Мобильность - вовсе не светлое будущее?
Мобильные телефоны уже давно вошли в нашу жизнь, но только несколько лет назад о них впервые серьезно заговорили как о бизнес-инструменте. Теперь трудно представить себе отрасль, где мобильные решения были бы не нужны. Они, как рассказал журналист CNews Analitycs Юрий Белов, уже помогают сажать картошку и удобрять поля. Причем делают это настолько результативно, что с таких полей потом снимают урожай в двойном размере. Мобильные решения эффективны не только для полей, но и для "полевых" сотрудников. Это доказал эксперимент, который проводится сейчас в органах исполнительной власти города Москвы. Решение внедряется в объединении административно-технических инспекций, ГБУ "Городская служба перемещения транспортных средств", Департаменте средств массовой информации и рекламы (ГКУ "ГОРИНФОР"), Мосжилинспекции, в управлении ГИБДД ГУ МВД России. Подробности о последнем проекте рассказал Егор Дроздов, руководитель проектов департамента информационных технологий города Москвы. Типовые мобильные АРМ предназначены для более эффективного выполнения задач инспекторами за счет автоматизации рабочих процессов. Основными функциями мобильного приложения являются создание документов в электронном виде, доступ к отраслевым и общегородским информационным системам и справочникам, распечатка документов на месте. В опытной эксплуатации решения участвуют более 60-ти сотрудников. Первые результаты показали эффективность работы с мобильным приложением. Так, реализация процесса без мобильного АРМ занимала 21,1 минут, в то время как с АРМ инспекторы укладываются в 13,1 мин. Наибольшая эффективность была достигнута в ГСПТС и ГИБДД, где показатели улучшились на 40-50%. О системе, с помощью которой можно быстро автоматизировать работу "полевого" персонала, поведал Денис Слабаков, генеральный директор компании EasyData. Решение компании ориентировано на неискушенных пользователей, которые смогут создавать анкеты любой сложности без затрат на программирование. Система призвана решить проблему контроля исполнения задания. Приложение позволяет ставить геометку, показывающую местоположение и маршрут передвижения сотрудника во время выполнения задания. Временная метка отмечает время начала и окончания заполнения анкеты. Подобная система предназначена для аудита розничных точек силами сотрудников компании, автоматизации работы промоутеров. С помощью нее можно контролировать выкладку промо-материалов в точках продаж или проверять работу платежных терминалов и банкоматов. Бизнес равняется на фастуд За последние несколько лет характер ведения бизнеса изменился. Процессы перемещаются в интернет, растет значение социальных сетей. Вместе с бизнесом изменились сами предприниматели: они постоянно находятся в дороге и хотят быть мобильными. "Бизнесмены желают видеть состояние своих дел из любой точки земного шара, - говорит Алексей Зотов, руководитель направления развития мобильных решений компании BSS. - Вот почему мы решили выпустить банк-клиент для планшета. Это полноценный канал дистанционного банковского обслуживания юридических лиц, который в состоянии поддерживать юридически значимый документооборот с банком и обеспечивать управление счетами предприятия в защищенной среде ДБО". Серверная часть при этом установлена в банке и интегрируется в систему ДБО BS-Client, в то время как клиентская часть загружается пользователем как мобильное приложение. Появление подобного бизнес-приложения объясняется целым рядом предпосылок. "Во-первых, наши партнеры поддержали электронную подпись, то есть она теперь работает на планшетных компьютерах, и мы можем использовать эти решения для обеспечения юридически значимого документооборота с банком. Во-вторых, в рамках 63-го закона появилась простая электронная подпись, и банки активно пользуются ею. В-третьих, начался взрывной рост числа используемых в бизнесе мобильных устройств, прослеживается четкое желание бизнеса использовать планшетные компьютеры для того, чтобы увеличить эффективность своего бизнеса", - перечисляет Алексей Зотов. В буровой компании "Евразия" к мобильным технологиям обратились после того, как предприятие перешло на систему централизованного казначейства и при этом были повышены требования