В кольце псевдоинноваций
Львиная доля экспонентов ганноверской выставки демонстрировала свои способности в приспособлении вчерашних технологий к сегодняшнему рынку. Среди них терялись разработчики ноу-хау завтрашнего дня У каждого CEBIT должна быть своя изюминка. В прошлом году CEBIT вращался вокруг темы Wi-Fi - высокоскоростной беспроводной интернет-связи. В этом же году подобной темы найти не удалось. Организаторы придумали для 2004 года девиз "Завтра мы будем иначе покупать, иначе продавать, иначе жить и иначе работать". Этот довольно бессмысленный лозунг призван обосновать тот факт, что большая часть компаний приехала на CEBIT с вариациями на тему, как уже давно известные технологии можно пристроить к быту и бизнесу, а не с новыми технологическими прорывами. CEBIT-2004 был по большей части выставкой не завтрашних, а сегодняшних и даже вчерашних технологий. Две выставкиЕсть два CEBIT - потребительский и деловой. Первый сотрясается от отвязных шоу и усеивает обрывками упаковки от подарков и использованными билетиками для розыгрышей Deutsche Messe - выставочную площадку в добрых два километра по диагонали. На него приходят толпы народа - молодежь, семьи с детьми, образующие по утрам протяженные очереди. Эти люди толпятся в павильонах сотовых телефонов, сотовых операторов и интернет-провайдеров, сбиваются кучами у стендов, где выставлены новейшие варианты домашних театров (непременно с подключением в Интернет, видео-по-запросу, системами для просмотра цифровых фотографий и так далее), цифровых фотокамер, игровых видеокарт и другой домашней и развлекательной электроники. Для этих посетителей CEBIT 2004 года - прежде всего CEBIT сотовых телефонов. За последний год индустрия, которая еще пару лет назад, казалось, дышала на ладан, сделала могучий рывок. Весь 2003 год Nokia, Sony-Ericsson, Motorola, Samsung, Siemens, LG, Sagem и другие производители активно насыщали рынок телефонами со встроенными камерами. Благодаря этой новинке рынок поставил новый рекорд - на CEBIT было объявлено о продаже более полумиллиарда новых телефонов, что почти на 20% превысило рекорд 2000 года (435 млн). Особенно успешным был четвертый квартал, когда потребители приобрели 167 млн сотовых телефонов. Большая часть этих аппаратов заменила уже имеющиеся и имела или цветной экран, или камеру, или и то и другое. Производители верны девизу нынешней выставки - новинок, подобных той, какими были в прошлом году телефоны-камеры, не было. Были телефоны с камерами чуть большего разрешения, чуть большими экранами, чуть более насыщенные программами смартфоны, - это все. Сотовые операторы встретили CEBIT более скромно: многие из них даже не сочли нужным поменять устройство и дизайн стендов. Более активны были интернет-провайдеры. Многие телекомы, совмещающие как сотовый, так и интернет-бизнес, привезли на CEBIT интегрированные тарифные планы-"корзины". Выражение 3G окончательно сменилось выражением UMTS (аббревиатура от "универсальная мобильная телекоммуникационная система") - операторы теперь предпочитают не вспоминать замаранное чередой неудач и провалов слово. Многие вообще не акцентируют внимание на технических терминах, предпочитая подчеркивать услуги. Сети третьего поколения демонстрируются не столько на телефонах, сколько на ноутбуках с беспроводными модемами. Потребителя, впрочем, уже сложно обрадовать скоростью в 384 килобита - большая часть домохозяйств Европы сейчас имеет выделенные линии скоростью в 1 мегабит и более. - Но есть и другой CEBIT - деловой. Это простые стенды, тихие залы, люди в костюмах. Таковы по большей части все павильоны, посвященные программному обеспечению и телекоммуникациям. Найти там "чайников" непросто. Нынешний "деловой" CEBIT предлагает софтверные и сетевые решения в основном для бизнеса и государственного сектора. ERP-системы во всех вариациях, компьютерная безопасность и борьба со спамом, ПО с открытым кодом - вот основные сюжеты. В прошлом году отдельный павильон был посвящен средствам RFID; сейчас они представлены уже не столько оборудованием и прочим "железом", сколько примерами имплементаций и программно-аппаратными комплексами "под ключ". Угол, где расположен Linux Forum, был, пожалуй, наиболее оживленным в деловой части CEBIT - и наиболее успешным. Большая часть продемонстрированных проектов для госсектора была основана именно на Linux. Пример города Мюнхена, чей муниципалитет перешел с "Майкрософт" на Linux, оказался заразительным - ему последовали, судя по множеству стендов, и другие германские города. Вообще на CEBIT лучше представлена германоязычная Европа, от Скандинавии до Австрии. Романские страны - Франция, Испания, Португалия и даже насквозь интернетизированная и телефонизированная Италия оказались куда менее приметны. В принципе CEBIT - выставка в первую очередь Старого Света. Большая часть присутствующих