ИТ-инфраструктура движется к облакам и мобильности
За прошедшие годы ИТ-инфраструктура серьезно модернизировалась. Старая добрая серверная комната давно отошла в прошлое: крупные предприятия строят собственные ЦОДы, СМБ арендует мощности у провайдеров. Рынок уже отказался от концепции серверного оборудования, отвечающего за строго ограниченные функции, и перешел к виртуальным средам, выполняющим множество задач. Что еще происходит сегодня в области инфраструктуры? Ответ на этот вопрос дает конференция «ИТ-инфраструктура: курс на повышение эффективности», которую провели CNews Analytics и CNews Conferences 12 сентября 2013 г. в Москве.
Ключевые тренды развития ИТ-инфраструктур связаны с дальнейшим проникновением в бизнес социальных сетей, ставших еще одним способом продвижения товаров и услуг. Мобилизация и концепция BYOD (принеси свое устройство) позволяет компаниям избавиться от офисов. Среди прочих ключевых трендов в сфере ИТ-инфраструктуры - увеличение трафика, в том числе и мобильного, рост объемов электронных данных, зачастую неструктурированных, и перевод части бизнес-логики в облака. Одним из ключевых докладов конференции стал рассказ Алексея Шалагинова, директора по отраслевым решениям департамента по работе с корпоративными заказчиками Huawei Enterprise, о концепции BYOD. Она повышает эффективность работы сотрудников предприятий, по крайней мере, тех из них, чья деятельность, так или иначе, сводится к доступу к корпоративной системе и принятию на основе полученных сведений каких-то управленческих решений. Офис для этого со всей своей инфраструктурой даже не требуется - достаточно сотовой связи для коммуникаций и интернет-соединения. Перелом в сознании, по словам Алексея Шалагинова, произошел совсем недавно - в 2011 г., когда, по данным IDC, объемы продаж мобильных девайсов превысили продажи десктопов и ноутбуков. С этого момента стиль поведения пользователей в интернете изменился: почти половина применяет мобильные гаджеты для коммерции, а число ежегодных продаж планшетников и смартфонов исчисляется уже сотнями миллионов штук. Этапы и сценарии При переходе к мобильности каждая организация проходит четыре этапа. Сначала рассматривается возможность развертывания, далее на мобильные технологии переносятся отдельные компоненты систем управления и администрирования, третий этап - миграция на мобильные устройства ключевых ИТ-систем, например ERP, CRM. Завершающий этап - оптимизация бизнеса за счет мобильности. Huawei находится на переходном периоде к последнему пункту. Упомянул Алексей Шалагинов и о терниях, которые могут появиться при мобилизации бизнеса. Большая их часть связана с безопасностью. Бытует мнение, что доступ к корпоративной информации может приводить к информационным утечкам. Впрочем, на практике почти 80% кражи информации осуществляется инсайдерами, а не за счет одних лишь информационных технологий. Как именно ИТ-инфраструктура компании может взаимодействовать с облаками? По мнению Максима Захаренко, генерального директора компании «Облакотека», существуют три сценария. Первый сценарий необходим при тестах, внедрениях и апдейтах. Когда возникает потребность временного размещения бизнес-решений для тестового развертывания системы, нередко можно столкнуться с необходимостью закупок серверов и коммуникационного оборудования. При этом бывает сложно заранее определить конфигурацию системы - в результате «железо» приобретается с большим запасом, на него тратится больше средств, чем реально нужно. Необходимые мощности можно взять в облаке. Второй сценарий предполагает использование облака в режиме «теплый резерв», когда точная копия некой бизнес-системы компании размещается на мощностях облачного провайдера, но при этом является неактивной. Только если основная система по каким-то причинам сбоит, резервная копия за короткое время (несколько минут) заменяет первую. Третий сценарий подразумевает вынос всей бизнес-логики из дочерних структур в некое частное или гибридное облако. Тем самым на местах не остается никакой сопровождаемой инфраструктуры, и можно организовать доступ мобильных пользователей, попросту избавившись от необходимости арендовать офисы. Такой подход, кроме того, упрощает учет лицензий на софт, загруженность оборудования и ряд других операций по мониторингу инфраструктуры. Отдать на аутсоринг можно и систему печати компании. Система офисной печати, в общем-то, не имеет первостепенного значения для бизнеса компании (если это, конечно, не компания, где печать и является производственным бизнес-процессом). Если передать ее внешней компании, то, по оценкам Александра Лужкова, директора «СервисДиректа», можно сэкономить около 5-6% ИТ-бюджета. MPS-провайдеры берут на себя весь процесс офисной печати, включая мониторинг, обеспечение скидок на технику, расходные материалы и др. Проверить эффективность MPS-провайдера достаточно просто - за счет таких метрик, как, например, стоимость отпечатка и SLA. В целом, офисная печать - это достаточно часто передаваемая на аутсорсинг область деятельности (хотя в России подобной услугой пользуются лишь 5% компаний, в Европе их уже 45%). Проблемы клиентов Большой интерес на конференции вызвали доклады от лица заказчика ИТ. Одна из таких компаний - «Полюс Золото», бизнес-единицы которой разбросаны по разным уголкам России, причем они находятся там, где практически полностью отсутствует телекоммуникационная структура. По