к соблюдению платежной дисциплины в соответствии с условиями договоров. Браузерное решение, как рассказал Сергей Адрианов, начальник отдела управления КИС, здесь не подошло, так как не работало в отсутствие связи и имело неудобный интерфейс, а десктопное приложение создавало проблемы с согласованием платежей. С помощью мобильных решений банк "Хоум Кредит" планирует превратиться в "финансовый фастуд", утверждает Виктор Ковалев, руководитель направления по стратегическому планированию департамента управления сервисов ИТ банка. Департамент вынужден использовать мобильные технологии, чтобы знать все о каждой бизнес-точке, о каждом сотруднике и о каждой операции. При этом айтишники не считают, что мобильность - это светлое будущее. Просто это наше будущее, и с ним невозможно не считаться. Тенденцию к взрывному переходу платежной отрасли в новое качество отметил и Виктор Достов, председатель совета ассоциации "Электронные деньги". BYOD: нет рабочим вопросам в личном девайсе В понятие мобильности входит концепция BYOD: bring your own device. Продажи мобильных устройств растут лавинообразно, и, по мнению аналитиков, эту тенденцию мы будем наблюдать еще долго. Если сотрудники с удовольствием покупают, а затем приносят на работу свои собственные мобильные девайсы, то почему бы компаниям не использовать эту ситуацию с выгодой для себя, по принципу "не можешь остановить - возглавь"? Подход компании "Крок" озвучил Константин Астахов, руководитель направления портальных и мобильных решений. Мобилизацию бизнеса не следует начинать в хаосе, нужна разработка общей стратегии. Не стоит забывать и о пользовательском соглашении. Сотрудник должен точно знать, как и для чего он может использовать личные устройства в служебных целях, что запрещено и где лежит область ответственности. "Между рабочим и нерабочим временем стираются границы, - объясняет Константин Астахов. - Человек может находиться в командировке, в отпуске, может болеть. И эти события для него не являются помехой: он точно так же может внести какую-то информацию в бизнес-приложение, дать ответ и так далее. Причем сделать это сотрудник сможет относительно дешевым способом". Мнение это спорное, так как все-таки о личном времени в качестве "помехи" думают не сами сотрудники, а их начальство, если оно не привыкло думать о своих работниках как о людях с человеческими потребностями. О подводных камнях по внедрению BYOD в конкретной организации (имя не названо из соображений конфиденциальности) рассказал Юрий Белов, журналист CNews Analitycs. "Идея не сработает, если каждый сотрудник организации добровольно не поддержит ее, а для этого необходимо работать с коллективом. Технически система BYOD у нас была организована неплохо. Хорошая идея, детально проработанная на бумаге, оказалась не успешной на практике. Почему так вышло? Ответ один: человеческий фактор. Мы столкнулись с тем, что сотрудники занимали жесткую позицию, говоря, что все необходимые действия делают на работе, на почту тоже отвечают с рабочего компьютера. И нет нужды быть на связи постоянно. Кроме того, никто не хотел использовать личные устройства для рабочих целей. Вот такая психология. Люди так же опасались за сохранность своих конфиденциальных данных. Вообще, мы последнее время имеем дело с истерией на эту тему, которая активно развивается и СМИ, и отдельными конторами. Как мы ни объясняли в коллективе, что в устанавливаемом нами софте нет незадокументированных функций и все процессы прозрачны, с этим мнением ничего не удавалось сделать. Проблема в том, что мы должны были влиять на настроения до начала проекта, а не после. В этом была наша ошибка". Мобильность в России началась именно с руководства, уверен Владимир Ходырев, менеджер по развитию мобильных технологий RRC Россия Motorola Solutions. И сейчас компании пытаются нащупать пути, по которым можно распространять мобильные сервисы дальше, захватывая HR-службу, продавцов, сотрудников "в полях". Но если заглянуть в будущее, то развитие, утверждает Владимир Ходырев, будет идти в ту сторону, где система BYOD просто не будет работать, потому что перейдет на уровень линейных работников. Эти работники, решая свои трудовые задачи, будут использовать специализированные мобильные решения, созданные