ИТ-индустрии нужен новый путь

Ричард Уотерс

Приходится признать: информационные технологии (ИТ) не смогли по-настоящему преобразить бизнес. Еще не так давно повсеместно считалось, что компьютеры и Интернет позволят предприятиям выйти на качественно иной уровень. Предполагалось, что новые средства доступа к информации сделают более интеллектуальными все бизнес-процессы - от корпоративных цепочек поставок до принятия стратегических решений на уровне топ-менеджеров. Речь шла о построении принципиально новых моделей бизнеса, а тот, кто не может к ним приспособиться, казалось, был обречен на вымирание. ..

Обещано было многое, кое-что даже удалось реализовать, но в целом действительность оказалась существенно скромнее ожиданий. Корпоративные информационные системы (КИС) сегодня стали слишком сложными, превратившись в громоздких, трудноуправляемых монстров. Похоже, в разгар технологического бума 1990-х что-то пошло не так.

"ИТ зачастую не обеспечивают конкурентного преимущества, как это ожидалось, а только порождают лишние проблемы управления", - говорит Ирвинг Владавски-Бергер, директор подразделения IBM, отвечающего за инициативу "электронный бизнес по требованию".

Корпоративные проекты по внедрению ИТ, как правило, очень сложны, а процент неудачных исходов при этом очень высок. В результате сильно изменилось отношение компаний к расходам на ИТ - теперь здесь стараются сэкономить. Да и выгода от использования интернет-технологий многим вовсе не очевидна.

По мнению скептиков, говорить о том, что ваши ИТ обеспечивают конкурентное преимущество, нельзя, поскольку точно такие же технологии доступны и вашим конкурентам. Другой корень проблемы связан с появлением несколько десятилетий назад новой вычислительной архитектуры, которая освободила пользователей от тирании мейнфреймов, но оказалась несовершенной с точки зрения управления.

Модель "клиент - сервер" дала в руки пользователя удобный инструмент - персональный компьютер. ИТ-менеджеры при этом получили большие полномочия, позволявшие без особого труда строить управленческие приложения в масштабе подразделения. Но в то же время картина в масштабе всего предприятия оказалась хаотичной и неясной.

"Программы, которые писали ИТ-специалисты для подразделений, работали хорошо при условии, что их ни с чем не нужно стыковать, - говорит Боб Напье, директор по технологиям корпорации Hewlett Packard. - Но на уровне предприятия требовалась интеграция, созданные приложения не должны были работать изолированно. Приход Интернета принес облегчение. Казалось, что все трудности, связанные с управлением, позади".

Еще одна важная проблема заключается в несовершенстве и неполноте технических средств. Приложения, создававшиеся для изолированной работы, нужно было сопрягать друг с другом, но соответствующих инструментов не было. "Компоненты быстро прогрессируют, а связующего звена между ними нет", - констатирует Владавски-Бергер.

В значительной степени разочарование в ИТ было вызвано невозможностью гармонично увязать технологии и управление бизнесом. Поставщики ИТ упрекают пользователей в непонимании важности КИС для бизнеса, а пользователи, в свою очередь, жалуются на недостаточную гибкость новых технологий. "Многие указывают на медленный прогресс в ИТ, но, как правило, гибкости не хватает именно архитектуре бизнес-процессов", - считает Энн Ливермор, глава сервисного подразделения HP.

Нельзя не упомянуть и такой фактор, как слишком высокая стоимость поддержки КИС. "Руководители бизнеса недовольны тем, какую огромную долю в их бюджете занимают процедуры, цель которых - всего-навсего содержать систему в рабочем состоянии", - говорит Амнон Ландан, глава компании Mercury Interactive. Эта компания производит программы для измерения производительности информационных систем. Действительно, более половины ИТ-бюджета уходит на содержание армии специалистов по технической поддержке. (FT, 4. 06. 2003, Александр Сафин)

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=1529