ИССЛЕДОВАНИЕ ОЭСР ПО ПРОБЛЕМАМ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Институт статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ

"ИССЛЕДОВАНИЕ ОЭСР ПО ПРОБЛЕМАМ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА" - Часть 1

В марте 2003 г. ОЭСР опубликовала аналитическое исследование «Необходимость внедрения электронного правительства: основные выводы» (The Е-Government Imperative: main findings).

В материале предложены возможные ответы на следующие вопросы:

  • насколько значимо внедрение электронного правительства для государственных органов и общества в целом;
  • какие барьеры препятствуют развитию электронного правительства;
  • что необходимо предпринять для успешного функционирования электронного правительства;
  • каковы перспективы и последующие шаги.
С появлением компьютеров, а затем и сети Интернет значительно возросло давление на правительства, вынуждающее их эффективнее выполнять свои функции. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предоставили правительствам возможность работы в принципиально иных, при этом более сложных условиях - с помощью электронного правительства. Сегодня такое понятие, как «электронное правительство», определяется следующим образом: «…использование ИКТ, особенно Интернета в качестве инструмента, позволяющего достигать более эффективного управления». Результатом практического внедрения электронного правительства в самом широком плане является просто более качественное управление. Такой инструмент позволяет полнее реализовать политику правительства, предоставлять более качественные услуги и повысить уровень взаимодействия с гражданами. Именно в соответствии с данными критериями, являющимися залогом успеха, будет в дальнейшем оцениваться деятельность правительств и других государственных структур.

Инициативы по налаживанию электронного правительства фокусируются на ряде следующих проблем: каким образом организовать более эффективное взаимодействие различных структур с целью решения общих проблем; как максимально учитывать интересы потребителей; как создать прочные взаимоотношения с партнерами из частного сектора. Все эти вопросы и призваны решать государственные административные органы.

В данном обзоре, который базируется на нынешнем политическом опыте стран-членов ОЭСР, предлагается 10 руководящих принципов для успешного внедрения электронного правительства в практику. В основе работы - результаты деятельности специальной целевой группы по электронному правительству (E-Government Task Force) и аналогичной рабочей группы ОЭСР (OECD E-Government Working Group), а также основные выводы отчета ОЭСР «Необходимость внедрения электронного правительства» (The E-Government Imperative).

НАСКОЛЬКО ЗНАЧИМО ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ

Электронное правительство повышает эффективность работы

ИКТ дают возможность повысить эффективность решения задач, связанных с массовой обработкой данных (информации), а также результативность деятельности государственных административных органов. Практическое использование сети Интернет может обеспечивать сбор и хранение данных и предоставление информационно-коммуникационных услуг потребителям. В будущем эффективность должна значительно повыситься за счет широты распространения информации на внутри- и межправительственных уровнях.

Электронное правительство улучшает качество услуг

Ориентированность на потребителя - центральный элемент программы реформ стран - членов ОЭСР. Совершенствование сферы услуг базируется на понимании требований пользователя, и в этом отношении услуги в режиме on-line ничем не отличаются от любых других. Внимание к нуждам потребителя означает, что он не должен разбираться в сложностях правительственных структур и их взаимодействии. Интернет может помочь в этом, поскольку дает возможность правительствам выступать в качестве унифицированной организации и обеспечивать качественные бесперебойные услуги в режиме on-line. Как и все остальные, услуги электронного правительства как часть общепринятой в сфере услуг стратегии, должны соответствовать потребностям потребителей и необходимому качеству.

Электронное правительство помогает достичь конкретных результатов…

Интернет может помочь всем заинтересованным лицам распространять информацию и идеи, внося вклад в достижение конкретных политических результатов. Например, информация on-line может способствовать применению образовательных и обучающих программ; в области здравоохранения - оптимизации использования ресурсов и обслуживания пациентов; распространение информации на центральном и региональном уровнях потенциально содействует объединению усилий в решении экологических проблем. Однако информация, касающаяся отдельных людей чревата ростом проблем, связанных с защитой прав личности, поэтому следует тщательно оценивать возможные компромиссы.

…и может внести вклад в реализацию различных политических целей

Электронное правительство способствует осуществлению целей экономической политики благодаря снижению правительственных расходов за счет более эффективных и экономичных программ, повышения продуктивности бизнес-сферы на базе административного упрощения, а также поддержки развивающегося информационного общества и ИКТ-индустрии.

Электронное правительство способно сделать основной вклад в процесс проведения реформ

В настоящее время правительства всех стран - членов ОЭСР сталкиваются с проблемой модернизации и реформирования сферы государственного управления. Новые реалии - глобализация, финансовые требования, меняющийся мир, рост потребительских ожиданий - предполагают длительность процесса реформирования, основой которого во многих областях стали ИКТ.

