Не числом, а умением
Юлиана Петрова
Еще недавно технически незрелая страна, сегодня Китай экспортирует компьютеров, телефонов, телевизоров, мониторов и микросхем более чем на 100 млрд долларов в год. По объему выпуска компьютеров и комплектующих он уступает лишь Соединенным Штатам, а на мировом рынке электроники занимает третье место. Китайские высокотехнологичные компании доминируют и в своей стране, где им принадлежит более 70% рынка персональных компьютеров и 55% рынка мобильных телефонов. Своими успехами китайский "железный" hi-tech в немалой степени обязан поддержке государства - оно объявило информационные технологии опорной и приоритетной отраслью национальной промышленности. За пять лет, с 1997-го по 2001 год, государство вложило в фундаментальные и прикладные исследования в сфере hi-tech около 13 млрд долларов. Специальная программа развития высокотехнологичного сектора, разработанная Министерством науки и технологий Китая, предусматривала государственное финансирование академических институтов и новых небольших компаний, чтобы они могли доводить результаты фундаментальных исследований до коммерческих продуктов. Правительство предоставило изготовителям компьютеров и электроники налоговые льготы и постаралось защитить интересы местных компаний от зарубежных конкурентов. По законам КНР иностранная компания могла выйти на местный рынок единственным способом - основать здесь совместное предприятие с китайской фирмой. Рост отрасли подстегнули низкие зарплаты и производственные издержки. Американские, европейские, японские и особенно тайваньские изготовители в массовом порядке стали размещать здесь свои производства и давать крупные подряды местным компаниям. Все это и позволило Китаю меньше чем за четыре года удвоить выпуск компьютерного оборудования и выйти на второе место в мире после Соединенных Штатов. Теперь единственное, что мешает Китаю лидировать во всех основных секторах мирового рынка ИТ, - отсталая софтверная отрасль. Нулевой старт Еще в 2000 году китайская индустрия программного обеспечения находилась на самой примитивной ступени развития. Сбыт быстро рос, но в денежном выражении оставался весьма незначительным - из-за распространенной в стране практики продажи программ по сходной цене в одном комплекте с компьютером (а услуги по внедрению этих программ вообще были бесплатными). Так, из 11 млрд долларов, затраченных страной в 2000 году на информационные технологии, на программное обеспечение приходилось лишь 10%. Не способствовало росту продаж и тотальное пиратство: девять из десяти копий программ на китайских компьютерах были пиратскими. На нелегальном софте работали даже правительственные ведомства и госпредприятия КНР, а именно они из-за специфики китайской экономки могли стать самыми крупными покупателями легального ПО. Но в 1999-2000 годы китайские разработчики мало что могли сами предложить потребителю. В отрасли преобладали мелкие компании со штатом менее 50 сотрудников и годовым оборотом не более миллиона долларов. Да еще их стесняли всяческие административные ограничения: например, фирмы не имели права самостоятельно устанавливать уровень зарплат и премий своим сотрудникам. В то время иностранцы поставляли до 70% всех "коробочных" программ. Вотчиной местных разработчиков считалось лишь прикладное ПО "с национальной спецификой" - программы бухгалтерского учета, распознавания текстов и образовательный софт. Найти же заказы на Западе китайским фирмам было еще труднее, чем конкурировать с иностранцами на собственном рынке. Услуги китайских программистов стоили дешево, но по квалификации они сильно уступали своим коллегам из США или Европы. Болевой точкой всей отрасли были неэффективный проектный менеджмент и незнание принятых в мире управленческих методик. Показательно, что к началу десятой пятилетки (2001-2005 годы) ни одна из компаний в стране не имела сертификата, подтверждающего соответствие качества процессов разработки требованиям международного стандарта Capability Maturity Model (CMM). Итак, софтверной отрасли Китая на рубеже веков не хватало четырех вещей: поддерживающих законов, организационных реформ, обученных кадров и инвестиций. Парковая зона В правительстве КНР тоже понимали, что в сфере программного обеспечения Китай отстает от Америки и Европы и что нужно ускорить рост отрасли. И в 2000 году Госсовет ввел различные льготы для местных софтверных компаний и отменил ряд административных ограничений. Но любая софтверная компания, претендующая на государственные преференции, должна была сертифицироваться в Министерстве информационной индустрии (МИИ) на право их получения, а затем проходить ежегодный аудит. Правительство объявило о возврате НДС софтверным фирмам, вкладывающим средства в исследования и разработки и расширяющим свое производство. Фактически НДС был снижен с 17 до 3%. Новые фирмы освобождались еще и от уплаты подоходного налога в течение первых двух лет, а для ключевых софтверных компаний была установлена 10-процентная ставка подоходного налога. Государство предусмотрело финансовую помощь малым предприятиям и создало механизмы венчурного финансирования перспективных разработок. Софтверным компаниям, желающих разместить свои акции на мировых биржах и привлечь иностранные инвестиции, стало проще получить правительственное разрешение. Государство перестало руководить и стало помогать. МИИ постановило создать одиннадцать национальных баз разработки в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Нанкине и других крупных городах, рядом с университетами и научно-исследовательскими центрами. Эти конгломераты курировались центральным правительственным аппаратом. Они стали логическим продолжением прежней идеи софтверных парков, оказавшейся весьма плодотворной. В частности, в 2000 году 80% продаж программного обеспечения в Китае приходилось на 2100 компаний в девятнадцати парках, основанных Министерством науки и технологий КНР еще в середине 90-х годов. Сегодня в Китае таких парков почти полсотни. Чтобы нарастить экспорт программ и услуг по заказному программированию, экспортерам были предоставлены особые льготы. Фирмы с