Производительность сети определяет степень лояльности абонентов

Согласно последнему отчету Ericsson о состоянии рынка мобильного широкополосного доступа (ШПД), трафик данных в ближайшие годы покажет существенный рост, главным образом, за счет активного развития видеосервисов. К 2018 г. мировой трафик данных увеличится более, чем в десять раз. Это очень важно, учитывая роль пользовательского опыта: лояльность абонентов определяется качеством работы сети, а скорость передачи данных является основным фактором, влияющим на степень удовлетворённости клиента своим оператором.

Отчеты Ericsson выпускаются раз в полгода. Предыдущий был представлен в ноябре 2012 г. Нынешнее обследование охватило свыше 9000 пользователей смартфонов в Китае, Индии, США, Японии, России и других стран в возрасте от 16 до 69 лет. Такая выборка считается репрезентативной и отражает мнение 350 млн. пользователей смартфонов по всему миру.

По данным на первый квартал нынешнего года, сейчас в мире насчитывается 6,4 млрд. мобильных подключений, в том числе 1,7 млрд. - к сетям мобильного ШПД (годовой рост на 45%). Сегодня 20-25% подключений терминалов приходится на долю смартфонов. А среднегодовой совокупный темп роста мобильных подключений CAGR (Compound Annual Growth Rate) в 2012-2018 гг. должен составить 6%.

В нынешнем отчете отмечается, что наибольшая доля в структуре трафика сейчас приходится на видео. При сохранении текущей динамики ожидается, что объем видеотрафика будет расти примерно на 60% в год в течение прогнозного периода (до конца 2018 г.). В некоторых сетях средний показатель потребления видеотрафика в месяц на одно подключение составляет 2,6 Гб.

Однако огромная популярность видеосервисов не означает, что абоненты проводят много времени, скачивая или просматривая видео или пользуясь другими "тяжелыми" сервисами. Большую часть времени они проводят в социальных сетях, до 85 минут в день.

Значительных показателей достигло и проникновение смартфонов: если в 2012 г. они составляли 40% от общего объема продаж телефонов в мире, то только в первом квартале 2013-го на долю смартфонов пришлось около половины продаж. В 2018-м на одно смартфон-подключение будет приходиться до 2 Гб трафика. В том же году ожидается 4,5 млрд. подключений через смартфоны.

За последний год общее количество подключений к мобильным сетям выросло на 8% (по данным на первый квартал 2013 г.). Примерно 60 млн. новых подключений приходится на долю сетей WCDMA/HSPA; количество подключений к сетям GSM/EDGE увеличилось еще на 30 млн., а на долю сетей LTE пришлось около 20 млн. новых подключений.

"Степень технологической зрелости того или иного региона определяется в первую очередь доступностью различных технологий радиодоступа, - считает Татьяна Ледовская, ведущий эксперт по рынкам Ericsson в регионе Северной Европы и Центральной Азии. - В менее развитых регионах преобладают технологии второго поколения GSM/EDGE. В более развитых регионах, например, в Западной Европе, преобладает технология HSPA. Очень интенсивно развивается технология LTE, особенно в США".

Подсчитано, что сейчас в мире насчитывается 95 млн. LTE-подключений, а к 2018 г. прогнозируется их рост до 2 млрд. При этом доступ к технологии LTE будут иметь около 60% населения Земли.

По прогнозу, к 2018 г. сети LTE будут развернуты в большинстве стран Центральной и Восточной Европы. В США к этому времени количество подключений к сетям LTE достигнет 70%. Пока же 4/5 всех LTE-подключений в мире приходится на десять ведущих операторов. В их числе - Verizon Wireless (24,9 млн.), NTT Docomo (10,4 млн.), AT&T Wireless (10,3 млн.) и т. д. Самый "мелкий" участник в ТОП10 Softbank & eAccess имеет 1,5 млн. LTE-пользователей. Понятно, что ни один российский 4G-оператор, даже Yota, в первую десятку не попал. Сегодня 54% всех LTE-пользователей приходится на США, 22% на Корею, 16% на Японию и 2% на Австралию.

Продвижение LTE в некоторых странах идет поразительными темпами. Так, в прошлом году был запущен сервис VoLTE в республике Корея, а сегодня им уже покрыта вся страна (доступность услуги 99,9%). Или, скажем, бросается в глаза рост трафика в США: например, LTE-трафик на сети Verizon составляет примерно 54%. Отсюда и исходят весьма смелые прогнозы по мировым продажам LTE-смартфонов: 90 млн. в 2012 г., 275 млн. в 2013-м.

