1С ищет стратегического инвестора
Сергей Коляда
Как стало известно Ъ, крупнейший российский производитель программного обеспечения фирма 1С ведет переговоры о продаже своих активов с двумя ведущими мировыми ИТ-компаниями - SAP и Microsoft. Компания 1С основана в 1991 году и сегодня является крупнейшим российским игроком на ИТ-рынке в сегменте ПО. Основной продукт 1С - программы для автоматизации бухучета и работы малых и средних предприятий в целом. Компания является также крупнейшим дистрибутором мультимедийных программ. Партнерская сеть 1С состоит из 2900 компаний в 460 городах России, стран СНГ и Балтии, из них более 2600 компаний имеют сертификаты на оказание услуг по автоматизации. По некоторым оценкам, оборот 1С в 2002 году составил около $50 млн. Источники Ъ в индустрии ПО утверждают, что инициатива сделки исходит от 1С, и переговоры о продаже компании ведутся на самом высоком уровне. "Борис Нуралиев неоднократно встречался с исполнительным директором Microsoft Стивом Баллмером - и во время его визита в Москву прошлой осенью, и специально ездил в США, - рассказал топ-менеджер одной из российских ИТ-компаний. - В случае же продажи 1С компании SAP Борис Нуралиев может рассчитывать на роль российского Шая Агасси (этот предприниматель из Израиля после продажи своей компании Top Tier Software в 2001 году за $400 млн занял в SAP пост вице-президента.- Ъ)". Аналитики в официальных беседах говорят о большой значимости 1С и ее канала распространения для крупных западных производителей ПО. "На рынке систем автоматизации предприятий в сегменте малого и среднего бизнеса 1С занимает лидирующее положение с большим отрывом, а их продажи сравнимы с продажами грандов", - отмечает Тимур Фарукшин, аналитик исследовательской компании IDC по рынку программного обеспечения. Неофициальная же позиция экспертов сводится к тому, что продать 1С "в расцвете сил" - правильное решение. Дело в том, что и Microsoft, и SAP в мировом масштабе сейчас активно движутся в нишу малого и среднего бизнеса, занятую в России 1С. Microsoft с этой целью приобрела за последние три года две компании - американскую Great Plains и датскую Navision. SAP выпустила соответствующее программное обеспечение самостоятельно. "Российские предприятия готовятся сейчас к переходу на международные стандарты бухучета, соответствующие продукты есть у международных поставщиков. Соблазн быстро выйти на этот рынок через налаженный канал, которым обладает 1С, весьма велик. Самой же 1С вряд ли удастся конкурировать с глобальными компаниями в долгосрочной перспективе", - говорит один из аналитиков. Очевидно, что заплатить за 1С больше, чем когда-либо платили за российскую софтверную компанию, могут себе позволить и Microsoft, и SAP. Так, капитализация Microsoft по состоянию на вчерашний день составляла $260,364 млрд, а SAP - $28,44 млрд. Крупнейшей же до сих пор сделкой по продаже российской ИТ-компании считается приобретение в 1997 году фирмы "Параграф" американской Silicon Graphics в обмен на свои акции общей стоимостью $81 млн. Контроль над 1С, по мнению участников рынка, может стоить минимум в два раза дороже. Впрочем, пока факт переговоров официально не подтверждает ни одна из сторон. "Находясь на высококонкурентном и динамичном рынке, фирма 1С имеет правило правдиво рассказывать о текущем положении дел, но не имеет оснований беспокоить конкурентов публикацией своих планов. Радикальные слухи по поводу продажи 1С публиковались неоднократно, но обычно они формируются вне фирмы 1С и ее партнеров", - говорит Борис Нуралиев. Директор по маркетингу SAP Гамид Костоев заявил, что ничего не знает о планах покупки 1С. Руководитель отдела стратегических платформ .Net Microsoft Алексей Чубарь также сказал, что специального проекта по приобретению 1С в его компании не ведется, но при этом отметил, что "российский ИТ-рынок, как никакой другой, свободен от внимания антимонопольных органов".
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=1422 |