Будни цифрового века

В прошлом году, когда гости конференции "Инфобизнес-2001. Новый век - новые цели" желали нам успеха на новом поприще, чаще всего они добавляли: форум был удачным и интересным, но уж в следующий-то раз вы наверняка исправите мелкие недоделки. Разумеется, нам - организаторам, всему издательскому дому "Компьютерра" - некоторые огрехи и ляпы - при явных же достижениях и успехах - были видны, наверное, лучше других. Так уж мы устроены. Привычка критически относиться к результатам собственных усилий у нас реализована на уровне регулярного бизнес-процесса. Так что подготовка к следующей конференции "Инфобизнес-2002. Россия: Цифровой век" - началась загодя. А самому мероприятию во внутренней системе приоритетов был присвоен самый высокий статус. Теперь уже невозможно было списать что бы то ни было - на дебют. Вторая конференция - это уже тиражный продукт, вышедший из поры младенчества и бета-тестирований

Собственно говоря, девиз конференции и главные ее темы логично укладывались в русло одной из ключевых общерыночных дискуссий, суть которой - взаимоотношения между бизнесом и государством, государством и бизнесом, в еще вчера модной традиции трехбуквенного именования - "B2G" и "G2B". Поводом же (а одновременно и предметом), разумеется, оказывалась Федеральная целевая программа "Электронная Россия".

К моменту начала конференции ситуация выглядела примерно так. Несколько тысяч поварят в течение десяти лет пекли пирог информационных технологий, аккуратненько делили его и скармливали потребителям - частным и корпоративным. Да, приключались порой коллизии. Иногда над всей этой кухней нависал строгий указующий державный перст и грозил смелым поварам. Бывало, приходили строгие люди с мандатами и выясняли, не сыплют ли в пирог чего постороннего, вредного для российского потребителя, и где, по каким документам и на какие средства закупают муку, сахар и яйца. Но кампании по наведению строгости и законности заканчивались, а доблестные поварята продолжали кормить страну самыми свежими, отборными, румяными (хотя, признаем, всякое бывало) и растущими как на дрожжах высокими технологиями.

В один прекрасный момент государство выяснило, что для правильного позиционирования самого себя среди других, иногда даже не самых передовых держав, не хватает самой малости: внятно сформулированной, задокументированной и по плану исполняемой программы информатизации. Которая, как выяснилось, не только давно внесена в список общегуманитарных ценностей, но и рассматривается теперь в качестве одного из необходимых показателей цивилизованности. После того, как на Окинаве нам нечего оказалось предъявить мировому сообществу в части ИТ, была дана соответствующая команда. Завертелись шестеренки государственной машины, и на свет появилась ФЦП "Электронная Россия". Казалось, большая рука сама теперь будет мешать тесто, подливать масло и дозировать специи. Или, как минимум, спустит вниз, на места, свою собственную рецептуру. Но приоритеты (как с ними это часто случается) снова изменились, ведомства стали "Электронную Россию" делить, в какой-то момент она и вовсе оказалась без хозяина, экономный Минфин уже было хотел ее напрочь секвестировать, но под конец о программе вспомнили, как и об Окинаве (кто его знает, вдруг опять спросят!), выделили вместо планировавшихся трех миллиардов шестьсот миллионов и отправили в плавание.

