ИКТ России: в ожидании национальной программы развития

Менеджеры, бизнесмены, аналитики, консультанты и эксперты образовали рабочую группу, которая будет готовить предложения по выработке концепции развития отрасли ИКТ России.

Первый круглый стол АП КИТ, посвященный ИКТ в России, назывался «Информационно-коммуникационные технологии, общество и государство» и прошел 4 июня этого года в Москве. Его участники обсуждали роль государства, бизнеса и общества, то, как интересы этих субъектов сочетаются и какие есть возможности для стимулирования развития информационно-коммуникационных технологий в нашей стране. В итоге эксперты сочли необходимым обсудить вопрос о выработке стратегии развития ИКТ в России. Государство, по мнению собравшихся, уже обратило внимание на отрасль, и такая стратегия, «в любом случае будет выработана».

На втором круглом столе в конце сентября в основном обсуждались направления дальнейшей работы и необходимость выработки тех или иных конкретных документов по стратегическому развитию отрасли. С целью подготовки базовых документов образована рабочая группа.

Государство игнорирует

Перечень чиновников, приглашенных на обсуждения 26 сентября, свидетельствует, что организаторы надеются привлечь их к обсуждению проблем отрасли. Если на первом круглом столе представителей государства не было вовсе (их не приглашали), то 26 сентября в обсуждениях участвовали Олег Бяхов, начальник управления по координации ФЦП «Электронная Россия», и Артем Шадрин, советник первого заместителя министра финансов России.

По мнению одного из экспертов, такая позиция министерств и ведомств по отношению к ИКТ-отрасли наблюдается после того, как отгремел интернет-бум. Стало ясно, что новых больших денег не предвидится, и интерес к ИКТ угас не только у чиновников, но и у законодателей.

Однако бывает, что сами чиновники зовут бизнесменов участвовать в обсуждениях. По меткому выражению директора одной из компаний, это часто сводится к «беззастенчивому использованию бизнеса». Здесь «главное - поставить галочку», что представители компаний были и принимали участие, а о самих итогах и реальных перспективах подобной «совместной» работы, как правило, бизнесменам забывают сообщить. Если же бизнесмены вносят какие-то свои дельные предложения, и они впоследствии используются, то - без указания авторства. В качестве примера была названа акция Минсвязи под названием «Компьютерный всеобуч». По заверению одного из директоров, принявших участие в работе круглого стола, это была его идея, предложенная «государевым людям» достаточно давно.

Капитаны или пассажиры?

Главную тему круглого стола в своем вступительном слове четко обозначил Михаил Краснов, президент группы компаний Verysell: «Бизнес является важнейшим участником этих процессов (развития страны - CNews) и, с нашей точки зрения, интересы бизнеса не всегда отражены и поняты достаточно полно в предложенных концепциях (развития ИТ - CNews)». И сейчас необходимо «оценить существующие предложения» по развитию отрасли с точки зрения реального бизнеса. «В нашей стране дошли до того, что хайтек, которым гордится любая страна мира, загнали в тень, - подчеркнул Михаил Краснов. - Из ИТ-бизнеса сделали теневой бизнес. И сделало это государство». По словам руководителя Verysell, «имеются данные, что внутри России продается на несколько миллиардов долларов оборудования (компьютерного, телекоммуникационного, информационного и т.д.), но, по информации таможенных органов, завозится этого оборудования на несколько сот тысяч долларов, то есть существует проблема скрытого импорта».

По мнению собравшихся бизнесменов и независимых экспертов, ИТ-бизнес в нашей стране развивается «абсолютно ненормально». «Государство должно понимать, чем занимается бизнес… Какие условия ему нужны, чтобы нормально функционировать, - говорит Михаил Краснов и в сердцах продолжает: - Какие тут опережающие темпы!». В то же время, топ-менеджеры ведущих компаний считают, что у России еще остается возможность сказать свое слово на мировом ИТ-рынке и занять какую-то определенную и перспективную нишу.

«Мое личное мнение, - говорит Игорь Агамирзян, советник Экспертного Совета ООН по информационным технологиям, - в России имеется все необходимое для того, чтобы стать одним из экспортеров ПО: есть кадры, есть традиции, есть успешные примеры работы российских фирм». Однако, чтобы этот потенциал реализовать, требуются согласованные действия и гражданская позиция представителей бизнеса, общества и государства.

«Дело не в том, что государство не понимает своей роли в ИКТ, а в том, что государство не понимает своей роли во взаимоотношениях с обществом, - говорит Александр Евтюшкин, глава дирекции по развитию электронных видов бизнеса финансовой корпорации „НИКойл“. - Можем ли мы реально рассчитывать на успех в той работе, которой занимаемся? Надеяться можно, насчет рассчитывать - у меня есть обоснованные сомнения». Но такая ситуация - это, скорее, результат «совместных» усилий бизнеса и государства.

«Через государство решаются коммерческие интересы, - считает Владимир Исаков, представитель Торгово-промышленной палаты России. - Когда мы видим какие-то странные, неразумные шаги, то надо на себя посмотреть - кто в вашей, нашей среде достигает своих целей через государство». По его словам, «за два с лишним десятка лет „пинания“ государства от него уже сейчас ничего не осталось - такой синий, весь в синяках, маловразумительный субъект, который не видит целей, не может сформулировать их». Одновременно в последние годы получило широкое распространение мнение, «что есть хорошее гражданское общество и есть плохое государство, которое не понимает гражданское общество».

