Рей Бингхем: “Место России - в самом начале производственной цепочки”
Хотя руководители международных компьютерных корпораций традиционно хвалят научный потенциал России, не многие из них рискнули открыть здесь научно-исследовательские центры. В мае в Москве заработал центр микроэлектронных разработок компании Cadence Design Systems. А в Зеленограде с 2001 г. для студентов Московского института электронной техники действует университет Cadence, в который компания вложила около $1 млн. Cadence - один из ключевых игроков на рынке компьютерных программ для проектирования микроэлектронных схем и печатных плат. По мнению председателя совета директоров Cadence Рея Бингхема, России бесполезно состязаться в производстве дешевых полупроводников с Тайванем или в написании недорогих компьютерных программ с Индией. Место российских инженеров в международном разделении труда - в самом начале “биологической цепочки”, где изобретаются принципиально новые подходы к устройству и разработке микрочипов, полагает Бингхем. - Зачем Cadence понадобился центр разработок в России? - Мы работаем здесь последние 10 лет: сначала - через наших партнеров, а в последние годы - с помощью [американской] аутсорсинговой компании Mirantis, которая помогла нам открыть здесь офис. Но теперь в России начала работать именно Cadence, и, значит, мы будем намного ближе к нашим клиентам, к правительственным структурам и образовательным институтам, а это критически важно для бизнеса в сфере высоких технологий. Интерес [IT-компаний] к России объясняется крайне просто. Мы наблюдали похожие процессы и раньше: 15 лет назад то же самое происходило на Тайване, где с появлением таких компаний, как TSMC и UMC, в те годы возникла отрасль полупроводниковых микросхем. Вокруг них потом возникло целое поколение дизайнерских компаний - стартапов, а сегодня 40% мирового производства чипов расположено на Тайване. Там же производят электронное оборудование на миллиарды долларов, хотя 15 лет назад все начиналось более чем скромно. А 10 лет назад международные корпорации пришли в Индию, и дальше все пошло по той же модели, что и на Тайване. И то же самое, как мы видим, начинается и в России. - Тайвань и Индия занимают заметное место в международной цепочке высокотехнологичного производства. Может ли Россия вписаться в эту структуру? - Исходя из того, что мы сейчас наблюдаем, - да, и поэтому мы инвестируем здесь в научно-исследовательский центр. 15 лет назад Тайвань знали как производителя велосипедов и текстиля, остров не принимал никакого участия в бизнесе микрочипов. 10 лет назад Индия не была лидером по выпуску компьютерных программ. Все это случилось после прихода туда международных корпораций, которые начали вкладывать деньги в национальную систему образования. В России очень давние традиции научного и технического лидерства. А сейчас ваша экономика, да и вся страна, становится более открытой для внешнего мира. Правительство предпринимает шаги по оптимизации и упрощению административной системы, экономическая ситуация улучшается. Такие компании, как Intel, удваивают размер своего представительства в России, Motorola тоже расширяет свое присутствие. А компании вроде Cadence должны следовать за клиентами, чтобы постоянно быть в курсе их потребностей. К концу 2004 г. в нашем московском центре будет около 70 сотрудников, которые будут заниматься научно-исследовательской работой и созданием продуктов Cadence, которые мы продвигаем на мировом рынке. Мы рассчитываем и дальше расширять наш московский филиал. 10 лет назад в индийском центре разработок Cadence работало 50 человек, а сейчас там уже 600 сотрудников. - Какое место Россия может занять на международном рынке информационных технологий? - У России есть два основных преимущества. Прежде всего российский рынок электронной техники еще очень далек от насыщения. Большой неудовлетворенный спрос на электронику - одна из причин быстрого роста китайской экономики. И он порождает значительную деловую активность, большой объем инвестиций. В нашем бизнесе по разработке программ для дизайна микрочипов очень пригодятся сильные российские традиции и научные достижения в области фундаментальных наук - математики и физики. На знании этих дисциплин базируются компьютерные программы Cadence. Серьезная математическая основа необходима для алгоритмов, управляющих нашими программами по разработке чипов. Каждый чип - это кусок кремния размером с палец, на котором установлено более 1 млн транзисторов! Россия на протяжении десятилетий удерживала лидерство в математике, и нам действительно удалось нанять здесь на работу замечательных специалистов-технологов, которые не только разбираются в математике и в физических эффектах от размещения транзисторов, но и умеют выстраивать электронную систему на их базе. Это позволит ускорить развитие новых продуктов, над которыми работают наши специалисты в Калифорнии и в других странах. Дизайн микрочипов - это всегда инновации. И место России - в самом начале производственной цепочки. Ваши инженеры будут специализироваться на дизайне и разработке новых высокотехнологичных устройств, а не на конечном цикле, не на производстве. Тайвань замечательно справляется с производством, Индия выпускает очень хорошие программы. А Россия, я считаю, может использовать свои конкурентные преимущества, которые она создавала на протяжении десятилетий, в разработке передовых технологий. - Почему до сих пор немногие компании открыли в России свои научно-исследовательские центры? Примеры такой работы можно пересчитать по пальцам. - Мы находимся в самом начале этого пути. Россия только начинает превращаться в открытую и конкурентоспособную страну. 