Вице-президент Red Hat уехал из России товарищем, а вернулся господином

Леонид Чуриков

Визит в Россию представителей Red Hat (вице-президента Алекса Пинчева (Alex Pinchev) и директора по Северной Европе Вернера Кноблиха (Werner Knoblich)) оказался, судя по всему, некоторой неожиданностью и для них самих, и для их достаточно близких партнеров - российских фирм Lynx BCC и «Линукс Инк».

«Не далее, как год назад мы встречались в Милане с Алексом (он тогда только приступил к своей деятельности в Red Hat), обсуждали проблематику российского рынка», - заявил во время совместной с Red Hat пресс-конференции в Санкт-Петербурге директор Lynx BCC Игорь Бухштаб. - И расстались несколько опечаленными: казалось, что в течение как минимум ближайших трех лет от Red Hat не следует ждать никаких серьезных движений на российском рынке».

Однако рассказы очевидцев о переменах в российской экономике, по всей видимости, поколебали уверенность бывшего выпускника ЛИТМО, а ныне одного из руководителей Red Hat Алекса Пинчева, и он решил лично оценить происшедшие за 30 лет (со времени его отъезда из России) перемены. И остался вполне доволен. «Когда я уезжал, в ходу было слово „товарищ“. Теперь я слышу обращение „господин“, и это мне, честно говоря, очень нравится», - заявил он.

Прежде чем стать особой, приближенной к верхушке Open Source Community, Алекс Пинчев проработал в IT-отрасли около 28 лет и успел создать четыре компании. Но получив предложение поработать в Red Hat, продал их. Сейчас он считает, что не ошибся, и открытые технологии - это как раз то, что может в корне изменить область информационных технологий. В ведении г-на Пинчева находятся все мировые продажи Red Hat (имеются в виду продажи контрактов на сервисное обслуживание). Кроме того, он курирует направления servicing support и learning services. Младшему Пинчеву 12 лет, и отец заверяет, что на компьютере у сына (также как и у всех его приятелей) только Linux. Это приводит родителя в восторг и побуждает лично дарить детям красные шапки (red hat).

Кстати, красная шляпа, в отличие от толстовок желтого цвета для российских разработчиков, так и не стала строгим корпоративным стандартом в Red Hat. Сейчас она служит лишь напоминанием об экстравагантной юности одного из двух создателей компании - Марка Эвинга (Marc Ewing). Однако слово «энтузиазм» с момента основания и до сих пор остается для Red Hat ключевым термином.

Компания энтузиастов

«Мы - компания энтузиастов», - заявил вице-президент. По его словам, в разработке решений с открытым кодом принимают участие около 3 тыс. программистов из более чем 100 стран. При этом штатных сотрудников Red Hat среди них не более трехсот. (А к главным идеологам разработок г-н Пинчев относит не более десятка специалистов.) Заслуга компании, по мнению Алекса Пинчева, в том, что «все очень хорошо организовано».

Red Hat по праву может гордиться организацией процесса сбора идей, создания решений, оценки их на легальность используемых наработок. Компания не брезгует и платными услугами: по словам г-на Пинчева, ряд задач отдается на аутсорс. В частности, таким опытом сотрудничества с «Красной шляпой» могут похвастаться чешские программисты. Причем выбор страны (это может быть не только Индия, но и любая другая) не зависит напрямую от стоимости труда разработчиков. Для Red Hat гораздо важнее близость программистов выбранного региона к Open Sourсe Community. (У российских программистов, по словам Алекса Пинчева, также есть шанс получить заказ от Red Hat.)

Вице-президент знает о существовании теории, согласно которой Red Hat красиво обманывает программистов: якобы те помогают компании заработать (например, на тех же сервисных услугах), не имея при этом практически никаких шансов получить серьезную коммерческую отдачу от затраченных умственных усилий. «По моим сведениям, - сказал Алекс Пинчев, - многие члены Open Source Community (может быть, и не 100%, но все-таки немало) работают в крупных компаниях и никак не бедствуют». Больше всего, по его подсчетам, активных вольных разработчиков продуктов Open Source среди сотрудников IBM (500-600 человек); немало их и среди персонала Oracle, Novell, Dell и Hewlett-Packard. Кроме того, Алекс знает не менее 50 человек из Microsoft, которые, придя с работы домой, «отправляются прямиком в сообщество».

Игорь Бухштаб добавил, что монополизировать рынок сервисных услуг, по его личному мнению, абсолютно невозможно. Как только сервисная компания достигает какого-то уровня, всегда находится кто-то, кто, руководствуясь ее примером, оказывается лучше. Рядом с большой компанией всегда найдется маленькая, где есть «мальчики с горящими глазами», готовые работать днем и ночью, чтобы стать лучше конкурентов. И клиенты всегда будут выбирать разные сервисные компании: какие-то покажутся им ближе по масштабу, другие - по брэндированию, а третьи - по наличию свободных ресурсов.

