Инновационная модель экономики России на подходе
Осталось начать и закончить

Алексей Шаповалов

11 февраля в фонде "Единство во имя России" прошел круглый стол на тему "Возможна ли в России инновационная экономика?". Днем раньше в РСПП состоялась презентация книги "Современная национальная промышленная политика в России". 

Вчера в фонде "Единство во имя России" прошел круглый стол на тему "Возможна ли в России инновационная экономика?". Днем раньше в РСПП состоялась презентация книги "Современная национальная промышленная политика в России". Правительство, бизнес и академическое сообщество согласны, что России необходимы "государственная политика повышения конкурентоспособности" и "построение инновационной экономики". Бизнес готов действовать. Осталось согласовать самое главное - какой будет государственная политика.

Дискуссии на тему диверсификации российской экономики и избавления ее от нефтяной зависимости с переменным успехом продолжаются уже не первое десятилетие. Последний всплеск активности в обсуждении этой темы произошел после заявления президента Владимира Путина о необходимости диверсификации российской экономики, прозвучавшем в обращении к Думе 2003 года. После этого даже была создана рабочая группа по промышленной политике, вошедшая в состав комиссии по административной реформе, возглавляемой вице-премьером Борисом Алешиным.

На презентации книги "Современная национальная промышленная политика в России" руководитель комитета по промышленной политике РСПП и председатель директоров АФК "Система" Владимир Евтушенков объяснял, что промышленную политику в советском варианте "мы давно проехали". Господин Евтушенков сетовал, что, несмотря на это, "сам термин до сих пор отрицается не последними людьми в государстве". Многие по старинке смешивают понятия "промышленная политика" и "субсидирование", но, по словам Владимира Евтушенкова, современная промышленная политика должна обеспечивать конкурентоспособность национального производителя, так, как это делается "в развитых странах с рыночной экономикой". Самое интересное, что с позицией РСПП согласны и в правительстве. Так, по крайней мере, сказал сам Владимир Евтушенков и присутствовавший на заседании исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий Андрей Фурсенко. Вот только подходы, по словам господина Фурсенко, существуют разные. И при согласованности позиций власти и бизнеса, как заметил господин Евтушенков, "согласованной концепции в РСПП ждали еще раньше", но, не дождавшись, "уже переходят к конкретным проектам".

"Умом понимаем, что надо стартовать, но никак не можем",- посетовал руководитель комитета по промышленной политике РСПП. При этом каждый год "оборачивается огромными потерями" для России - например, отметил господин Евтушенков, Китай уже заполнил "внутренний рынок микроэлектроники, которым мы занимаемся". В правительстве, судя по всему, это тоже понимают. Но, как вчера заметил первый замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Дынкин, ни МЭРТ, ни Минфин не занимают активную позицию в промышленной политике. Министр экономического развития и торговли Герман Греф, выступая во вторник перед депутатами Госдумы, в очередной раз назвал одной из основных задач развития экономического развития страны "диверсификацию экономики". При этом роль государства он видит в "уходе от привязки денежно-кредитной политики к составляющей сырьевых ресурсов" и "качественном проведении антимонопольной политики". Борис Алешин, указывая на основные элементы современной промышленной политики (или политики повышения конкурентоспособности), тоже упомянул необходимость создания "равных конкурентных условий для компаний всех секторов промышленности", но в его понимании функции государства значительно шире. Они, например, включают "создание институтов проектного взаимодействия государства и бизнеса", в первую очередь "благодаря созданию эффективной национальной инновационной системы". Борис Алешин также обещает, что "государство будет концентрировать свои ресурсы в нерыночных сферах: образование, наука, инфраструктура и социальная политика" с целью "активизации человеческого капитала".

Бизнес явно требует большего. В докладе экспертной группы комитета РСПП по промышленной политике говорится, что промышленная политика должна стать "составной частью общенациональной стратегии развития", с равноправным участием в ее разработке и реализации государства, бизнеса, научных и общественных организаций. По мнению экспертов, государству необходимо провести структурную реформу научно-технической сферы, заняться разработкой национальных научно-технических программ, участвовать в долгосрочных рискованных проектах научных центров и промышленных корпораций.

Академики же считают, что главным игроком на инновационном рынке должны стать крупные предприятия. Такой вывод сделал первый замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Дынкин, выступая вчера с докладом об инновациях в фонде "Единство во имя России". При этом он считает, что инновации, созданные на бюджетные деньги, надо "безвозмездно передавать разработчикам, так, как это было сделано, например, в США". А роль государства должна проявиться в налоговых льготах инвесторам и государственном страховании инвестиций в наукоемкие технологии. При этом, как считает председатель Фонда аналитической программы "Экспертиза" Марк Урнов, Российская академия наук - "тухлая и неприспособленная для инноваций" структура. Со своей стороны заметим, что, например, Академия наук Финляндии является одним из общепризнанных разработчиков инновационных продуктов в стране. При этом Финляндия является одним из мировых лидеров в высоких технологиях, инновациях и международной конкуренции (подробнее см. справку на этой странице).

Как считает Владимир Евтушенков, Россия уже созрела для современной промышленной политики и правительство не должно упустить шанс "завоевания рынков", другими словами, "экономического реванша" России на мировой арене. И главное, как отмечает господин Евтушенков: "Интересы общества гораздо шире интересов бюрократии, для которой экспортно-сырьевая среда служит материальной основой существования".

 

Как стать инновационным лидером

Финляндия признана одним из мировых лидеров в инновациях. В 2003 году The Institute for Managemet Development и World Economic Forum (WEF) присвоили Финляндии 1-е и 2-е места соответственно в рейтинге наиболее конкурентоспособных стран. При этом WEF особенно отмечает "качество инновационной системы" Финляндии. Столь актуальная для России проблема диверсификации экономики была решена Финляндией за десять лет (с 1993 по 2003 год), чем особенно гордится финское правительство. В частности, экспорт электронных продуктов Финляндии вырос с 5 млрд евро в 1993 году до 14 млрд евро в 2003 году.

Национальная политика науки, технологий и инноваций разрабатывается департаментом науки и технологий при премьер-министре Финляндии. Первичная ответственность за проведение научной и технологической политики возложена на министерство образования и министерство торговли и промышленности. Министерство образования ответственно за образовательные учреждения и научную политику, а также за Академию наук Финляндии. При этом Академия наук ответственна за начальную разработку инновационных проектов и оценку системы науки и технологий. Министерство торговли и промышленности, в свою очередь, курирует промышленную и технологическую политику, Национальное технологическое агентство (Tekes) и Центр технологических исследований Финляндии (VTT), через которые распределяется около 80% финансирования правительственных разработок. На региональном уровне технологическая политика осуществляется центрами экономического развития и занятости (T & E).

Частный сектор Финляндии профинансировал 3,5 млрд евро из 4,9 млрд евро, вложенных в исследования и разработки в 2003 году

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=2270