Инвесторам не нужны льготы

Михаил Оверченко, Игорь Федюкин, Анастасия Онегина

Развивающиеся страны, которые возводят торговые барьеры и предлагают индивидуальные льготы в надежде привлечь крупные иностранные инвестиции, играют в рискованную игру. К такому выводу пришли эксперты международной консалтинговой компании McKinsey, изучившие опыт работы транснациональных корпораций (ТНК) в четырех странах мира. Вице-премьер российского правительства Борис Алешин считает, что применительно к России выводы McKinsey бессмысленны.

Доклад McKinsey "Инвестиции транснациональных компаний в развивающихся странах" основан на исследовании автомобильной промышленности, бытовой электроники, розничной торговли, розничных банковских услуг и информационных технологий в Индии, Бразилии, Китае и Мексике. Материалом для исследования послужили статистические данные и интервью с менеджерами компаний.

Главный вывод исследования звучит неутешительно для сторонников поощрения прямых иностранных инвестиций с помощью кнута и пряника. "Мы не нашли доказательств того, что такие меры по привлечению прямых иностранных инвестиций, как [налоговые] стимулы, импортные барьеры, ограничения на операции [такие, как локализация производства], эффективны с точки зрения создания стоимости. Во многих случаях они не достигают цели и влекут за собой значительные издержки", - резюмируют эксперты McKinsey. По их мнению, правительствам, добивающимся прихода иностранных инвесторов, следует стимулировать конкуренцию, обеспечить равенство всех перед законом и развивать инфраструктуру.

Правительства многих стран побуждают ТНК открывать производство на их территории, устанавливая высокие импортные тарифы и предлагая налоговые и таможенные льготы для иностранных инвесторов. Правительство России, например, ввело запретительные пошлины на импорт иномарок возрастом старше трех лет в расчете на приход в отечественный автопром инвестиций и технологий мировых автогигантов.

Но, как выяснили исследователи из McKinsey, льготы - далеко не главное для иностранцев. Когда Ford открывал завод в Индии, правительство предложило ему дешевую землю, дешевое электричество (скидка в первый год достигала 40% ), освобождение от налога с продаж на 14 лет (сейчас составляет 12% ), от пошлин на импорт средств производства (они тогда составляли 30% ) и др. Но для Ford куда большую роль играли наличие местных поставщиков, квалифицированная рабочая сила, инфраструктура и близость порта/грузового терминала. По мнению экспертов McKinsey, это показывает, что индийцы напрасно завлекали Ford льготами: компания и так открыла бы свое производство в этой стране.

"Из нашего опыта общения с иностранными компаниями видно, что для них наиболее важны объем рынка, наличие инфраструктуры и производителей комплектующих. Льготы для них не на первом месте", - подтверждает выводы консультантов гендиректор "Северсталь-авто" Вадим Швецов.

Льготы иностранным инвесторам оборачиваются потерями для государственного бюджета. Зато властям приходится тратить все больше и больше на контроль за соблюдением "стимулирующих" программ.

Налоговые стимулы могут оказаться опасными и для самих инвесторов. Например, льготы, предоставленные иностранным автопроизводителям в Бразилии, привели к строительству избыточных производственных мощностей и падению эффективности инвестиций.

Торговые барьеры снижают конкуренцию в отрасли и наносят вред потребителям, убеждены в McKinsey. Несмотря на то что иностранные автогиганты буквально ломятся в Китай, без нынешних запретительных тарифов приток иностранных инвестиций в автосектор страны был бы, по оценке McKinsey, больше. Высокие импортные пошлины и квоты снижают конкуренцию на сборочных заводах и заводах - производителях запчастей, а готовые автомобили стоят в Поднебесной на 70% дороже, чем в США.

"Излишний протекционизм развращает, - соглашается вице-премьер Борис Алешин. - Однако полученные McKinsey выводы применительно к России бессмысленны, потому что страны, которые попали в исследование, невозможно сравнивать с нашей страной: мы несравнимы по количеству ресурсов, и прежде всего интеллектуальному потенциалу - он у нас такой, что даже McKinsey не снился". По словам вице-премьера, при введении любых преференций правительство России будет "предельно осторожно". "McKinsey не дает четких рецептов, как бы нам вывести страну из нынешней ситуации, - говорит Алешин. - Вот и у нас их нет, и мы пока ищем гармоничную модель развития".

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=1790