американских компаний - международные мегакорпорации, такие как Intel, Microsoft, IBM, Oracle, Cisco, Lucent и другие. Основная масса средних и малых компаний - это представители Евросоюза, Восточной Европы и Восточной Азии - того региона, который в корпоративном обиходе часто именуется EMEA (Europe-Middle East-Asia). Без швов и сбоевОдин из главных авторитетов в области технологического рынка Брайан Кардон из аналитической компании Forrester Research обозначил эпоху, в которую вступил ИКТ-рынок (ИКТ - информация, коммуникации, технологии), как период "движения к реальности". Прошедшее десятилетие, по Кардону, делится на три эпохи. Первая, с 1996-го по 2000 год - эпоха гиперроста. Эту эпоху характеризовали всеобщая интернетизация, скорость и жадность, а также "проблема 2000 года". За ней последовала эпоха последствий, которая была прожита с 2000-го по 2003-й и которой были свойственны сокращение расходов и стратегическая задача выживания. Сейчас компании ждет консолидация, восстановление ИТ-бюджетов их клиентов и, самое главное, подгонка интересов бизнеса и технологий друг к другу. "В чем состоит Большая Идея нашего времени? Та Большая Идея, которая будет двигать нас вперед?" - спросил Кардон аудиторию проходившей в рамках CEBIT международной конференции ICT World Forum. Он считает, что главная задача сегодняшнего дня - добиться, чтобы все новые технологии, уже освоенные за предыдущие годы, сейчас стали "бесшовно и безсбойно" работать друг с другом, а в технологических новинках нужды пока нет. Уже давно в компьютерном мире ходит шутка, что если бы автомобили работали на Windows, они бы периодически останавливались и не заводились, пока все пассажиры не выйдут и не войдут снова. А если бы автомобили работали на Linux, продолжается шутка, тогда они были бы бесплатными и могли ехать на одном литре топлива до бесконечности - но собирать их надо было бы самостоятельно, а в управлении они были бы сложнее самолета. На нынешнем CEBIT популярнее была новая шутка - если бы самолеты были так же надежны, как компьютеры и мобильная связь, они падали бы каждый день тысячами. - "Основным событием ближайших лет в мире информационных технологий и телекоммуникаций должна стать конвергенция, - вторит Кардону Патриция Руссо, CEO компании Lucent Technologies. - Слияние сетей и решений, которое позволит операторам объединять и комбинировать известные сервисы так, чтобы пользователю они были максимально доступны. Голос и данные, беспроводная и проводная связь, широкополосный доступ и мобильность - все это должно работать друг с другом, и в этом мы видим свою главную задачу". Об этом же говорили и слоганы других корпораций. "Бесшовный компьютинг" - Miscosoft, "Адаптивный компьютинг" - Hewlett-Packard, "Мощность по запросу" - IBM. Все эти маркетинговые призывы, в сущности, - идеология приспособления уже сделанного к нуждам и запросам пользователя (частного лица, групп, корпораций). Вот с такими предложениями участники выставки и вышли к гостям CEBIT, и нельзя не признать - главный лозунг CEBIT, при всей его банальности, довольно точно описывает наше время, небогатое на прорывные новинки, но перенасыщенное недошедшими до массового пользователя изобретениями прошлых лет. Go EastВо второй день выставки газета Messe Zeitung вышла с большой статьей про участников из Восточной Европы. Иллюстрировала статью фотография девушек-хостесс со стенда российской компании CBoss, производящей биллинговые системы. Восточноевропейских компаний на выставке было очень много, как и восточноевропейских посетителей. По влиянию и размеру они еще не могут соперничать с азиатскими компаниями, но числом их уже превосходят. У западных европейцев действительно очень большой интерес к Восточной Европе, что связано прежде всего с расширением Евросоюза с 1 мая 2004 года на десять стран. Для ИКТ-отрасли это означает унификацию всего и вся: систем управления, документооборота, финансовых систем, государственной отчетности, таможенного и иммиграционного контроля - а это в основе своей информационные системы. Еще в прошлом году крупные европейские интеграторы оценивали, что расширение ЕС может увеличить общий оборот компаний информационно-технологического сектора на 10%. В свою очередь, европейцы ожидают, что часть работ, ныне находящихся на аутсорсинге в Индии и Китае, теперь вернется в страны Восточной Европы. Еще интереснее то, что примерно так же участники CEBIT смотрят и на страны, еще не вошедшие в Евросоюз, - как на будущих европейцев. Не раз и не два корреспондент "Эксперта" слышал от представителей компаний из самых разных стран один и тот же вопрос: "А вы в России когда вступите в Евросоюз?" С CEBIT я вынес стойкое впечатление, что западный деловой мир уже записал Россию в кандидаты в ЕС и строит свою стратегию исходя из того, что в более или менее обозримые