ИТ-стратегия, или как формализовать неопределенность
В теории менеджмента существует несколько толкований стратегии. С одной стороны, это некий план, в котором описывается общее направления развития бизнеса компании, с другой - конкретные шаги, решения, которые необходимо предпринять, чтобы вообще начать куда-то двигаться. Нередко оба этих определения объединяют. Например, именно так сделано в публикациях Генри Минсберга, предложившего считать стратегию как единство «5П» - план, паттерн, позиция, перспектива и прием. Но это все теория. Как на практике разрабатывать ИТ-стратегию, какие пункты в нее включать и с какими подводными камнями придется столкнуться, во всех деталях рассматривалось на прошедшей 9 июля 2013 г. конференции, организованной CNews Analytics и CNews Conferences и собравшей CIO из самых разных организаций: банков, производств, госструктур, а также независимых консультантов. От документа до реализации ИТ-стратегия, как правило, представляет собой формализованный документ, в котором содержатся приоритетные направления развития ИТ для бизнеса. Сергей Потапов, независимый эксперт, подчеркивает, что она должна содержать предложения по организации ИТ-ресурсов, призванных повысить эффективность бизнеса. По его словам, разработка успешной стратегии возможна при соблюдении нескольких критериев. Во-первых, грамотность бизнеса в области информационных технологий. Во-вторых, согласованность действий руководства всех подразделений и акционеров. При наличии каких-либо скрытых интересов реализовать успешно ИТ-проекты становится довольно сложно. Третий принцип - это полное доверие к ИТ. Выбор конкретных информационных систем делает CIO, бизнес же говорит языком требований, а не ИТ-решений. ИТ-менеджер, в свою очередь, тоже должен уметь четко обосновывать, какие преимущества даст то или иное решение, а не просто требовать выделить деньги на новый проект. С Сергеем Потаповым согласен и Александр Борн, начальник отдела внедрения программного обеспечения (ОВПО) НПО «Наука», которому приходилось сталкиваться с полным непониманием ИТ и бизнеса. CIO, к примеру, просит выделить средства на покупку определенных серверных решений, а бизнес отвечает - это дорого. ИТ-службы при этом не понимают, почему дорого, если выбран самый дешевый вариант... Взаимное доверие, к слову, позволяет свести на «нет» ситуации, когда бизнес что-то хочет срочно получить, но ИТ не всегда может дать. Как считает Федор Аксененков, старший консультант Oracle, различные отделы компаний используют, как правило, свой класс ПО. Однако чтобы увидеть, насколько эффективна их работа, многие крупные компании все чаще внедряют решения BPM (Business Process Management), позволяющие моделировать, оптимизировать и мониторить ключевые бизнес-процессы. С чего начать? Самый простой способ разработки ИТ-стратегии - взять за основу уже существующую. Если таковой нет, то сперва придется проделать ряд несложных действий по сбору документации о бизнесе. Пригодятся любые доступные сведения: организационная структура компании, планы развития, продаж, анализы слабых и сильных сторон бизнеса, итоги аудита, планы развития и прочие документы для сопровождения бизнеса. Впрочем, по оценкам Антона Левикова, директора по информационным технологиям ГК «Новард», приступать к разработке стратегии можно начинать, если известны география производства, сбыта продукции и характеристика рабочей силы. На втором этапе получают отзывы от основных руководителей бизнес-подразделений. Им достаточно задать всего три вопроса: какие задачи поставлены перед этими пользователями или подразделениями, с какими проблемами сталкивается при выполнении задач и что ждут от ИТ. Олег Павлов, заместитель технического директора компании Lamoda.ru, рекомендует в качестве шаблона интервью использовать специальную таблицу из двух колонок: в первую заносятся бизнес-показатели, во вторую - соответствующие им ИТ-параметры. Скажем, для распределенного географически бизнеса, с точки зрения ИТ, можно обозначить, где находятся центры обработки данных, хранилища, какие каналы объединяют офисы, учитывают ли используемые приложения особенности законодательства регионов и др. Собранные анкеты анализируются в любом табличном редакторе, при этом задачи, которые возникают чаще, ставятся выше. Тем самым