Теперь у тех, кто работает на государство и должен программу эффективно исполнять, и у тех, кто вот уже лет десять электронную Россию строит, возникла друг к другу масса вопросов. Однако задать их было непросто. Тем более - сделать это напрямую, без посредников в виде прессы или агентов, связывающих оба лагеря. Конференция "Инфобизнес-2002" как раз и оказалась уникальной площадкой для того, чтобы образовавшийся дефицит общения если не полностью ликвидировать, то уж по крайней мере серьезно приуменьшить. Вот почему зал пленарного заседания был полон, а участники форума выходили из зала разгоряченными после жарких дискуссий. Разумеется, организаторам пришлось постараться, чтобы лидеры индустрии ИТ получили возможность лицом к лицу встретиться с теми, кто имеет прямое и непосредственное отношение как к разработке, так и реализации ФЦП "Электронная Россия", но факт остается фактом. Участников конференции приветствовал министр экономического развития и торговли Герман Греф, а затем своим видением перспектив реализации программы делились начальник департамента предпринимательской деятельности Минэкономразвития Церен Церенов, проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев, заместитель директора Института госзакупок Александр Гладков, руководитель департамента правительственной информации Андрей Коротков, глава исполнительной дирекции по президентской программе "Дети России" Минобразования России Ирина Кузнецова и заместитель руководителя департамента информатизации Минсвязи Иван Курносов. Содержательные отчеты, которые позволят тем, кто не смог приехать на конференцию, живо представить себе ход обсуждений, мы опубликуем в ближайших номерах. Впрочем, не только для того, чтобы расширить круг участников форума до границ российского рынка ИТ, но и с тем, чтобы множество дельных предложений, энергичных посылов и даже откровений оказалось зафиксированным на бумаге. Идеи надо документировать. Иначе их судьба оказывается лишь во власти ненадежной человеческой памяти.

Планируя конференцию, мы, разумеется, проводили постоянный диалог с аудиторией. Собственно, в этом одно из отличий конференций "Инфобизнес" от массы других мероприятий, смысл которых совсем не в развитии рынка и его гармонизации, а увы, лишь в получении организаторами прибыли и удовлетворении частных амбиций. Анализ оценок, которыми делились с организаторами десятки потенциальных участников, показывал: многим кроме серьезного разговора хочется еще и… шоу. Мягко говоря, публика устала от очень серьезных мероприятий. От тех, к которым великолепно подходит точная довлатовская формулировка: "серьезное выражение лица еще не признак ума".

Безусловно, самым простым решением было бы приглашение на форум известного писателя-сатирика или артистов оригинального жанра. Но это уже попахивало эклектикой. Да и шоу требовалось совершенно иного сорта. Скорее, речь шла о ярком, провоцирующем, "заводящем" аудиторию выступлении. Которое бы содержательно уложилось в общую канву форума. Такой докладчик был найден. И такой доклад был сделан.

Не знаю, записывал ли кто-то на видео выступление управляющего партнера Ward Howell Сергея Воробьева, но, думаю, многие пожалели о том, что, собираясь на конференцию, оставили свои камеры дома. Описывать это просто нет смысла. Даже точная стенограмма ничего не даст, поскольку текст не в состоянии передать мимику, жест, интонации, паузы. О чем говорил Воробьев нашему рынку ИТ? Да о том, как он его видит, находясь не внутри, а - со стороны. Поэтому говорил бескомпромиссно и убедительно. Только один пример. Описывая катастрофическую нехватку настоящих руководителей подразделений ИТ в крупных корпорациях, Воробьев предложил присутствующим (среди которых чуть ли не более половины составляли собственники, владельцы компаний) подумать о перспективе… участия в конкурсе на замещение таких позиций. Кто-то из зала поинтересовался - какова, мол, цена вопроса. Воробьев вернул в зал неожиданно аппетитные цифры. Такие, что, кажется, многие до конца выступления размышляли о вкусе предпринимательского хлеба.

Наконец, общение с аудиторией в процессе подготовки конференции дало еще один важный результат: темы, которые выглядели интересными год назад, воспринимались участниками рынка без энтузиазма. Такие мероприятия мы безжалостно вытаскивали из программы форума и вешали в пыльный чулан. Зато некоторые специализированные секции вызывали повышенный интерес. Так случилось, например, с темой "Производство". Оказалось, что ведущие производители ПК, с каждым годом набирающие очки и превращающиеся из "красных сборщиков" в полноценные высокотехнологические компании, инвестирующие серьезные суммы в НИОКР и поставляющие на рынок высококачественную продукцию, не просто готовы к коллективному, публичному анализу перспектив своего бизнеса, но и, кажется, крайне заинтересованы в конструктивном разговоре. Итог - горячее и плодотворное обсуждение при профессиональном модерировании дискуссии генеральным директором ИД "Компьютерра" Егором Яковлевым.