"Мобильный трафик ежегодно удваивается, - продолжает Татьяна Ледовская. - При этом голосовой трафик растет сравнительно медленно: за год (с первого квартала 2012-го по первый квартал 2013-го) он вырос всего на 4%. Так что основное развитие достигается за счет передачи данных. И в этом плане прогнозируется, что в период между 2012 и 2018 гг. мобильный трафик данных увеличится примерно в 12 раз".

Меняется и структура трафика по типам устройств: в 2012 г. на мобильные компьютеры приходилось 2,5 Гб трафика, в 2018-м прогнозируется 11 Гб, для планшетов эти цифры будут, соответственно, 600 Мб и 3,1 Гб, для смартфонов - 450 Мб и 1,9 Гб. Причем на долю видео приходится наибольший объем трафика (30-40%), браузинг составляет 15-20%, социальные сети являются крупным источником трафика для смартфонов (15%).

Объемы трафика растут главным образом за счет видеоприложений, говорит Ледовская. Доля видеотрафика в мобильных сетях возрастет с 31% в 2012 г. до 46% в 2018 г. При этом доля аудиотрафика останется неизменной, а доля некоторых популярных сегодня приложений даже сократится: просмотр Web-страниц снизится с 14 до 10%, загрузка и обновление ПО уменьшится с 9 до 7% и т. д.

Следует отметить, что если "фишкой" предыдущего отчета был впервые проведенный анализ тетеринга, то в последнем отчёте впервые рассматривается такое понятие, как "зона покрытия для приложений", которое описывает охват с точки зрения пользовательского опыта. Обеспечение широкой зоны покрытия для приложений требует комплексного подхода к проектированию, построению и запуску сетей мобильной связи.

Хватает ли ресурсов сети для обеспечения качественной и бесперебойной работы конкретного приложения? Это, в первую очередь, зависит от требований приложения к подключению, пропускной способности и времени ожидания. Уровень производительности сети, доступный конкретному пользователю, зависит от расстояния до базовой станции, географических и техногенных препятствий на пути между базовой станцией и мобильным устройством, от количества других активных пользователей в соте и т. д.

Для простого просмотра Web-страниц, отправки электронных писем и мгновенного обмена сообщениями скорости 100 кбит/с будет вполне достаточно. Скорости 1 Мбит/с будет хватать для передачи потокового аудио и видео, а также для общения в социальных сетях, в том числе для работы с мультимедийным контентом.

Пропускная способность исходящего канала в 10 Мбит/с обеспечивает более высокое качество потокового видео при видеоконференцсвязи в режиме реального времени, а значит, гарантирует хороший пользовательский опыт. Такая скорость передачи данных по нисходящему каналу является показательной для современных стандартных устройств и приложений.

Технологическое развитие происходит непрерывно. Три года назад высококлассные смартфоны с четырехдюймовым экраном и 1-ГГц процессором поддерживали сеть WCDMA/HSPA со скоростью передачи информации 7,2 Гбит/с. Сегодня производители телефонов начинают выпускать высококлассные смартфоны с четырехъядерными 1,5-ГГц процессорами, которые поддерживают скорость передачи данных по нисходящему каналу до 100 Мбит/с в сетях LTE.

Соответственно, разработчики начинают проектировать приложения, которые позволяют использовать новый потенциал производительности и функциональные возможности подобных смартфонов. По мере выхода таких приложений будет обостряться пользовательский спрос на более высокую производительность сети.

Проведенный фирмой Ericsson тест пропускной способности мобильных сетей в разных районах мира SpeedTest показал существенный разрыв в их производительности. Например, в Центральной и Восточной Европе скорость 1 Мбит/с доступна в 55% общей зоны покрытия, а 10 Мбит/с - лишь в 5% площади сети. В то же время, в Северной Америке эти цифры будут, соответственно, 78 и 31%.

Согласно результатам исследования, в среднем примерно 30% пользователей смартфонов ежедневно сталкиваются с проблемами при просмотре Web-страниц или работе с приложениями. У 60% такие проблемы возникают еженедельно. Все это сказывается на пользовательских предпочтениях.

"Результаты исследования показывают, что лояльность абонентов определяется, в первую очередь, качеством работы сети, а скорость передачи данных является основным фактором, влияющим на степень удовлетворённости пользователей своим оператором, - сказал Дмитрий Масельский, генеральный директор Ericsson Россия. - Чтобы оставаться успешными, операторам следует развивать сети, повышать их производительность".

Улучшение показателей производительности сети приводит к двукратному увеличению показателя лояльности по сравнению, например, с эффектом от улучшения качества службы поддержки, и при этом в четыре раза эффективнее, чем введение программ поощрений для лояльных абонентов, утверждает Ericsson.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11963