именно для корпоративных нужд, поэтому свои девайсы им просто не понадобятся. "Когда мы говорим о развитии мобильности при переходе от высшего руководства к линейным сотрудникам, то должны понимать, что будет часто встречаться саботаж, - предупреждает Владимир Ходырев. - Если топ-менеджмент реально заинтересован в достижении поставленных целей, то обычный работник в этом не заинтересован, он просто выполняет свои обязанности". Мобильные приложения: проблемы разработки О практических проблемах, связанных с созданием и эксплуатацией мобильных приложений, говорил Сергей Гринкевич, руководитель проекта компании "Спортмастер". Он сообщил, что, по мнению аналитической компании Forrester, 2012 г. является переломным в вопросе применимости мобильных технологий в бизнесе. Около 54% опрошенных компаний сообщили, что они либо уже имеют стратегию развития мобильного направления на 2012 г., либо планируют разработать такую стратегию в 2012 г. При этом встает вопрос о подборе персонала и выборе подрядчика. Что касается персонала, то, по данным компании HeadHunter, позиция "разработчик под мобильные платформы" является самой востребованной из области ИТ. Такой специалист претендует на заплату от 70 тыс. руб. до 140 тыс. и выше, а продолжительность его работы в компании часто ограничивается одним-двумя проектами или 6-9 месяцами. При этом на рынке почти нет универсальных специалистов, способных в одиночку разрабатывать и поддерживать программы для наиболее популярных платформ. Проблема ресурсов же вообще не позволяет сосредоточить разработку и поддержку мобильных программ "внутри" компании. Дороговизна ресурсов делает нерентабельным наем программистов под разные платформы, а разнообразие таких платформ и форм-факторов (разрешение экрана, пользовательский интерфейс и т.п.) выдвигают слишком широкий набор требований к разработке. В отличие от создания и эксплуатации сайтов, разработка мобильных программ - это полноценное производство программного обеспечения (с проектированием, программированием, тестированием). Принятие решения о том, что компания выйдет на рынок со своим мобильным приложением, очень часто означает, что она (компания) "ввязывается" в полномасштабную разработку ПО. Если говорить о проблемах с выбором подрядчика, то Сергей Гринкевич выделил такие факторы, как непрозрачность ценообразования, отсутствие процессов, непредсказуемость уровня качества и высокая текучка кадров. Мобильные приложения - канал утечки информации? Развитие мобильных технологий изменило виденье проблем ИБ. Вряд ли кому-то еще несколько лет назад пришло бы в голову, что взломать гаджет от Apple можно с помощью обычного зарядного устройства или наушников. Но именно эту технологию взлома обещают показать через месяц на конференции Black Hat в США. На интересную ситуацию, складывающуюся с мобильными приложениями, призвал обратить внимание Евгений Климов, президент RISSPA. "В Великобритании сейчас бум на аудит защищенности мобильных приложений. У них очень суровое законодательство в части обеспечения сохранности персональных данных пользователей. Пользователь какого-либо приложения может засудить организацию-разработчика, если там не совсем корректно обошлись с его данными, и получить по результатам неплохую денежную компенсацию. А у нас, когда я общаюсь с представителями разных компаний, выясняется, что это никому не интересно. Считается, что если у человека есть телефон, то это полностью его проблема. Если он через магазин мобильных приложений поймал на Android вирус и через его приложение, связанное, скажем, с ДБО, утекли пароли или были произведены мошеннические транзакции, то банк это не волнует". В России мобильные приложения с точки зрения безопасности рассматривать не торопятся. Но давайте обратимся к тем же системам на базе Android - сейчас это лидер проникновения в корпоративный сегмент. В последнем отчете Cisco сказано, что в 2012 г. количество вредоносного ПО в официальных магазинах Google для мобильной платформы Android выросло на 2577%. "Вы можете представить себе такое? И вот после этой цифры кто захочет подключать данные мобильные системы к корпоративному сегменту?" - заключает Евгений Климов.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11951 |