Развитие ИТ-рынка и смена парадигм
Смена парадигмы в ИТ - это не просто появление новых направлений, новых вендоров или новых продуктов, а коренное изменение мышления, взглядов, методов, подходов к работе с информацией и решению ИТ-проблем. Уже сегодня мы наблюдаем, как кардинально меняется использование информации и технологий в бизнесе. С появлением смартфонов электронную почту можно читать не только в рабочее время, но и постоянно, причем из любой точки мира. С появлением соцсетей стали по-другому устанавливаться и поддерживаться деловые контакты, осуществляться поиск и оценка сотрудников, да и сами сотрудники всё реже находятся в офисе с девяти до шести, всё меньше времени тратят на стояние в пробках. Сократилось количество личных встреч, теперь они планируются только по особым случаям. Обучающие оффлайновые семинары с отрывом от производства на неделю всё меньше нравятся работодателям. Они еще существуют в основном потому, что ИТ-специалисты привыкли и любят учиться таким способом, то есть это скорее просто своеобразная составляющая соцпакета. Не за горами электронный юридически значимый документооборот «первички» (договоры, акты, счета-фактуры), который выдвинет на передний план новую тему - использование в облаке систем электронного документооборота. В основе всех этих изменений лежит всепроникающий высокоскоростной Интернет, который в свою очередь способствовал доминированию мобильных устройств, даже, несмотря на то, что они пока относительно маломощные и не очень надежные. Вместе с этим окончательно завершается важный цикл развития ИТ-индустрии, который мы называем «эрой персональных компьютеров», характеризующийся, в том числе, преобладанием «толстых» клиентов и ведением натурального ИТ-хозяйства в любой организации. Когда существующие методы ведения ИТ-хозяйства уже не могут угнаться за требованиями пользователей, происходит та самая «смена парадигмы», начало которой мы сейчас и наблюдаем. Облачные технологии С развитием широкополосного Интернета постепенно стирается разница между скоростью и качеством локальной сети организации и сетью Интернет. Это означает, что ИТ-ресурсы организации уже сегодня могут располагаться где угодно, а точнее там, где их сопровождение и обслуживание экономически эффективнее, то есть у облачных провайдеров. Последние за счет масштаба, унификации процедур обслуживания и возможности содержать штат высококлассных специалистов, могут добиться меньших расходов и более высокого качества по сравнению с размещением и сопровождением ИТ-ресурсов в офисе. Здесь уместна аналогия с кустарным производством и фабричным, что в свое время привело к смене парадигмы в производстве товаров. В идеале было бы замечательно, если бы любое предприятие автоматизировалось набором SaaSов, то есть компания имела бы возможность набрать в свою корзину некие необходимые сервисы для конечного пользователя, которые исчерпывающим образом закрывают потребность предприятия в автоматизации. Возможно, так оно когда-то и будет, если решатся три ключевые задачи. Первая - сквозная авторизация корпоративных пользователей во всех этих SaaSах. В настоящее время в корпоративном сегменте практически нет альтернативы Active Directory (AD). Какого-то другого внешнего облачного сервиса, которому бы все доверяли на корпоративном уровне, тоже не существует. Удивительно, но услуг «AD как сервис» на российском рынке до сих пор нет (мне не известны), а большинство SaaSов не поддерживают авторизацию клиента в AD. Вторая задача, частично связанная с первой, - это невозможность устроить общую систему безопасности и что-то в этой области гарантировать на разрозненных SaaSах. Третья - закрытость SaaSов и сложность или невозможность интеграций между ними. Если вы берете у одного провайдера CRM, а у другого - бухгалтерию, то крайне важно, чтобы данные о продажах из бухгалтерии попадали в CRM-систему. Такая, в общем, простая функция в настоящее время реализована далеко не во всех SaaSах. Пока эти три проблемы не решены, наибольшее развитие получают удобные и функциональные IaaS-платформы, которые позволяют получить преимущества облачных решений, сохраняя единство ИТ-инфраструктуры предприятия в знакомой архитектуре, с возможностью подключения готовых к интеграции SaaSов. Очень хорошим примером такого сервиса является Office 365 от Microsoft, да и Google Drive теперь интегрируется в AD. Офис и BYOD При использовании облачной ИТ-инфраструктуры доступ к ней может осуществляться из любого места, где есть приличный Интернет, что приводит к трем основным тенденциям. Первая - это использование центральными (московскими, питерскими) компаниями удаленных сотрудников, которые имеют ту же или выше квалификацию, что и сотрудники в офисе, но «стоят» компании существенно дешевле. ФЗ 60 от 5 апреля 2013 г. окончательно узаконил такой способ найма сотрудников в штат. Вторая тенденция - существенное сокращение размера дорогостоящего офиса, замена персонифицированных рабочих мест общими, поскольку даже локальные сотрудники теперь большую часть работы могут выполнять из дома и приезжать в офис только по необходимости. В каких-то случаях можно вообще отказаться от офиса. Мы проверили всю эту технологию на себе, именно так уже второй год работает наша компания. Третья тенденция - в результате использования облачной ИТ руководитель уже сегодня может существенно экономить на закупке клиентских устройств, предоставляя пользователю возможность работать на своем домашнем компьютере, ноутбуке или «устройстве» (BYOD). Все эти тенденции позитивно воспринимаются сотрудниками, некоторые, взамен давки в метро или простаивания в пробках, готовы даже переработать. На пути описанных преобразований стоит именно работодатель, который не всегда готов обеспечивать необходимый уровень контроля и коммуникаций между сотрудниками. Однако, с точки зрения расходов облачный способ ведения бизнеса очень привлекателен, и это является ещё одним аргументом в пользу развития технологий и сервисов универсальных коммуникаций, совместной работы и т.