с марта 2004 по февраль 2005 года. В настоящее время проект находит-ся на стадии отчуждения программной конфигурации (для финансовой подсистемы и подсистем учета рас-четов потребленной электроэнергии и теплоэнергии) и стадии разработки рабочего макета программной конфигурации (для подсистемы учета расчетов с физическими лицами). Столь сжатые сроки реализации проекта во многом обусловлены тесным сотрудничеством специалистов  ГК "Форус" со всеми службами "Энергосбыт" и непосредственным участием руководства заказчика - директора по развитию и ИТ ОАО "Ир-кутскэнерго" Панферова С.Г., директора фирмы "Энергосбыт" Николаева В.В., главного инженера фирмы "Энергосбыт" Клепикова С.А. и их коллег. Партнерские отношения сторон позволили более взвешенно про-работать задачи по созданию прототипа системы и учесть интересы всех подразделений и групп пользова-телей.
Как отмечает Сергей Геннадьевич Панферов, "уже сейчас можно прогнозировать, что срок окупаемо-сти системы составит от 2 до 4 лет. Разумеется, это приблизительная оценка, так как при внедрении новых программных продуктов подсчет экономического эффекта в явном виде затруднителен, а подчас и невозмо-жен. Для нашего случая это очень хороший показатель окупаемости, - обычно на окупаемость проектов, ко-торые мы рассматриваем как инвестиционные, закладывается срок до 4-5 лет. Я думаю, наибольший эф-фект от внедрения получат подразделения, занимающиеся непосредственно сбором денег, так как система дает возможность усилить контроль над объемом денежных поступлений, и, значит, оперативно реагировать в отношении неплательщиков. За счет этого повысится эффективность деятельности компании в целом, что в конечном итоге положительно скажется на всех наших потребителях".

Кроме описанных подсистем, планируется развивать АСУСЭ и РП в направлении внедрения модулей расчета отпуска газа и хлорированной воды, старт этих проектов намечен на первый квартал 2005 года.

ОАО "Иркутскэнерго" - региональная энергетическая компания, включающая 3 ГЭС и 12 ТЭЦ и обеспечивающая 8% энергетической мощности РФ. В рейтинге "Эксперт 200"  от 31 августа 2001 года компа-ния заняла 17 место в России по капитализации. В ОАО "Иркутскэнерго" работает более 22 000 сотрудников. Филиал "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго" - энергосбытовое подразделение ОАО, обеспечивающее реали-зацию электрической и тепловой энергии юридическим и физическим лицам и представляющее собой терри-ториально-распределенную систему управления из 9 отделений.
Группа компаний "Форус" - одна из ведущих в Сибирском регионе консалтинговых компаний, ока-зывающая полный цикл гарантированного внедрения корпоративных информационных систем, начиная с управленческого и финансового консалтинга и заканчивая построением уникальных информационных реше-ний на базе продуктов "1С", Microsoft, Geac, IDS Sheer AG, "Эксперт Системс", "Инталев". При построении информационных решений используются современные методологии создания стоимости, процессного под-хода, управления по ключевым показателям эффективности и другие. Профессионализм компании доказан доверием ее клиентов - ЗАО "Комплексные энергетические системы", ОАО Компания "РУСИА Петролеум", ОАО "Сибирьтелеком", ОАО "Востсибуголь", ОАО "Иркутскэнерго", ОАО "Гусиноозерская ГРЭС", ОАО "Саян-скхимпласт", ОАО "Алданзолото", ЗАО "Байкалвестком", строительный холдинг "Востсибстрой" и др.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=2926