Лекарство горше болезни

Сергеева Екатерина ESergeeva@forus.ru

Спрос на консалтинг в Сибири все больше формируется не модой, а реальными потребностями.  Однако консалтинговые проекты - и по реорганизации управления, и по внедрению информационных систем порой завершаются безрезультатно. О поджидающих на этом пути подводных камнях в интервью с корреспондентом КС Юрием Голдаевым рассказывает генеральный директор консалтинговой компании "Форус Консалт" Сергей Цодиков.

- Готовы ли региональные компании платить за консалтинг в сфере управления, внедрения ИТ?

- Спрос на консалтинговые услуги растет, и компании готовы за них платить, хотя  пока это еще не стало распространенной практикой. Характер спроса подтверждает общее правило для консалтинговых услуг: заказы делают либо компании, находящиеся в кризисе, либо производящие изменения. И в том, и в другом случае налицо проблемная ситуация. Правда мотивация к заказу очень отличается: в первом случае заказ делается под давлением обстоятельств, - это мотив безопасности. Второй случай более продуктивный: компания ищет возможности выделиться на рынке, а мотив носит осознанный и позитивный характер. Как правило, это успешные компании со сформированной стратегией развития, работа над подобными проектами идет продуктивно за счет отсутствия барьеров между менеджментом и консультантами.

Стоимость услуг консалтинга соответствует сегодняшнему состоянию рынка. Рынок проектов в сфере ИТ уже находится на стадии зрелости, их стоимость дает возможность консалтинговым компаниям расти и развиваться достаточно быстрыми темпами. Рынок управленческого консалтинга только формируется - цены здесь пока относительно невысокие и качество, зачастую, тоже. Общая беда клиента и консультанта - мало практики.

- Каковы потребности сибирских компаний в методологиях, методах и инструментах управления? Какие направления в своей работе они стремятся автоматизировать сейчас?

- Можно выделить несколько "популярных" направлений автоматизации. Во-первых, автоматизация логистики - для компаний, действующих в канале распределения, эти процессы являются основой бизнеса и потому всегда находятся в фокусе внимания управленцев. Раньше подобные задачи решались как задачи учета и контроля: требовалось своевременно фиксировать местоположение, количество, источники поступления товара... Теперь задача расширяется до управленческой -  например, обеспечение функций планирования товара и управления запасами. Именно поэтому так популярны различные системы класса MRP-II и ERP. В значительной степени это относится и к производственным предприятиям, где процессы планирования производства и материально-технических ресурсов представляют более сложный процесс. Инициаторами внедрения таких систем, как правило, выступают коммерческие и генеральные директора компаний.

Вторая важная функциональная область - финансовое, а точнее сказать, - экономическое управление компанией, и здесь инициаторами выступают финансовые директора. Это достаточно широкая сфера, которая включает вопросы управления стоимостью компании, бизнес-планирования, управления финансами в условиях роста и особенно - управления и контроля издержек. Эти задачи решаются системами класса ВРМ (business performance management).

Указанные области не являются конкурирующими, а хорошо дополняют друг друга. На сегодняшний день, по нашему мнению, эти направления охватывают минимальный объем задач автоматизации, необходимый для эффективного управления.

- Ваша компания регулярно устраивает семинары по управленческому и ИТ-консалтингу. Какие темы вызывают наибольший интерес у участников этих мероприятий?

- Набор тем определяется перечисленными потребностями компаний. В экономическом управлении это, прежде всего, вопросы управления издержками. Здесь управленцев интересует внедрение методик планирования и контроля затрат и расходов. Наиболее популярны сегодня методики бюджетирования. На эту тему написано впечатляющее количество книг, статей и пособий, поэтому главные вопросы связаны не с общими понятиями, а с конкретными методиками, а также организацией бюджетного управления в компании и ведением проектов внедрения систем поддержки бюджетного управления. Развитием бюджетных техник является управление издержками: в какой-то момент становится недостаточным просто контролировать затраты, возникает необходимость управлять ими. Тогда возникают ключевые вопросы: как определить и обосновать минимальную цену на продукцию или полуфабрикат, что следует изменить в деятельности компании для уменьшения затрат, до каких пределов можно снижать себестоимость, и как это делать, как добиться конкурентно привлекательной цены.

- Вернемся к ошибкам: каковы типичные просчеты компаний, прибегающих к внешнему консалтингу?

- Об ошибках можно говорить много. Назову только две, на мой взгляд, носящие фундаментальный характер.

Во-первых, клиенты ждут простых решений. А лекарство, как известно, бывает горше болезни. Например, вместо постановки стратегических целей, реального изменения бизнес-процессов, создания уникальной потребительской ценности для своего клиента они требуют внедрения современной (лучше западной) информационной системы. Логика рассуждения здесь такая: дайте мне технологию, соответствующую лучшей зарубежной практике. Изменение компании трактуется как некоторый технологический процесс: сменил технологию - и ты снова на коне!  Однако в бизнесе не бывает простых решений. Новая технология требует изменения контекста. Без изменения культуры (внедрения новых норм поведения персонала, правил работы организации и т.п.) технология мертва. Не потому ли так много разговоров о неуспешных внедрениях ИТ систем, например, ERP?

Во-вторых, консалтинговый проект - это всегда изменение понимания бизнеса управленцами компании. Зачастую это требует немалых усилий, но эту работу за управленцев не может сделать ни один консультант. Консалтинг лишь помогает менеджеру по-новому взглянуть на проблемную ситуацию - ответ, как правило, он находит сам. Это верно в большинстве случаев, кроме типовых ситуаций, когда консультант, накопив экспертный опыт в некоторой области, дает готовые рецепты. Поэтому менеджмент должен быть готов: во-первых, участвовать в идентификации проблемной ситуации и смене точки зрения на нее; во-вторых, на базе нового понимания вместе с консультантом сконструировать решение; в-третьих, проводить осмысленные изменения. При этом вся тонкая настройка решения вообще лежит на менеджменте компании, а не на консультанте. Как правило, заказчик не готов к такому разделению труда в консалтинговом проекте, говоря - мы вам деньги заплатили, вот и делайте...

 

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=2903