IDC: исследования рынка нужны для принятия решений
Андрей Колесов
В середине апреля Москву с деловым визитом посетил директор по исследованиям и старший вице-президент IDC Джон Гантц (John Gantz). К нему как нельзя лучше подходит поговорка “человек красит место”: этот бывший офицер подводного флота США, вот уже более двадцати лет занимающийся исследованиями ИТ-рынка, является одним из наиболее известных аналитиков в данной сфере. В настоящее время Джон Гантц отвечает за все проводимые IDC исследования в области спроса, за построение моделей глобального рынка, прогнозирование развития Интернета и электронного бизнеса, а также за контроль качества и соблюдение методологических исследовательских стандартов. О том, как работает IDC и о ее видении перспектив развития ИТ-индустрии, с г-ном Гантцем беседует обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов. PC Week: Вопрос, с которого я хочу начать, может показаться очень наивным: для чего вообще нужны маркетинговые исследования рынка? Ответ, казалось бы, очевиден: понимание динамики развития рынка, происходящих на нем процессов должно быть основой принятия бизнес-решений (как поставщиками, так и пользователями)Однако внимательный анализ многих отчетов часто наталкивает на мысль, что главная задача таких работ - не столько изучение рынка, сколько использование тех или иных данных в чисто PR’овских целях. Что вы скажете на этот счет? Джон Гантц: Исследования нужны прежде всего для принятия решений. Большинство наших заказчиков использует их результаты при планировании своей деятельности и оптимальном распределении ресурсов. Когда речь идет о правильной политике в области многомиллионных инвестиций и нужно знать состояние и динамику развития сегментов рынка, позиции основных игроков, оценку эффективности каналов сбыта и т. д. Но есть здесь и вторая задача - получать информацию, с помощью которой можно было бы обучать своих клиентов. Мы проводим и специальные заказные исследования для вендоров, чтобы помочь им приблизить уникальные характеристики своих компаний или их продуктов к потребностям рынка. Нас очень устраивает, что число таких обращений возрастает. Но я хочу подчеркнуть один существенный момент. Если компании нужны данные, на основе которых она будет принимать важные решения, она должна использовать результаты высококачественных исследований. PC Week: Вы сами подошли ко второй группе моих вопросов - о качестве исследований. Какие методики в своей работе использует IDC? Дж. Г.: Наши заказчики, хотя их запросы несколько варьируются от сегмента к сегменту (аппаратура, ПО или телекоммуникации), больше всего ценят в проводимых нами исследованиях две вещи - прогноз и анализ долей рынка. У нас есть несколько вспомогательных средств для построения прогнозов. Решение же задачи всегда начинается с изучения текущей ситуации, в том числе путем сбора разнообразной общедоступной информации (например, финансовой), общего экономического анализа, опроса заказчиков и клиентов и т. д. Работающие в IDC аналитики специализируются по конкретным сегментам рынка, они же сами формируют прогнозы. В первую очередь строится самая общая модель, которая должна представить ситуацию на данном рынке. Нужно определить круг основных поставщиков, выяснить, как зависит этот сегмент от других. Создав на этой основе с помощью нашего специализированного средства структурированную модель, аналитик применит ее для прогнозирования развития изучаемого сегмента рынка. Модель включает несколько основных элементов: описание макроэкономической и геополитической ситуаций, потребности рынка в капитальных вложениях, наличие технологий, описание структуры данного рынка, имеющиеся ресурсы (финансовые, кадровые и пр.) и спроса. При формировании прогнозов играют роль не какие-то сложные математические модели, а высокая квалификация аналитика, его знание рынка. Кроме того, мы сопоставляем различные индивидуальные прогнозы: например, прогноз изменения количества Интернет-пользователей с данными по продажам модемов; результаты исследования рынка компьютеров с данными по поставкам микропроцессоров и т. д. При этом часто используется информация из совсем других отраслей. Например, составляя в свое время прогноз динамики роста числа пользователей Интернета, мы обращались к планам развития сетей кабельного телевидения. В целом же наши прогнозы - это чаще всего выраженное в числовой форме мнение аналитиков. Но есть у нас и прогнозы, которые генерируются с помощью специального ПО, использующего модель рынка на основе метода Монте-Карло. Такие методы