формируется некий топ-лист проблем и ожиданий. Число этих пунктов у каждой компании различно - одни ограничиваются десятью, другим не хватает и сотни. Далее расставляются приоритеты задач и начинается решение наиболее важных. Скажем, если на производстве проблемы с учетом деталей, то можно предложить в первую очередь внедрить системы RFID; если в кадрах проблема с поиском персонала - подбирается решение для подбора и управления персоналом. В стратегию включаются и финансовые показатели: сколько придется потратить на компьютеры, софт, коммуникационное оборудование для автоматизации выявленных задач. Необходимо сделать акцент и на возможные организационные изменения, а также учесть внешнюю бизнес-среду, о которой соответствующим сотрудникам компании известно намного лучше, чем ИТ-подразделению. В итоге формируется объективный взгляд на бизнес компании. Появляется и сценарий развития ИТ. Бизнес, как отмечает Марина Аншина, председатель комитета по стандартам Российского союза ИТ-директоров, не всегда нацелен на расширение - порой компании вынуждены покидать какие-то рынки, сокращать производство и оптимизировать затраты. Потому и стратегии бывают разные. При концентрированном и интегрированном росте они направлены на производство нового продукта для существующего рынка и расширение бизнеса компании за счет тесного взаимодействия с поставщиками или дистрибьюторами. Стратегия диверсификации предполагает выпуск новых продуктов на имеющихся мощностях для существующих рынков. Скажем, из резины производить не только шины, но и другие виды товаров. Стратегия сокращения - это закрытие подразделений, прекращение выпуска отдельных продуктов или услуг, перевод отдельных направлений в аутсорсинг, либо изменение качества, скажем, увеличение сроков обработки заявок за счет снижения цен на услуги. Олег Павлов считает, что идеальной и гарантированно успешной ИТ-стратегии не существует. Они все разрабатываются в условиях неопределенности. На это накладываются как внутренние, так и внешние факторы. Скажем, в крупных компаниях довольно часто меняются CIO. Нередко они просто не успевают разработать ИТ-стратегию, не говоря уже про ее реализацию. Частая смена руководства порой демотивирует рядовых сотрудников ИТ-подразделений. Ситуация, когда новый руководитель начинает заново внедрять систему, которую сносил предыдущий CIO, - не редкость в российских реалиях. Существенное влияние на ИТ-стратегии оказывает и развитие собственно информационных технологий. Стратегию в области прикладных систем невозможно планировать на длительные периоды. В свою очередь, стратегии в области компьютерной, сетевой инфраструктуры, центров обработки данных разрабатываются на более-менее длительные сроки, минимум лет на 5. Зеленков Юрий, директор по информационным технологиям «НПО «Сатурн», тоже высказался категорически против долгосрочных ИТ-стратегий. Но такова нелегкая судьба компании, которая начинала как частная, а ныне является государственной. По его словам, даже кардинальное изменение организационной структуры, а именно через такой путь прошло НПО «Сатурн», поменяв матричную модель управления (2005 г.) на сервисную (2013 г.), требует среднесрочного планирования. Приятная внешность Особых требований к оформлению и объему ИТ-стратегии не существует. Для больших компаний уровня «Норильского Никеля», по словам Александра Михайлова, независимого консультанта, стоимость разработки масштабной стратегии консалтинговыми подразделениями компаний IBM, Microsoft начинается от $100 тыс. Более простой вариант насчитывает около 15-ти страниц или слайдов. Такую стратегию проще обновлять - эту работу может сделать ИТ-директор самостоятельно без привлечения внешних консультантов. ИТ-стратегия может занимать и 2-3 страницы - такой вариант подойдет малым и средним компаниям, бизнес которых насчитывает около 5-ти направлений. Поспешай неторопливо Пожалуй, только компании из банковской и финансовой сферы регулярно разрабатывают ИТ-стратегии. И хотя сегодня в действующих банках мало кто занимается внедрением промышленных систем с нуля, их приходится поддерживать и сопровождать. Впрочем, некоторые банки все же меняют отдельные компоненты ИТ-системы. Например, в ВТБ24, как рассказал Алексей Газизов, директор департамента практик прикладных решений компании ОТР, были