словам Василия Долгова, руководителя службы ИТ «Полюс Золото», долгое время единственной доступной связью в таких местах является спутниковая и лишь там, где расположены офисы, строятся ЦОД и прокладываются сетевые кабели. По его признанию, на текущий момент у компании большие проблемы с инфраструктурой - и с выбором оборудования и с ИТ-специалистами на местах. Но ситуация постепенно улучшается. Например, уже создана единая информационная среда, приняты единые ИТ-политики в сфере ПО (в компании используются бизнес-продукты Microsoft), а доступность сервисов достигает 95%. На текущий момент единой ERP-системы нет, используется несколько слабоинтегрированных между собой решений. В ближайшее время планируется улучшить коммуникационную инфраструктуру в регионах, например вокруг Якутии. После (предположительно в 2017 г.) компания начнет активнее использовать облака и мобильные системы. «ЕвразХолдинг» - международная металлургическая компания, занимающаяся добычей и переработкой руды. Почти половину оборота компании генерируют активы в Сибири и на Урале. Специфика бизнеса - низкозатратное производство - накладывает серьезные требования на ИТ. По словам Алексея Мочальникова, директора по ИТ-инфраструктуре и АСУ ТП «ЕвразХолдинг», в новые проекты и поддержку и сопровождение уже существующих ИТ-объектов ежегодно инвестируется около 1 млрд руб. К тому же компания растет, строятся новые предприятия (в настоящее время - четыре), и в них не только разворачивается производство, но и с нуля строится ИТ-инфраструктура. Управление ИТ в холдинге «Евраз», добавляет Алексей Мочальников, постепенно централизуется. Это касается и внутрикорпоративных стандартов - требований к оборудованию, к организации закупок оборудования. В компании применяются ключевые показатели эффективности, введены метрики оценки результативности персонала. Корпоративные системы базируются на продуктах Microsoft - в частности, применяется единая почтовая система на базе Exchange и портальная система Sharepoint. Внедряется и система Lync для корпоративных коммуникаций. Еще один участник конференции - «Альбатрос Карго». Компания начинала как перевозчик автозапчастей. Ее масштабы сегодня, конечно, не такие гигантские, как у металлургического или золотодобывающего холдинга, но многие ИТ-процессы выстроены похожим образом. В компании используются KPI, функционирует системы мониторинга инфраструктуры, охватывающей центральный и региональные офисы, ведется журнал инцидентов и при фиксировании сбоя в системе проводится не только устранение, но и анализ причин. По словам Михаила Рыстенко, директора по ИТ «Альбатрос Карго», ИТ-бюджет в среднем составляет не более 2% от общего бюджета компании. Довольно активно используется частное облако, и пользователи могут работать через любые девайсы, хотя при этом они сильно ограничены в правах доступа. Весьма любопытный проект запустил несколько лет назад Проектно-конструкторский филиал ВНИИАЭС, в результате чего серьезно упростились сбор и обработка информации при строительстве атомной энергостанции. Система базируется на технологиях Semantic Web и позволяет собирать информацию из различных источников, включая БД, текстовые документы, электронные таблицы, разбросанные по ИТ-системам участвующих в проекте организаций. Как рассказывает Дмитрий Филатов, менеджер по развитию проектно-конструкторского филиала ВНИИАЭС, «семантическая паутина» базируется на открытых стандартах и включает в себя язык онтологий (объекты реального мира и взаимоотношения между ними), запросов и специальных БД, где хранятся графы. При извлечении объектов осуществляется мапирование и сопоставление данных к онтологии. А с учетом того, что данные имею URI-подобные идентификаторы - можно не только собрать детализированное описание объектов из различных источников данных, но и сохранить понимание того, какая цифра или параметр были взяты из какого источника. И конечно, если из одного источника мы получим его размеры в дюймах, а из другого источника - в миллиметрах, мы сможем пересчитать их и сравнить эти параметры. Особенностей ИТ-инфраструктуры коснулся и Виктор Ковалев, руководитель направления по стратегическому планированию департамента управления сервисами ИТ банка «Хоум Кредит». Он подчеркнул, что управление банковским ИТ фактически является бизнес-процессом, и многие банковские операции немыслимы без соответствующего компьютерного и коммуникационного оборудования. Любой сбой чреват большими расходами. Сегодня в банке доступность сервисов оценивается в 99,7%. Для соблюдения целостности ИТ-инфраструктуры банк указал на ключевые постулаты, понятные для бизнеса, выделяющего деньги на проекты: учет идет централизованно, контроль конфигурации проходит в максимально автоматизированном режиме, соблюдаются правила лицензионной чистоты за счет удаленной поддержки типовых конфигураций, планы закупок железа абсолютно прозрачны. Еще один интересный подход, о котором упомянул Виктор Ковалев, - это сочетание аутсорсинга с аутстафингом. После окончания проекта банк просит разработчика или интегратора выделить ему несколько специалистов на полгода-год, а команда аутстаферов ежедневно отчитывается о выполненной работе, банк же управляет ими как собственными кадровыми ресурсами. За счет этого внедренные ИТ-решения быстрее адаптируются к особенностям банковских бизнес-процессов.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=12083 |