д. Подписка vs покупка программного обеспечения Постепенно трансформируется лицензионная политика использования программного обеспечения, а именно, постоянная лицензия меняется на ограниченную по времени подписку. Microsoft ещё окончательно не определилась и имеет обе модели лицензирования Office, а вот Adobe уже ввела единственный вариант использования своего ПО - подписка. Основное преимущество подписки для клиента - гибкость в количестве лицензий и отсутствие доплат за обновления версий, а для вендора - постоянный прогнозируемый доход. Вторая тенденция в области ПО - лицензирование провайдеров, то есть вендор выдает лицензию на ПО провайдеру сервиса, выступающему для производителей программных продуктов как бы облачным дистрибьютором. Вендор осуществляет поставку (и поддержку) небольшому количеству провайдеров, которые на основе полученного ПО создают и поддерживают SaaS-сервис для конечных клиентов. Крупный бизнес и государство Пока нефть дает прибыль доверие к внешним площадкам у российского корпоративного сектора, а тем более у государственного, будет развиваться достаточно медленно. Существенно медленнее, чем у коллег из за рубежа, которые уже сегодня размещают на крупных облачных платформах Office 365 и Google существенные элементы ИТ-инфраструктуры, например, электронную почту десятков тысяч сотрудников. Это связано с менталитетом, унаследованными ещё с советских времен подходами к обеспечению безопасности, выгодным всем механизмом крупных поставок оборудования и ПО, а также общим полным отсутствием понятия «доверие» в этом сегменте рынка. Крупные корпорации и госорганы в основном будут продолжать строить собственные корпоративные аналоги масштабируемых публичных платформ. ИТ-сообщество Самой интересной, мне кажется, станет трансформация функций ИТ-специалистов и именно здесь произойдут основные изменения. С повсеместным развитием облачных инфраструктур ИТ-специалисты в организациях начнут утрачивать функции управления физическим оборудованием. Серверные платформы будут сопровождать провайдеры, а клиентские - сами пользователи, как они делают это сейчас с домашними ноутбуками и гаджетами. Управление физическим оборудованием сменится управлением виртуальными мощностями у провайдеров. Поскольку обработка информации (основной функционал ПО) сконцентрируется в облаке на сервере, клиентские устройства будут выполнять относительно «тонкую» функцию. Задачей ИТ-специалистов станет управление ИТ-ресурсами более высокого уровня (серверным и прикладными ПО, контролем и анализом информационных потоков), а также интеграция различных облачных сервисов и тотальный контроль функционирования всех сервисов, составляющих ИТ-инфраструктуру. Это потребует от них в среднем большей квалификации. Открывается новый интересный рынок для ИТ-аутсорсеров. Поскольку физический контакт с клиентом больше не нужен, любая региональная компания может выходить на центральные рынки и обслуживать, например, ИТ-инфраструктуры московских компаний. При отсутствии выездов эффективность работы сотрудников ИТ-аутсорсера будет определяться эффективностью обслуживания клиентов, мониторинга и системы обеспечения качества. Тот самый долгожданный конвейер. Даже если когда-нибудь окажется, что предприятие можно автоматизировать набором SaaSов, то довольно быстро выяснится, что «любая кухарка» на предприятии настроить всё по-прежнему не в состоянии, а «любой руководитель» делать этого как и раньше не хочет. В этом смысле, прослойка ИТ-специалистов не растворится и они по-прежнему будут обеспечивать работу и интеграцию всех ИТ-ресурсов. В функции ИТ-руководителя будет входить взаимодействие ИТ-инфраструктуры предприятия с внешними источниками информации и современными коммуникациями (прежде всего с соцсетями). В этом смысле его работа станет существенно пересекаться с «цифровым» маркетингом, электронными продажами и т.д. Возможно, в скором времени появится супер-должность, совмещающая в себе ответственность за все эти направления. Как она будет называться? Думаю, что-то вроде Chief Digital Officer, CDO, «цифровой руководитель». В англоязычной Википедии очень скромная статья про CDO Возможно, задачи распределятся иначе. Возможно, не все прогнозы окажутся верными или сбудутся не очень быстро. Посмотрим. Сейчас очевидно одно: ИТ-ландшафт уже никогда не будет прежним. Источник: Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека»
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11925 |