10 лет назад в России не было ни финансовой, ни политической стабильности, не было дружественного по отношению к бизнесу правительства. Сегодня ваша экономика растет на 6-8% ежегодно, правительство старается открыть экономику внешнему миру и стимулировать деловую активность. А это необходимые условия не только для развития местного рынка, но и для привлечения иностранных инвестиций. - А ваш центр будет работать на внешний мир или на Россию? - Благодаря российским технологиям московский офис Cadence сможет выпускать новые продукты, которые будут пользоваться спросом во всем мире. Но российский внутренний рынок тоже будет расти. С увеличением числа профессиональных дизайнеров деловая активность в этом секторе будет расти. Появление новых дизайнерских компаний позволит расширить предложение товаров для внутреннего рынка. То же самое мы сейчас наблюдаем в Китае, кстати говоря. С самого начала Китай сделал ставку на экспорт, но страна, разумеется, хочет продавать собственные товары и на внутреннем рынке, и это правильная стратегия. Я думаю, в России будет то же самое: разработанные и произведенные в России товары станут основной движущей силой российского рынка электроники. - На российском рынке микроэлектроники есть два сильных игрока - это связанные с военно-промышленным комплексом государственные компании и АФК “Система”. Собираетесь ли вы сотрудничать с военными? - Мы работаем с производителями любых чипов, в том числе и тех, которые используются в вооружении. Обычно мы не работаем с правительственными агентствами напрямую, мы обслуживаем клиентов, которые поставляют свою продукцию и этим агентствам. - А с “Системой” сотрудничество возможно? - Одна из форм нашей работы с клиентами - это партнерство в научно-исследовательской работе. У Cadence есть совместные отделы по разработке продуктов с IBM, Hewlett-Packard, Motorola. Сотрудничество с российскими лидерами будет для нас вполне естественным, после того как они ясно сформулируют свои планы. - Три года назад начался спад на рынке компьютерных технологий. Можно ли говорить о его завершении? - Жестокому кризису, который пережила индустрия полупроводников и электроники в последние три года, предшествовал невероятный бум. Последовавший коллапс был связан со строительством избыточных мощностей. Сейчас мы выходим из спада, наблюдается хороший рост в отрасли полупроводников и, что особенно радует, в сегменте потребительских товаров. Изначально сектор полупроводников был нацелен на выпуск продукции для научных и бизнес-приложений и не слишком хорошо работал на выпуск потребительской продукции. А сегодня основные рынки сбыта находятся в потребительском сегменте. Найти новое применение для чипа в детских игрушках, домашних приборах или автомобиле - значит создать для производителей полупроводников огромный новый рынок. Например, в автомобильной индустрии 60-70% стоимости автомобиля приходится на электронные компоненты. Даже в вооружении 70-80% стоимости военного оборудования - это цена электронной начинки. Если сфера применения микрочипов будет расширяться и дальше, то за счет новых рынков сбыта эта индустрия станет развиваться в менее циклической обстановке. В этом случае темп роста нашего рынка стабилизируется на уровне 11-12% в год, который мы наблюдаем уже давно, - но с сильными циклическими колебаниями. БИОГРАФИЯРей Бингхем родился в 1945 г. в США. Получил степень бакалавра по экономике в Государственном университете Вебера и диплом MBA в Гарвардской школе бизнеса. Занимал руководящие должности в Marriott Corporation и голландской Agrico Overseas Investment Company. В 1985-1993 гг. Бингхем - исполнительный вице-президент и финансовый директор Red Lion Hotels, в 1993 г. перешел на аналогичную позицию в Cadence. С 1999 г. по май 2004 г. занимал посты президента и исполнительного директора Cadence. Сейчас Бингхем возглавляет совет директоров компании. О КОМПАНИИCadence Design Systems была основана в 1988 г., ее штаб-квартира находится в Сан-Хосе, Калифорния. Компания производит компьютерные программы для дизайна микрочипов, ее клиентами являются крупнейшие производители и потребители микросхем - Motorola, BMW, Philips, Hyundai, Sony, Samsung, Cisco Systems, Apple, IBM. В компании работает около 4800 сотрудников. Выручка компании в 2003 г. снизилась на 13% до $1,1 млрд, убытки составили $17 млн (по сравнению с прибылью в $60 млн за 2002 г.). Несмотря на убытки, по итогам опроса 10 000 топ-менеджеров и экспертов, проведенного журналом Forbes, в марте 2004 г. Cadence второй год подряд вошла в десятку “самых почитаемых компаний Америки”. Центры разработок Cadence работают в США, Индии, Франции, Шотландии, Ирландии, Китае и на Тайване. В конце мая компания открыла центр разработок в Москве. Источник: Ведомости (газета)
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=2668 |