Как произвести впечатление
Елена Шарова
Владеть техникой бизнес-презентации нужно менеджеру любого уровня. Сегодня многие уже знают: тщательно подготовленный многостраничный отчет или бизнес-предложение - это лишь полдела. Надо суметь показать товар лицом, на время превратившись в артиста, оратора, психолога. О приемах, которые помогут сделать презентацию успешной, рассказывают специалисты агентства «ИМА-консалтинг» Наталия Асташкевич и Вера Михайлова. Средство деловой коммуникацииСЕКРЕТ ФИРМЫ: Все вроде бы слышали, что такое бизнес-презентация, но нельзя ли все-таки дать этому термину определение? ВЕРА МИХАЙЛОВА: Презентация - это представление фирмы, товара или услуги для рекламы или ознакомления. Это средство коммуникации, используемое в секторе b2b. Если же переходить к типологии, то Наталия Асташкевич (слева) и Вера Михайлова:
НАТАЛИЯ АСТАШКЕВИЧ: Существуют не только разные типы, но и форматы презентаций. Одно дело, когда в клиентском отделе готовятся кейсы о продукции компании, и менеджер среднего звена демонстрирует потенциальному заказчику свои продукты. И совсем другое, когда речь идет о более масштабных задачах, например, об утверждении PR-программы на год или представлении результатов масштабного исследования. Здесь работает целая команда. СФ: В каких случаях без презентации не обойтись? ВМ: Таких ситуаций много. Например, вам нужно представить результаты ответственного проекта. Если просто представить отчет, неизвестно, как он будет воспринят. Лучше устроить впечатляющий показ результатов. Другой пример - участие в тендере. В 2003 году Минпечати проводило программу «Россия - почетный гость Франкфуртской книжной ярмарки». В качестве заявки на участие наша компания подготовила стратегию рекламного и информационного сопровождения программы; ее краткое описание заняло 42 страницы машинописного текста. Если такой документ просто отправить по почте в тендерную комиссию, очень мало надежд, что текст будет прочитан и правильно понят. Проведение презентации кардинально меняет ситуацию. Яркий визуальный образ вызывает эмоцию, а удачное сочетание эмоции и информации помогает быстрее пробиться к сердцу заказчика. Ну и, конечно, не стоит забывать, что в ходе презентации зрители могут задавать вопросы. НА: Без презентации не обойтись, когда работаешь c крупными бизнесменами или c высокопоставленными чиновниками. У таких людей очень плотный график: например, вам готовы уделить не более семи минут. В таких условиях формат презентации - единственно возможный способ делового общения: за пять минут надо четко и быстро донести свои идеи, две оставить на обсуждение. А это удобно. СФ: Чем еще удобен формат презентации? ВМ: Прежде всего тем, что это не спонтанная встреча, ее время заранее оговорено. Если деловые люди встречу подтверждают, они, как правило, на нее приходят. Зачастую самое трудное в презентации - это договориться о ней. Если время назначено и продолжительность встречи известна, можно считать, что на одну ступеньку ты уже поднялся. Иногда жесткие временные ограничения даже помогают: зная, что у тебя в распоряжении всего пять минут, вычленяешь самое главное. Шелуха уходит - остается только суть. Логика жанраСФ: С чего начинается подготовка презентации? ВМ: Cначала готовится текст бизнес-предложения, потом дизайнеры преобразуют этот текст в слайды. Каждый элемент оформления - композиция, цвета, шрифты, рамки - играет очень большую роль. Жестких правил здесь нет, но, например, корпоративная презентация обычно содержит блоки об истории фирмы, ее основных достижениях, числе работников, объеме оборотных средств, географии присутствия, о крупнейших проектах и конкурентных преимуществах. Информация, выведенная на слайды, должна быть хорошо структурирована и полностью понятна зрителю. Здесь существует одна опасность. Когда автор с головой погружен в материал и свободно в нем ориентируется, то порой на слайд выводятся всего три-четыре ключевых слова, которые автору понятны, а вот зрителю, к сожалению, нет. Текст выступления ни в коем случае не должен дублировать тезисы на слайдах - это неграмотно. В презентации главное не изображение на экране, а слова, которые произносятся. И еще то, с какими эмоциями, интонациями они произносятся, насколько свободно человек владеет информацией. Обычно