внедрены продукты Oracle, позволившие ускорить закрытие операционного дня. Другой упомянутый Алексеем Газизовым тренд - это внедрение финансовыми компаниями не плохо интегрированных с основными модулями справочников, а полноценных MDM-решений (Master Data Management - управление основными данными) для доступа к всевозможной бизнес-информации о клиентах, продуктах, услугах, персонале и др. Банковские услуги насчитывают сегодня десятки наименований - тут и депозиты, и кредиты, и кредитные карты, и онлайновые, и мобильные клиенты для управления счетами без посещения отделений банков. Поэтому ИТ-ландшафт весьма обширен. Он затрагивает не только корпоративные системы и технологии, но и клиентские системы, к которым доступ осуществляется через веб-браузер или специализированное приложение для мобильной ОС. Именно в этой интернет- и мобильной сфере сегодня наблюдается целая война продуктов и технологий, и ИТ приходится маневрировать между множеством браузеров, смартфонных и планшетных систем, дабы не попасть на «минные поля». В целом, современные тренды в ИТ: мобильные технологии, «облака», новые способы дистрибуции софта и адаптация социальных сетей в бизнесе, - приводят к изменению парадигмы разработки. Большая нагрузка ложится и на службы безопасности компаний, которым приходится реализовать новые способы и технологии защиты. Если что-то из этого списка не учитывается при разработке ИТ-стратегии, эффективность банковского бизнеса в конечном итоге снижается. Корректировка ИТ-стратегии в банках, по словам Виктора Ковалева, руководителя направления по стратегическому планированию департамента управления сервисов банка «Хоум Кредит», происходит раз в полгода. Это наиболее оптимальный временной отрезок. Конечно, иногда возникают форс-мажоры, требующие срочных изменений в бизнес- и ИТ-стратегий. Один из примеров - 2008 г., когда случился финансовый кризис, и многие банки были вынуждены в буквальном смысле выживать. Этот случай, равно как случай с банком «Хоум Кредит», который несколько лет назад поставил перед собой задачу расширить кредитный портфель и войти в тройку лидеров российского финансового рынка, роднит одно - ИТ решает задачи стабильности работы «тылов», то есть, по сути, всей инфраструктуры. Алексей Михайлов, исполнительный директор MultiWealth, отмечает, что для инвестиционной компании приоритетными направлениями являются улучшение сервисов и внедрение новых способов продаж. Особые условия Совершенно противоположный пример - это госсектор, который в плане «бизнеса» развивается неторопливо. Принятая в октябре 2010 г. госпрограмма «Информационное общество» - это ИТ-стратегия в масштабах государства. В настоящее время она реализуется многими регионами. Перед «государственным» ИТ стоят такие задачи, как разработка технологической и инфраструктурной базы обслуживания социальных карт, к которым в будущем предполагается подключить все госуслуги, а при внедрении центров общественного доступа, инфоматов, то есть, по сути, компьютерных терминалов для доступа к информации, обеспечить должный уровень защиты. По заверениям Александра Коробова, заместителя руководителя по информатизации и связи Республики Коми, большинство ИТ-проектов в Республике Коми уже либо реализованы, либо находится в завершающей стадии внедрения. Так, создана инфраструктура для поддержки электронного правительства и разработано методическое обеспечения для используемых в Республике Коми информационных систем. Сейчас создается единый информационный портал, который также будет использоваться в рамках программы «одного окна» для предоставления населению муниципальных услуг. Александр Коробов, впрочем, отмечает, что одна из проблем реализации программы заключается вовсе не в ИТ как таковом, а в том, что население зачастую не готово пользоваться информационными технологиями для получения госсулуг. В заключение сошлемся на слова Марины Аншиной - ИТ меняется сегодня стремительно, и когда придет новое поколение менеджеров, они будут намного лучше разбираться в информационных технологиях, чем нынешние CIO. Сегодня же далеко не все предприятия готовы ко всем веяниям в ИТ. Потому разработка ИТ-стратегии - это один из способов подготовиться к извилистым дорогам бизнеса. Сергей Лосев
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=12025 |