обычно применяются к новым сегментам рынка, скажем, к рынку Web-сервисов. PC Week: К сожалению, я до сих пор не встречал отчетов по исследованиям ИТ-рынка, где не то чтобы приводились данные относительно точности и достоверности, но хотя бы просто упоминалась эта крайне важная тема. Как вы оцениваете подобные характеристики ваших исследований? Есть ли у IDC методики отслеживания исполнения составленных прогнозов? Было бы очень интересно узнать, насколько предсказанные некогда данные согласуются с нынешними, реальными. Вы делаете такие сопоставления? Дж. Г.: Да, мы проводим подобные сравнения, но в основном на годичных интервалах. В последнее время стараемся делать их чаще, раз в квартал. Если же говорить о долгосрочных прогнозах, то тут есть определенные сложности при сопоставлении спрогнозированных и реальных данных. Проблема заключается в том, что на нашем рынке сами определения тех или иных понятий меняются как минимум каждые полтора года. Поэтому сравнение данных, разделенных отрезком даже в два-три года, из-за того, что меняется сама структура рынка, является не совсем корректным*. Есть и другая проблема: клиенты чаще всего хотят, чтобы прогноз выполнялся на пятилетний срок, хотя реальную актуальность для них представляют данные в годичном интервале. Поэтому их не очень волнует корректировка пятилетних прогнозов, гораздо больше их заботит точность предсказаний на ближайший год. Во многих случаях, например на рынке ПК, заказчики сами проверяют точность наших прогнозов, причем делают это буквально ежеквартально. И если мы в годовых предсказаниях ошибаемся на 4-5%, они на нас очень сердятся. А вот на рынке услуг клиенты относятся к точности не так строго. Могу сказать, что самый некорректный прогноз мы выдали по затратам ИТ-рынка на 2002 г. Мы предсказывали рост на 4-5%, произошло же 4%-ное снижение. Отчасти это объясняется нашими собственными ошибками, но в большей степени - существенным изменением макроэкономической и геополитический ситуации в мире. PC Week: Представляя себе сложность задач, полагаю, что точность сведений о текущей ситуации на рынке в 2-5%, а для прогнозов - в 10-20% можно назвать очень неплохой. Точность же в 1% является почти недостижимой. Но тогда возникает вопрос: почему в отчетах IDC фигурируют количественные данные, содержащие как минимум три десятичные цифры? А в некоторых отчетах по рынку ПК даются сведения с точностью до штуки (7-8 значащих цифр)! У людей, мало-мальски знакомых с азами приближенных вычислений, эти данные могут вызвать улыбку и недоверие. Дж. Г.: Я отлично понимаю, о чем вы говорите, но хотел бы перенести вину за такое представление информации на наших клиентов. Когда мы говорим им о диапазоне прогнозируемых данных и других параметрах математической статистики, они чаще всего отвечают: “Все это очень интересно, но какова же все-таки конкретная величина?”. Мои попытки объяснять им законы приближенных вычислений, практически ничего не давали. Мне кажется, это - следствие того, что люди стали пользоваться калькуляторами вместо логарифмической линейки. В какой-то степени здесь стоит определенная проблема и для нас самих. Мы бы предпочли представлять свои результаты в виде диапазонов значений. Но клиентам это не очень нужно, конкуренты тоже так не делают. Тем не менее в нынешнем году мы впервые опубликовали два сценария прогноза на год - наиболее вероятный и пессимистический. По каждому варианту мы привели список факторов, которые будут влиять на развитие ситуации, и потребовали, чтобы аналитики более детально формулировали предположения, послужившие базой для прогнозов. PC Week: Не так давно вы оценили влияние софтверного пиратства на развитие ИТ-рынка и мировой экономики в целом (см. PC Week/RE, № 14/2003, с. 55). Нет сомнения, что, избавившись от пиратства, ИТ-индустрия в целом выиграет. Но в то же время если предприятия будут больше тратить на покупку ПО, у них меньше средств останется на что-то другое. Учитывали ли вы в своем прогнозе возможные отрицательные последствия снижения уровня пиратства? Дж. Г.: В упомянутом вами прогнозе мы оценивали только прямые выгоды ИТ-отрасли, например увеличение числа рабочих мест в ИТ-компаниях (разработка ПО, каналы сбыта, услуги и пр.). Мы не учитывали косвенные эффекты в виде, скажем, увеличения производительности труда сотрудников компаний-заказчиков. Но мы уверены, что даже такие косвенные выгоды должны скомпенсировать возможные потери компаний, вызванные отказом от покупки чего-то другого. Надо полагать, что инвестиции в ИТ дают компаниям больше свободы в их