В бизнес-среде сформировалось устойчивое мнение, что чиновники «приватизированы коммерческими структурами» и во многом действуют в их интересах. Олег Бяхов, начальник управления Минсвязи по координации ФЦП «Электронная Россия», предлагает свой выход из этого порочного круга: «Государство - это поиск баланса интересов. Даже будучи представителями гражданского общества, надо четко понимать, что необходимо найти баланс своего частного интереса с общественным интересом, - это же, по мнению Олега Бяхова, справедливо в отношении „государевых людей“. - Также, являясь представителем корпорации чиновников, я вынужден искать некий баланс между интересами общества и интересами этой самой корпорации». Но для успешного поступательного развития отрасли ИКТ этого недостаточно. Известный юрист и эксперт Михаил Якушев, представитель компании «Microsoft Москва» по связям с государственными организациями, считает, что для решения вопросов национальной политики, национальной стратегии и национальных интересов России, в первую очередь, необходима политическая воля: «Это общая проблема, и она касается не только вопросов ИКТ».

Стратегия, концепция или программа?

Выступавшие в течение первого же получаса разошлись во взглядах по первому и основному вопросу: «Нужна или не нужна национальная программа развития отрасли ИКТ?» Игорь Агамирзян считает, что документ необходим, но это может быть либо национальная стратегия, либо программа, что подразумевает список конкретных мероприятий. «Причем вовсе не обязательно, чтобы она была строго и жестко увязана с государственными стратегиями, - считает специалист. - Она должна быть выработана совместно гражданским обществом и представителями бизнеса, поддержана, утверждена и реализована государством. …Цели, для которых она нужна, - это занять свою рыночную нишу в глобальной экономике». - «На данный момент мое личное впечатление, что такая рыночная ниша еще не найдена, - продолжает г-н Агамирзян. - С каким продуктом, с каким товаром, с какой услугой мы выходим на международный глобальный рынок информационных технологий? …Именно для того, чтобы это определить, такая стратегия необходима».

Кирилл Смирнов, руководитель научно-исследовательского отдела Фонда «Новая Экономика»,8 говорил о национальной стратегии развития отрасли ИКТ в России как о чем-то возможном, но согласованном с другими государственными инициативами. «Практика показывает, что все страны готовят эти программы», - сказал он и отметил, что было бы неправильным не воспользоваться опытом и не взять на себя создание такого внутреннего рамочного документа для России.

Юрий Хохлов, председатель экспертного совета ПРИОР (Партнерство для развития информационного общества России), высказал прямо противоположное мнение: «Такой именно отрасли национальная программа развития не нужна». В качестве обоснования он высказался о необходимости общей рамочной стратегии развития ИКТ в широком смысле, то есть, включая контент и операторов телекоммуникационных услуг, и пояснил: «Когда у нас нет соответствующей стратегии, обсуждать какую-то программу - это мне представляется не совсем верным».

С Юрием Хохловым согласен Александр Евтюшкин, глава дирекции по развитию электронных видов бизнеса финансовой корпорации «НИКойл»: «Мы обсуждаем стратегию или программу? …Если говорить об ИКТ, в том смысле, как Михаил Краснов2, тогда есть смысл говорить не о стратегии, а о концепции, то есть о чем-то узком. Давайте на этом сосредоточимся».

Политика, которой нет

По мнению собравшихся, в России попросту нет государственной политики в ИКТ-отрасли, более того, эксперты считают, что в России пока не просматривается государственной политической линии в целом. Например, по словам Михаила Якушева, принятый закон об ЭЦП (электронной цифровой подписи) «практически изолировал Россию от международного рынка электронной торговли». В качестве другого примера Михаил Якушев привел «Закон о связи».

Как отметил г-н Якушев, в обоих случаях (Закон о связи и Закон об ЭЦП) роль бизнеса и гражданского общества в формировании облика этих законов, принятых Государственной Думой, была неочевидна, несмотря на активное участие в подготовке поправок и изменений. С его мнением согласен Владимир Зайцев, генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи. Операторы готовили поправки, размещали публицистические и экспертные статьи, открыто высказывали свое мнение о готовящемся правительственном варианте законопроекта, но тщетно.

Что делать?

По мнению участников круглого стола, России необходима концепция и программа развития ИКТ. «Задача в том, чтобы довести уровень регулирования в нашей отрасли, по крайней мере, до такого уровня, который имеется у наших конкурентов, - отметил Михаил Якушев. - Сейчас объективно, в том числе нормативно, замедляется развитие отрасли по сравнению с тем, как это допускается, поощряется, развивается у зарубежных государств».

Но, прежде всего, и здесь г-ну Якушеву никто не возражал, «это должно быть политическое решение, причем такое политическое решение, чтобы уже не было споров, угрожает ли развитие интернета национальной безопасности нашей страны». После этого должна быть программа работы по направлениям, и одно из первостепенных - законотворческое. «В соответствии с этой программой должны разрабатываться нормативные акты, - продолжает Михаил Якушев. - В первую очередь, требуется не столько разрабатывать новые нормативные акты, сколько вносить изменения в существующие, в том числе отмены в тот огромный конгломерат действующей базы, который регулирует нашу деятельность».

Если судить по словам выступавших, есть серьезные основания полагать, что АП КИТ взялся за разработку базовых программных документов, своеобразного технического задания для концепции и программы развития ИКТ в России. В заключительной части круглого стола была сформирована рабочая группа4 из экспертов, аналитиков, менеджеров и бизнесменов. В ближайшие месяцы планируется выработать согласованный вариант этих документов и, на основе этой платформы, работать с государственными законодательными и исполнительными органами власти.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=1788