выступление производит большее впечатление и лучше запоминается, чем слайды. Последние только иллюстрируют произносимые утверждения и создают эффект шоу. Еще одна хитрость, о которой хотелось бы сказать. Для презентации готовится целый пакет документов, в том числе распечатка слайдов и закадровый сопроводительный текст. Не следует сразу же отдавать заказчику все эти материалы - он может увлечься чтением и перестать слушать выступающего. Между тем смысл презентации - в комплексном воздействии на зрителя, и ораторские способности выступающего должны здесь сыграть главную роль. СФ: Какой должна быть логика презентации? ВМ: Можно идти от частного к общему или наоборот. На практике чаще используется дедуктивный подход, когда первый слайд заявляет основную тему раздела и несколько (не больше трех-четырех) подразделов, которые раскрываются либо с помощью анимации, либо на следующих слайдах. Чтобы запомнилосьСФ: Бизнес-презентация - это своего рода шоу. Как сделать это представление ярким и запоминающимся? НА: Можно, например, начать презентацию со слайда, который демонстрирует сильные и слабые стороны заказчика («ресурсные поля» и «факторы риска») в сегодняшней рыночной ситуации. Естественно, это потребует определенной аналитической работы. Презентация запоминается, когда она расцвечена примерами - одновременно фактурными и показательными. Некоторое время назад мы исследовали отношение россиян к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. В частности, выяснялось мнение людей о возможном переносе столицы в Питер. Один из респондентов выразил свое отношение к этой идее так: жители Питера очень боятся, что с переносом столицы к ним переедет куча глупых московских чиновников. Эти слова мы с удовольствием повторяли на всех презентациях для высокопоставленных чиновников, и везде они имели успех: москвичи начинали иронизировать, питерцы приходили в неописуемый восторг. СФ: Как добиться, чтобы презентация выделилась из ряда себе подобных? Если есть такая возможность, хотя бы на одну репетицию надо пригласить психолога, который профессиональным взглядом оценит, какое впечатление производит выступающий и что необходимо скорректировать для максимального воздействия на слушателей. Если такой возможности нет, полезно снять презентацию на видеокамеру и затем ее посмотреть. СФ: Вероятно, нельзя забывать и о личностных особенностях слушателя? ВМ: Безусловно. Например, одна из наших сотрудниц, узнав, что у заказчика из пяти органов чувств ведущим является осязание, подготовила к презентации папку с вариантами упаковочных пленок. Таким образом некоторые вопросы были сразу же сняты. Замечу, что для пользы дела надо собрать о потенциальном клиенте как можно больше информации, иначе результат может оказаться неожиданным. У нас в компании был случай, когда презентацию для якутской компании вела молодая женщина. Слушатели реагировали на ее выступление не слишком позитивно, хотя все, казалось бы, было правильно. Разгадка крылась в особенностях национальных представлений о месте женщины в обществе. После окончания встречи к нам подошла девушка-якутка и сказала: «Что же вы поставили вести презентацию женщину, да еще молодую… Это же невозможно!» Приемы притяжения и отталкиванияСФ: Какие методы помогают удержать внимание аудитории? НА: Нужно заранее продумать драматургию презентации, а не просто написать текст и нарисовать слайды. Можно заблаговременно изобрести разного рода словесные «цеплялки» - яркие фразы, которые взбадривают Существуют и разного рода внешние приемы привлечения внимания зрителей. Например, известно, что каждые 5-7 минут должен меняться докладчик. Когда у экрана оказывается новый человек, с другим темпом, тембром и стилем речи, начавшее было ускользать зрительское внимание вновь возвращается к теме презентации. Это обусловлено особенностями психологии восприятия. То есть презентацию, рассчитанную на 20 минут, не должен вести один и тот же человек. Разумеется, не должно быть и мелькания: группа поддержки из пяти девушек не нужна, но два-три человека, сменяющие друг друга, воспринимаются вполне уместно. СФ: Когда человек стоит у экрана с указкой в руке, из-за волнения он может и не заметить, что слушатели заскучали. НА: В таких ситуациях обычно советуют поддерживать