деятельности. Оценивать полученный при этом эффект нужно совсем иначе, чем от покупки хотя бы той же офисной мебели. В своем исследовании мы как раз хотели показать, что снижение уровня пиратства благотворно повлияет на общеэкономические процессы. В частности, корреляционный анализ выявил четкую зависимость между этим фактором и увеличением поступлений налогов от ИТ-сектора. PC Week: Однако нынешний глобальный кризис недвусмысленно показал вторичность ИТ-рынка, в частности ограниченные возможности формирования на нем потребительского спроса. Тут мы переходим к другому принципиальному вопросу: какова степень влияния ИТ-индустрии на экономику в целом? Этот вопрос особенно актуален для России: куда лучше вкладывать средства - в ИТ-индустрию или отдать приоритет другим отраслям экономики, а те, в свою очередь, сформируют спрос на ИТ-продукцию? Дж. Г.: Тут есть два аспекта. Мы уверены, что при увеличении затрат на внедрение ИТ повышается эффективность деятельности предприятий, государственных учреждений, частных лиц. Например, анализируя азиатский финансовый кризис конца 90-х годов, мы обнаружили, что страны, имеющие более высокий уровень ИТ-затрат в структуре ВНП, смогли преодолеть кризис быстрее. Но есть и другая сторона вопроса - производить ИТ-продукты своими силами или импортировать их? У России имеется огромный внутренний рынок (в отличие, скажем, от Тайваня), поэтому было бы разумно, если бы ваше правительство вкладывало средства в поддержку местных предприятий, ориентированных в первую очередь на своих потребителей. Тем более, что у вас есть мощная научная и культурная среда. PC Week: Одна из наиболее злободневных тем современной ИТ-индустрии - безопасность информационных систем. Но у этой проблемы есть много различных аспектов - физическая защита зданий, аппаратуры и коммуникаций от угроз террористов или природных катаклизмов, защита информации от конкурентов, систем от хакерских атак и пр. Есть проблема повышения надежности кода операционных систем и приложений, т. е. нужна “защита” от самих поставщиков ПО. Какие из них кажутся вам наиболее актуальными? Дж. Г.: Хакеры никогда не исчезнут, так же, как всегда будет угроза пожаров, наводнений, землетрясений. Вопросы защиты сводятся к компромиссу между инвестициями и вероятностью потери информации или утраты работоспособности систем. Есть средства, позволяющие снизить риски. Но самый главный вопрос - что нужно сделать, чтобы организации осознали комплексный характер ИТ-безопасности, подходили к ней как к части общего бизнеса предприятия и не считали ее частной проблемой? Тут уже не столь важно, используете ли вы распределенную или централизованную схему ИТ-ресурсов. Гораздо критичнее может оказаться то, что вы не уделили должного внимания подготовке кадров или у вас нет плана действий в нештатных обстоятельствах. Мы своим заказчикам советуем начинать с формирования общей стратегии обеспечения безопасности предприятия. При этом скорее всего в ней затраты на поддержку собственно ИТ-систем окажутся не самыми значительными. В целом же наши прогнозы таковы: темпы роста затрат на ИТ-безопасность будут расти вдвое быстрее, чем на ИТ в целом. PC Week: В прогнозе относительно перспектив развития рынка серверов до 2003 г., опубликованном в 1999-м, IDC высказывала мнение, что Linux скорее получит распространение среди домашних пользователей, чем в среде бизнеса. Все произошло наоборот, и этот парадокс - система, задуманная как легкая редакция Unix для ПК, в основном используется на серверах - уже давно отмечен. Почему же так произошло? И сможет ли Linux пробиться на рынок клиентских систем? Дж. Г.: Дело в том, что к тому моменту, когда ОС стала готова к широкому применению, Microsoft уже полностью захватила рынок клиентских систем. Но сейчас у Linux есть отличный шанс закрепиться в этом сегменте за счет появления новой категории клиентских устройств, в первую очередь мобильных и встроенных. Она уже получила здесь широкое распространение, и корпорация Microsoft, видя столь мощного конкурента, вкладывает огромные средства в продвижение своего ПО для различных малогабаритных устройств. PC Week: Каковы ваши впечатления от визита в Россию? Дж. Г.: В последнее время мне очень много приходится ездить по разным странам и объяснять, почему в них годовой рост ИТ-рынка не превышает 2-3%. Сегодня найти страну, тем более таких масштабов, как Россия, где темпы роста составляют 15%, совсем не просто. Поэтому находиться здесь очень приятно. PC Week: Спасибо за беседу.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=1545 |