оборотом более миллиона долларов в год получили право напрямую продавать свою продукцию зарубежным клиентам. Кроме того, компании-разработчики, желающие сертифицироваться по международным стандартам CMM, получали государственную финансовую помощь. Занялось правительство и борьбой с пиратством. Пусть пока заметных результатов нет, но закон о защите прав интеллектуальной собственности был принят, и в 2001 году основано первое в стране агентство для регистрации авторских прав. А недавно было запрещено использовать нелегальный софт в министерствах и ведомствах, для нарушителей введены наказания. Вполне закономерно, что уже в 2001 году объем продаж программного обеспечения, по оценкам Ассоциации софтверной индустрии Китая, вырос на 39% - до 4 млрд долларов, а экспорт программного обеспечения за первый год пятилетки увеличился с 400 млн до 750 млн долларов. Но правительство понимает, что этот рост достигнут в основном за счет "простых программ" типа бухгалтерских и офисных пакетов, на современные сложные управленческие программы приходилось лишь 10% продаж. Местным компаниям не по силам тягаться с западными конкурентами в секторе "тяжелого" софта для бизнеса, а потому промышленные отрасли - основные потребители ПО (металлургия, гражданская авиация и банковское дело) - монополизированы западными поставщиками. За независимый софт Стимулировать выпуск более сложных программных продуктов в отрасли правительство надеется с помощью операционной системы Linux. Исходные коды этой системы общедоступны, их можно бесплатно копировать и модифицировать. Власти уже объявили о том, что поддержка разработки прикладных программ для Linux является национальной стратегией страны. Несколько лет назад при финансовом участии МИИ была создана компания Red Flag, разработавшая собственный вариант операционной системы Linux под названием Red Flag Linux. Сегодня эта система широко применяется в китайских школах, а сама компания стремительно набирает популярность. Госсовет даже запретил многочисленным министерствам и ведомствам закупать зарубежное программное обеспечение - они теперь должны будут пользоваться программами для Linux, сделанными в Китае. Более того, в начале сентября с подачи японского министра торговли на саммите министров экономики стран АСЕАН было принято исторически важное решение о том, что Китай, Япония и Южная Корея сообща разработают общеазиатский вариант операционной системы, которая станет альтернативой Microsoft Windows. В этом проекте примут участие ведущие высокотехнологичные концерны из трех стран. Правительство Японии уже объявило, что готово вложить в проект 86 млн долларов. Конкретные планы работы и сроки пока не определены. Известно лишь, что новый "Анти-Windows" будет базироваться на Linux и предназначаться как для компьютеров, так и для сотовых телефонов, автомобильных навигационных компьютеров и других электронных устройств. Если это удастся, считают инициаторы проекта, Азия сможет избавиться от монополии Microsoft на своих внутренних рынках. Уже сейчас объемы продаж программного обеспечения на основе Linux растут в среднем на 40% в год. Но это не единственная качественная подвижка в китайском софтвере. Оказалось, что местным разработчикам уже по силам выпускать ERP-системы среднего класса, вполне способные конкурировать с западными аналогами. Такие учетно-управленческие продукты уже есть у компаний UFSoft и Kingdee. Кстати, обе компании вместе контролируют около 60% 150-миллионного рынка финансовых программ в стране и входят в десятку крупнейших китайских разработчиков. Через три года обе фирмы даже планируют выйти на международные рынки. И там у китайских компаний есть шансы, особенно в сфере услуг по офшорному программированию. Один час работы китайского программиста стоит 3 доллара, а его индийского коллеги - 6-9 долларов. Сами индийские эксперты поговаривают, что если китайским компаниям удастся подтянуть проектный менеджмент и обеспечить нужное качество разработки, то индийские фирмы просто обречены на вымирание. Это, конечно, преувеличение. Ведущие индийские софтверные дома имеют по 200-300 млн долларов свободного капитала, сертифицированы по международным стандартами и за плечами у них уже десятилетний опыт разработки. Но китайцев в перспективе они считают реальными конкурентами. Сильный аргумент Уже в 2005 году, согласно десятому пятилетнему плану экономического развития КНР на 2001-2005 годы, сбыт ПО в Китае должен перевалить за 20 млрд долларов. К этому времени в стране появится сто национальных софтверных брэндов и по меньшей мере двадцать китайских компаний-разработчиков будут иметь годовой оборот свыше 120 млн долларов. Наконец, в последнем году пятилетки местные разработчики станут контролировать 60% внутреннего рынка и экспортировать своих продуктов и услуг на 2 млрд долларов. Чтобы эти планы стали реальностью, ежегодно планируется готовить по 20-30 тыс. квалифицированных специалистов. И основа для этого уже есть - в тысяче вузов сегодня более полумиллиона студентов изучают различные ИТ-дисциплины. Амбициозные планы китайского правительства в софтверной сфере кажутся вполне осуществимыми, особенно если учесть гигантские резервы рабочей силы в стране, стремительный рост ее экономики и ту последовательность, с которой Китай упорно добивался всех намеченных целей в сфере высоких технологий. Самое же главное, что Китай уже заработал себе право на "самостийную" политику в сфере ИТ. Без оглядки на Microsoft и прочих американцев китайские компании разрабатывают собственные операционные системы и не боятся торговых санкций и обвинений в недобросовестной конкуренции со стороны США, потому что китайское правительство защищает интересы "родных" разработчиков. Тем более что у Китая есть такой неопровержимый аргумент как 9-миллиардный экспорт компьютерного оборудования в США. Для них Китай - поставщик номер один, сами же американцы продают своих товаров в Китай на сумму, примерно в пятнадцать раз меньшую, и в списке китайских торговых партнеров стоят всего лишь на девятом месте. А это, согласитесь, убеждает.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=1724 |