сроки Россия будет функционировать в европейском пространстве и по европейским правилам, как и другие бывшие соцстраны. Русских участников CEBIT стратегические вопросы евроинтеграции не интересовали, все они рассматривали выставку исключительную как переговорную площадку. Татьяна Гуляева из сотового дилера "Евросеть" рассказала "Эксперту", что после прошлой выставки компания вдвое увеличила число вендоров, чьими телефонами и аксессуарами она торгует. Обширную переговорную программу обрисовали и ветераны CEBIT - ABBYY, "Лаборатории Касперского". Российская фирма CBoss привозит на CEBIT свои биллинговые системы и успешно продает их другим участникам выставки уже второй год. Нанотравы и инопланетные глаза- Тем не менее на выставке одна компания все-таки представила оборудование для Wi-Max, причем сразу целый комплект - с базовыми станциями и пользовательскими устройствами. Известный израильский производитель радиоканального оборудования Alvarion, хорошо известный в России, привез на выставку компоненты, которые годятся, чтобы обеспечить недорогим высокоскоростным Интернетом поселок или городской микрорайон, причем абонентскую сеть можно дополнить и другими устройствами, например, вывести Интернет к пользователям через Wi-Fi или Ethernet. Для "года Wi-Max" этого, безусловно, мало, но если Wi-Max "рванет", следующий год сможет оказаться "годом Alvarion". Помимо Wi-Max Удалось найти и другие новинки. У небольшого дисплея в глубине стенда Lucent обозреватель "Эксперта" беседовал с вице-президентом Bell Laboratories по нанотехнологиям профессором Дэвидом Бишопом. В обыденном понимании нанотехнология ассоциируется с наноботами, роботами из отдельных атомов, которые могут тайно проникнуть в человека и превратить его в мутанта или супермена. Это, поясняет профессор Бишоп, не более чем фантазия авторов жанра киберпанк. Современная нанотехнология - дисциплина, работающая с объектами менее одной десятой микрона (или сто нанометров). Она существует на стыке молекулярной биологии, химии и квантовой физики, и ее задачей является в первую очередь создание радикально новых материалов, производственных процессов и электронных устройств. Грани нанотехнологии размыты - с одной стороны она граничит с микромашинами, с другой - с традиционной электроникой, с третьей - с биотехнологиями и химией. "Ведь и p-n-переход, - говорит Бишоп, - также имеет размер в несколько сот нанометров, а значит, все электронные устройства в каком-то смысле - нанотехнологии". К этому сектору относится не только электроника, но и полировочные порошки, косметика (средства от загара содержат нанопорошок, фильтрующий ультрафиолет) и многое другое. Общий оборот нанотехнологического рынка сейчас составляет около 5 млрд долларов. Из многочисленных перспективных разработок Bell Labs, которые мне показал нанотехнолог, наиболее запомнилась "нанотрава". Это крохотные штыри, расстояние между которыми не превышает нескольких микрон. Нанотрава абсолютно не смачивается: силы поверхностного натяжения в жидкости превышают ту, которая необходима, чтобы жидкость распределилась между ее "стебельками". Если на нанотраву уронить каплю, она останется лежать на ее поверхности. На стебельки затем можно подать напряжение, и тогда капля запляшет - начнет выгибаться, перетекать с одного бока на другой и менять форму. Точь-в-точь хрусталик глаза. Это позволяет создать идеальную жидкую нанолинзу, которая может использоваться, например, в волоконно-оптических переключателях. Разработки Bell Labs - только прототипы, но они дают ощущение, какими электроника и телекоммуникации могут быть через пять-десять лет. Но приятнее всего вашему корреспонденту было узнать, что в крайне немногочисленных рядах инноваторов послекризисной эпохи нашлись и соотечественники. На одном из самых видных мест стенда Logitech, крупнейшего производителя компьютерных мышек, клавиатур и прочей периферии, была выставлена новинка, специально подготовленная к CEBIT, - Logitech A4 QuickCam Sphere, инопланетного вида круглый глаз на ножке. Камера, способная сама наводиться на лицо человека и распознавать его, тихо жужжа, провожала своим взглядом проходящих мимо. Чего, однако, не знали гости выставки, наперебой заставляющие ее вертеться туда-сюда, так это того, что программная и алгоритмическая начинка камеры сделаны для Logitech в Москве компанией A4Vision, о которой "Эксперт" уже писал в прошлом году. Так что, несмотря на главный лозунг сегодняшней CEBIT "Даешь быт", инженерное творчество в Ганновере не угасло. Международные команды из Нью-Джерси, Израиля, Швейцарии и России в каком-то смысле оправдывают существование крупнейшей технологической выставки, не давая ей окончательно выродиться в псевдоинновационный перформанс. Источник: Эксперт, #12 (415) от 29 марта 2004
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=2493 |