ИССЛЕДОВАНИЕ ОЭСР ПО ПРОБЛЕМАМ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Институт статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ
В марте 2003 г. ОЭСР опубликовала аналитическое исследование «Необходимость внедрения электронного правительства: основные выводы» (The Е-Government Imperative: main findings). В материале предложены возможные ответы на следующие вопросы:
Инициативы по налаживанию электронного правительства фокусируются на ряде следующих проблем: каким образом организовать более эффективное взаимодействие различных структур с целью решения общих проблем; как максимально учитывать интересы потребителей; как создать прочные взаимоотношения с партнерами из частного сектора. Все эти вопросы и призваны решать государственные административные органы. В данном обзоре, который базируется на нынешнем политическом опыте стран-членов ОЭСР, предлагается 10 руководящих принципов для успешного внедрения электронного правительства в практику. В основе работы - результаты деятельности специальной целевой группы по электронному правительству (E-Government Task Force) и аналогичной рабочей группы ОЭСР (OECD E-Government Working Group), а также основные выводы отчета ОЭСР «Необходимость внедрения электронного правительства» (The E-Government Imperative). НАСКОЛЬКО ЗНАЧИМО ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМЭлектронное правительство повышает эффективность работы ИКТ дают возможность повысить эффективность решения задач, связанных с массовой обработкой данных (информации), а также результативность деятельности государственных административных органов. Практическое использование сети Интернет может обеспечивать сбор и хранение данных и предоставление информационно-коммуникационных услуг потребителям. В будущем эффективность должна значительно повыситься за счет широты распространения информации на внутри- и межправительственных уровнях. Электронное правительство улучшает качество услуг Ориентированность на потребителя - центральный элемент программы реформ стран - членов ОЭСР. Совершенствование сферы услуг базируется на понимании требований пользователя, и в этом отношении услуги в режиме on-line ничем не отличаются от любых других. Внимание к нуждам потребителя означает, что он не должен разбираться в сложностях правительственных структур и их взаимодействии. Интернет может помочь в этом, поскольку дает возможность правительствам выступать в качестве унифицированной организации и обеспечивать качественные бесперебойные услуги в режиме on-line. Как и все остальные, услуги электронного правительства как часть общепринятой в сфере услуг стратегии, должны соответствовать потребностям потребителей и необходимому качеству. Электронное правительство помогает достичь конкретных результатов… Интернет может помочь всем заинтересованным лицам распространять информацию и идеи, внося вклад в достижение конкретных политических результатов. Например, информация on-line может способствовать применению образовательных и обучающих программ; в области здравоохранения - оптимизации использования ресурсов и обслуживания пациентов; распространение информации на центральном и региональном уровнях потенциально содействует объединению усилий в решении экологических проблем. Однако информация, касающаяся отдельных людей чревата ростом проблем, связанных с защитой прав личности, поэтому следует тщательно оценивать возможные компромиссы. …и может внести вклад в реализацию различных политических целей Электронное правительство способствует осуществлению целей экономической политики благодаря снижению правительственных расходов за счет более эффективных и экономичных программ, повышения продуктивности бизнес-сферы на базе административного упрощения, а также поддержки развивающегося информационного общества и ИКТ-индустрии. Электронное правительство способно сделать основной вклад в процесс проведения реформ В настоящее время правительства всех стран - членов ОЭСР сталкиваются с проблемой модернизации и реформирования сферы государственного управления. Новые реалии - глобализация, финансовые требования, меняющийся мир, рост потребительских ожиданий - предполагают длительность процесса реформирования, основой которого во многих областях стали ИКТ. Электронное правительство способно помочь в налаживании доверия между правительствами и гражданами Налаживание такого доверия - основополагающий фактор в обеспечении плодотворного государственного управления. ИКТ могут способствовать этому, вовлекая граждан в политический процесс, содействуя открытой, подотчётной деятельности правительств, и помогая в предотвращении коррупции. Более того, для каждого человека появляется возможность быть услышанным в ходе широких дебатов: использование ИКТ стимулирует выработку конструктивного образа мышления при решении общественно значимых проблем и позволяет оценить роль внедряемых технологий в формировании открытой политики. При этом важно и качество поступающей информации, и ответственность за неё. Тем не менее лишь немногие верят, что нововведения по электронному правительству в обозримом будущем полностью заменят традиционные методы в информационном обеспечении, а также в процессах, требующих консультаций и общественного участия. ДЕСЯТЬ РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=1745 |