Электронное правительство способно помочь в налаживании доверия между правительствами и гражданами

Налаживание такого доверия - основополагающий фактор в обеспечении плодотворного государственного управления. ИКТ могут способствовать этому, вовлекая граждан в политический процесс, содействуя открытой, подотчётной деятельности правительств, и помогая в предотвращении коррупции. Более того, для каждого человека появляется возможность быть услышанным в ходе широких дебатов: использование ИКТ стимулирует выработку конструктивного образа мышления при решении общественно значимых проблем и позволяет оценить роль внедряемых технологий в формировании открытой политики. При этом важно и качество поступающей информации, и ответственность за неё. Тем не менее лишь немногие верят, что нововведения по электронному правительству в обозримом будущем полностью заменят традиционные методы в информационном обеспечении, а также в процессах, требующих консультаций и общественного участия.

ДЕСЯТЬ РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

    Видение перспективы/политическая воля

  1. Лидерство и обязательства: и на политическом и на административном уровнях являются решающими факторами для проведения реформ в области управления. Ответственные лидеры призваны анализировать деструктивные изменения, проявляя настойчивость в достижении позитивных результатов, требующих времени, и адекватно реагируя на неудачи, а также намечать перспективы и планы на будущее.
  2. Интеграция. Электронное правительство - это катализатор, механизм, открывающий новые возможности, но не самоцель. Электронное правительство должно быть интегрировано в политику и области, связанные с предоставлением услуг, процессы реформирования государственного управления, деятельность по развитию информационного общества.

    Общие нормативные рамки/взаимодействие

  3. Внутриведомственное сотрудничество. Электронное правительство является самым эффективным механизмом в том случае, когда различные структуры объединяются в группы, исходя из интересов потребителей. Необходимо, чтобы менеджеры организаций действовали в русле общих нормативных рамок, обеспечивающих плодотворное сотрудничество, максимизирующих эффективность результатов и позволяющих избегать дублирования. Укреплению взаимодействия может способствовать выработка определенных стимулов.
  4. Финансирование. В некоторых случаях затраты на ИКТ должны рассматриваться в качестве инвестиций, когда учитывается предполагаемая прибыль. Функционирование электронного правительства предполагает определенные гарантии для будущего финансирования, чтобы обеспечить надежность в претворении проектов, избежать возможного истощения ресурсов и максимально использовать имеющиеся источники финансирования. Базовая программа финансирования должна стимулировать инновации и учитывать основные демонстрационные проекты.

    Акцент на интересах пользователей

  5. Доступ. В своей политике правительства должны предусматривать меры, направленные на усовершенствование доступа к услугам в режиме on-line. Многие преимущества правительственных и информационных услуг в режиме on-line невозможно воспроизвести в режиме off-line, так что не имеющие доступа к on-line оказываются лишенными многих возможностей, во всяком случае до принятия соответствующих мер.
  6. Выбор. Пользователям необходима возможность выбора метода интерактивного взаимодействия с правительством, и принятие услуг on-line не должно сужать этот выбор. Административным структурам следует руководствоваться только одним принципом в отношении доступа: «не по адресу - не бывает». Деятельность сферы услуг должна определяться четким пониманием нужд пользователей.
  7. Активное привлечение граждан. Информация и услуги электронного правительства должны отвечать высокому качеству и вовлекать граждан в процесс формирования политики. Качественное информационное обеспечение политики и механизмы обратной связи помогут извлечь максимум пользы из предоставляемой информации и значительно расширить гражданское участие.
  8. Конфиденциальность. Электронное правительство не должно осуществлять свою деятельность за счет уже сформировавшихся ожиданий по защите конфиденциальности, подтверждая стремление к сохранению прав личности.

    Ответственность

  9. Прозрачность, открытость деятельности. Электронное правительство может способствовать совершенствованию процесса управления и более эффективной политике, а также повышению уровня открытости. Меры по достижению прозрачности позволят четко определить степень ответственности за те ли иные проекты или инициативы. При этом партнерство с частным сектором не должно приводить к снижению порога прозрачности.
  10. Мониторинг и оценка. Четкое определение потребностей, затрат, прибылей, полезности, а также возможных последствий функционирования электронного правительства становится решающим при принятии принципиального решения. Приверженцы электронного правительства не могут рассчитывать на поддержку, если они не способны четко сформулировать потенциальные преимущества.

>> Часть 2 >> Часть 3

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=1745