визуальный контакт со зрителями - переводить взгляд с одного на другого. Если презентацию проводит не один человек, а команда, можно ожидать помощи от коллег - тех, кто сидит за столом напротив заказчика, и тех, кто обеспечивает техническую поддержку презентации. Можно заранее оговорить систему условных знаков - «Побыстрее!» или, наоборот, «Притормози!», если один из слушателей заинтересовался каким-то моментом и ему хотелось бы подробнее на нем остановиться. СФ: Что делать, если слушатели начинают задавать заковыристые вопросы? ВМ: Чтобы не теряться, надо больше тренироваться. Но можно принять и другие меры предосторожности. Например, заранее продумать, какие провокационные вопросы могут быть заданы. А на саму презентацию взять с собой специалистов, готовых вступить в игру, если заданный вопрос не входит в область компетенции выступающего. Кстати, «распасы» со специалистами тоже должны быть заранее отрепетированы. НА: При необходимости функции докладчика и специалиста могут быть разнесены. Очень важно в начале презентации четко оговорить ее формат. Например, таким образом: в начале мы в течение 10 минут представим свои предложения, а потом можно перейти к обсуждению. Нередко временная структура встречи выносится на один из первых слайдов. СФ: Есть вопросы сложные, но конструктивные по сути. Однако иногда докладчика просто хотят вывести из себя. Как быть в такой ситуации? НА: Когда вопрос задан с целью вывести человека из равновесия, главное - не поддаваться на провокацию и не выходить из себя. Нужно спокойно, не поддерживая провокационной интонации, отбить удар и переключить собеседника на конструктивное обсуждение проблем. А на некоторые замечания вообще ничего не надо отвечать. Тому, как отбивать удары, учат, например, на тренинге манипуляций. «Он честно признался, что ничего не понял»Александр Виноградов, президент компании «Голден Телеком»: - Чтобы провести успешную бизнес-презентацию, нужно учитывать массу важных факторов. Несмотря на мой достаточно солидный опыт в подобных выступлениях, на днях я чуть было не потерпел фиаско, выступая перед председателем совета директоров. Я сделал непоправимую ошибку - начал говорить с банкиром языком связиста. Через несколько минут он честно признался, что ничего не понял. Я спокойно перевернул лист, и начал все сначала, но при этом постарался использовать другую, более понятную лексику. Первое важное условие при проведении презентаций - доносить информацию языком, доступным для слушателей. Иначе очень скоро ваши слушатели либо сбегут, либо уснут. В бизнесе чем выше уровень слушателя, на которого направлена презентация, тем выше должен быть и уровень профессионализма в изложении информации. К примеру, отточенных презентаций требуют всевозможные road show - презентации, проводимые перед потенциальными инвесторами компании. От того, как человек выступит перед инвесторами, зависят уровень возникшего интереса к компании и дальнейшие вложения средств. Невероятно трудно выступать перед массовой аудиторией. К примеру, на любой конференции, как правило, собираются три категории людей: профессионалы рынка, которые пришли почерпнуть для себя какую-то актуальную информацию. Вторая - журналисты, которые мало что понимают в специфике бизнеса, но которым интересно абсолютно все, что сулит написание хорошего материала. И третья - зеваки, которые пришли ради массовки и с нетерпением ожидают фуршета. Как правило, на выступлении я ориентируюсь на первую и вторую категории. Третья мне вообще не интересна. Я зрительно выбираю для себя одного представителя сначала из первой группы и обращаюсь к нему со своей информацией, наблюдая за его реакцией, а затем - выбираю представителя из второй группы и так же доношу информацию до него. Это позволяет удерживать внимание тех, кто действительно интересуется моим выступлением. Что касается способа изложения информации, то я делю всю презентацию на две-три части и самую важную информацию вкладываю в первый блок, который через некоторое время еще раз повторяю. Этот прием позволяет понять, насколько информация была усвоена. По времени обычно презентации длятся 40-50 минут. А максимальная продолжительность зависит от объема информации и поставленных задач.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=2290 |