Не меньший интерес вызвала секция "Каналы и дистрибуция". Здесь вообще выяснилось, что самые оптимистичные прогнозы организаторов нуждаются в коррекции. Причем "в большую" сторону: в первые полчаса работы секции зал приходилось беспрестанно "уплотнять", поскольку совершенно невозможно было допустить, чтобы в дверях стояли первые лица компаний-вендоров и дистрибьюторов: в рамках секции была заявлена весьма болезненная тема развития каналов сбыта.

Конечно, заметный интерес вызвали и другие секции. Немало любопытных оценок было сделано в процессе обсуждения нового и очень быстро растущего рынка, за которым журнал "Инфобизнес" следит постоянно, - рынка систем хранения данных. Да и дискуссия о взаимоотношениях проектных компаний с заказчиками удалась. Во многом благодаря тому, что модератором согласился выступить самый что ни на есть настоящий CIO - руководитель ИТ-проектов компании "Дикси" Владимир Тихонов.

Кстати о CIO. Здесь мы подходим к еще одной кульминационной точке конференции (хотя кульминаций было столько, что форуму "Инфобизнес-2002" могли бы позавидовать не только выпускники ГИТИСа, но и маститые режиссеры). Это, разумеется, презентация нового журнала ИД "Компьютерра" - "CIO" ("Chief Information Officer - руководитель информационной службы"). Журнала ждали давно, но, похоже, никто не думал, что он будет таким. Стильным. Превосходно оформленным. Изъясняющимся не на компьютерном новоязе, порой понятном лишь поставщикам ИТ, но - в терминах бизнеса, оптимизировать который информационные технологии и призваны. Наконец, "CIO" - издание, миссия которого - формирование класса CIO в стране. На предприятиях. В организациях. Там, где, кстати говоря, и должна строиться "Электронная Россия", там, куда направлены взгляды большинства поставщиков профессиональных сервисов и новых технологий. После презентации первые читатели журнала просили автографы у представителей ИД "Компьютерра", а многие признавались, что затем читали журнал всю ночь.

Читали на конференции, конечно, не только "Компьютерру", "Инфобизнес", Game.EXE, "Домашний компьютер", "CIO", материалы аналитической службы издательского дома, но и… "валентинки", которыми обменивались участники конференции, открывшейся 14 февраля. Читали и "Листок конференции", который готовился небольшой командой журналистов и фотографов (среди которых был и маститый Евгений Козловский) и тут же - печатался. Многие гости конференции помнили листок еще по прошлогоднему форуму, но и для них, не говоря уже о тех, кто впервые стал участником мероприятия, самая оперативная из всех самых оперативных газет оказывалась превосходным сувениром. С неизбежными опечатками, столь мило оттеняющими, как принято выражаться, "аутентичность" издания: полчаса назад что-то произошло, а об этом уже можно прочитать в восьмистраничной газете! "Листки" увозили с собой бережно. На память.

Обсуждали на конференции и свое, совсем семейное - уже под занавес, в тихой, почти кулуарной атмосфере. Говорили о том, как строятся общественные организации на нашем рынке, чьи интересы представляют и по какому праву начинают говорить от имени индустрии. На не самые простые вопросы приходилось отвечать президенту группы DPI, члену правления Ассоциации предприятий компьютерных информационных технологий Евгению Бутману и возглавляющему Ассоциацию разработчиков программного обеспечения главе компании "Интерфейс" Булату Гайфуллину. А президент РАТЭК Александр Пляцевой делился своим опытом: у поставщиков бытовой электроники свои проблемы, но во многом они схожи с теми, что пытается решить рынок ИТ. Разошлись, правда, не поссорившись и не поругавшись. Скорее - серьезно призадумавшись…

Что еще? Всего не рассказать. Если вы были на конференции, то легко дополните картину собственными воспоминаниями. Если нет - что ж… мы постараемся и на будущий год. Приезжайте!

Мы совершенно искренне благодарим компании, которые внесли самый весомый и непосредственный вклад в проект: генерального спонсора форума "Инфобизнес-2002" компанию "Крафтвей", спонсоров American Power Conversion и "Формозу", технологического спонсора компанию "Пирит" и информационного - РБК. Без них все было бы не так. А с ними - получилось. Надеемся, к обоюдному удовольствию.

С подробностями о конференции - уже следующий выпуск "Инфобизнеса". Не пропустите!

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=222