«Все, что мы делаем, мы возвращаем сообществу, и это приблизительно треть тех решений, которые генерируются в сообществе», - сказал представитель Red Hat. При этом Red Hat, по его оценкам, удается занимать около 90% мирового рынка открытого софта. За последние 12 месяцев доходная часть бизнеса Red Hat увеличилась на 400%, а по всему миру было продано около 300 тыс. контрактов на сервисное обслуживание, из них 98 тыс. - за три ближайших месяца. Крупнейшие покупатели - America On-Line и Amazon.com (каждый приобрел около 10 тыс. контрактов), а также некоторые крупные банки, среди которых City Bank.

При этом Novell (один из основных конкурентов Red Hat в борьбе за российский рынок) за тот же трехмесячный период продала, по данным Red Hat, лишь порядка 3 тыс. 800 сервисных контрактов. Вице-президент Red Hat считает, что в России компания будет развиваться так же, как и во всем мире. Немаловажным фактором при выходе на рынок является поддержка со стороны глобальных партнеров (Oracle, IBM, Hewlett-Packard). За время короткого визита в Россию руководители Red Hat сочли своим долгом познакомиться с российскими представителями всех этих фирм, ибо «предпочитают начинать серьезное завоевание любого нового рынка сообща».

Российское представительство

Выступая перед российской аудиторией, Алекс Пинчев выразил «абсолютную уверенность», что в самом ближайшем будущем в России появится представительство Red Hat, как того требуют российские партнеры. Будет ли оно базироваться в северной столице или в Москве, пока неизвестно: этот вопрос вице-президент собирается еще обсудить. Российский офис должен помочь в решении нескольких проблем. Одна из них - сертификация. С этой точки зрения (по мнению российских партнеров Red Hat) Linux-продукты предпочтительнее многих, поскольку изначально делаются по соответствующим стандартам. По мнению директора Lynx BCC, получение сертификата - не более чем формальная процедура, хотя она и требует затрат времени, усилий и денег. И все же получать сертификаты должно именно представительство Red Hat, считает Игорь Бухштаб.

Кроме того, наличие представительства, по его мнению, должно увеличить шансы на проникновение программных продуктов на базе открытых технологий в государственные структуры. В частности, Lynx BCC и «Линукс Инк» намерены принять участие в сентябрьской конференции «Информационная безопасность России», организованной Комитетом по безопасности Государственной Думы РФ, Аппаратом Совета безопасности РФ и журналом «Бизнес и безопасность в России». И если к этому моменту российский офис Red Hat уже откроется, этим компаниям «будет проще».

Администрация Великого Новгорода переходит на Linux

Впрочем, Lynx BCC и «Линукс Инк» уже удалось добиться некоторых успехов в общении с госструктурами и без помощи представительства. Как сообщает информационное агентство «Алгоритм», недавно стартовал пилотный проект по внедрению открытого ПО в информационно-аналитическом центре администрации Великого Новгорода. По словам Игоря Бухштаба, в данном проекте можно «теоретически» говорить об установке ПО на 500 рабочих местах госслужащих и нескольких серверах в городской администрации. При этом о немедленной замене Microsoft на Linux речь не идет. Ближайшая задача сотрудников IT-компаний - создать «гетерогенное решение».

Чтобы реализовать «гетерогенность», на одном из действующих в Новгородской администрации серверов Fujitsu Siemens Computers установлен Windows Terminal Server, а на другом - Linux. При этом специалисты IT-компаний «постараются показать» работникам администрации возможности открытых программных продуктов, аналогичных тем, которые уже используются в ИАЦ. Если у пользователей не возникнет претензий к решениям open source, то можно будет обсуждать вопросы о переходе на Linux. Правда, по словам г-на Бухштаба, проект на данном этапе является не коммерческим, а, скорее, спонсорским. Часть расходов по нему приняли на себя IT-компании, другую часть - местная администрация (ИАЦ). Первые результаты проекта в Великом Новгороде можно будет увидеть, скорее всего, через полгода.

Компьютер для дач

Также в сентябре Lynx BCC и «Линукс Инк» планируют вывести на российский рынок новый продукт, который, вполне возможно, позволит ПО Linux завоевать популярность на потребительском рынке. Это специальный компьютер «для дач, детей и домохозяек». Он представляет собой моноблок (с 14-дюймовым монитором, модемом и телефонной трубкой) и небольшую клавиатуру с манипулятором touch pad, как у недорогого ноутбука. На все это установлен софт от «Линукс Инк», «дружелюбная модификация решения Linux Cyrillik Edition». Продукт должен продаваться по 6 тыс. руб. По предварительной договоренности с производителем (испанская компания), от 3 $ до 5 $ с каждого проданного устройства получит разработчик ПО. «Нас это вполне устраивает», - заверяют в петербургской компании. Особенно если в общей сложности будет продано несколько сотен тысяч подобных устройств.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=2729