Появятся ли в России разумные эко-города?
На прошедшей в мае московской конференции "Эко-город: smart city", проведенной информагентством союзов архитекторов "Архитектор" и некоммерческим партнерством "Разумный город", отмечалось, что для современных городов характерен ускоренный рост: в них сегодня живет около 50% населения планеты, а к 2050-му ожидается увеличение до 70%. В России, согласно предварительным итогам переписи населения 2010 г., доля городского населения оценивается в 73,7%. Методики, технологии и подходы, объединенные концепцией smart city, позволяют эффективно применять новые разработки для решения практических задач, стоящих перед современным мегаполисом. Например, решение экологической проблемы позволяет, по мнению экспертов, сделать город более стабильным. В таком городе учитывается влияние всех его систем и граждан на окружающую среду, делается акцент на эффективное потребление энергии и воды, на качество продуктов питания, снижение загрязнений воды и воздуха, грамотную утилизацию или преобразование отходов. Евгений Соломатин, директор по развитию "Коминфо Консалтинг", полагает, что телекоммуникации и ИТ - основа жизни города, с помощью этих технологий можно решить целый ряд проблем, в том числе на транспорте, в энергетике, ЖКХ и т. д. Цели умного эко-города заключаются в повышении качества и комфортности жизни граждан; в социальной, деловой и культурной самодостаточности; в обеспечении прозрачности взаимодействия властей и граждан; в соблюдении экологических стандартов; в использовании интеллектуальных транспортных систем и новых ИКТ; внедрении инновационных технологий энергетики, транспорта и строительства; эффективности и продуктивности всех процессов; взаимосвязанности всех аспектов развития города. Разумные эко-города в миреРуководитель "Некоммерческого партнерства по проведению экспертизы в области промышленности и энергетики" Георгий Афанасьев привел данные о развитии эко-городов, полученные из таких аналитических источников, как USGBC, Pike Research, Gbiresearch, Green Building Market Barometr. Так, по состоянию на июнь 2012 г. 2 млрд. м2 площадей в домостроительстве в 130 странах сертифицировано LEED (международная система сертификации зеленого домостроительства), из них 60% приходится на США. Мировой рынок зеленого строительства в 2010 г. составил 194,6 млрд. долл., прогноз на в 2015-й - 608,8 млрд. долл. При этом на общественные и коммерческие здания приходится доля этого рынка в 49%, на промышленность - 24%, на транспорт - 5%. Мировой рынок энергоэффективного строительства: в 2011-м - 67,9 млрд. долл., а в 2015-м - 103,5 млрд. долл. Эффект от зеленого строительства обеспечивает увеличение энергоэффективности на 30%, снижение выбросов СО2 и расхода воды на 30-50%, уменьшение денежных расходов на 50-90%. К сожалению, по данным приведенных источников в десятку стран-лидеров по числу зеленых зданий, среди которых США, Китай, ОАЭ, Индия, Бразилия и др., наша страна не попала. Георгий Афанасьев также сослался на данные МБТ (Международное бюро труда) и МИСТИ (Международный институт социально-трудовых исследований), согласно которым устойчивое развитие зеленого строительства создает инновационные типы малого и среднего бизнеса, такие как оснащение строений системой "умный дом", установка и обслуживание эффективного экологичного оборудования и др., и приводит к изменению структуры и увеличению объема занятости населения. В зеленой энергетике перспективными могут оказаться, например, проектирование и производство генерирующих и сопутствующих машин, оказание энергосервисных услуг, что также приведет к значительному росту рабочих мест. Ольга Сигаль, директор по продажам, коммуникациям, медиа и высоким технологиям Accenture, основываясь на зарубежном опыте реализации компанией Accenture интеллектуальных решений, представила свое видение концепции "умного города": в нем граждане и поставщики услуг получают актуальную информацию на основе данных, собранных через встроенные датчики, аналитики в реальном времени и повсеместных коммуникаций. Такой город обладает масштабируемой многоуровневой инфраструктурой на единой платформе предоставления услуг под управлением "Городской OS" (городская операционная система), через которую жители получают возможность активно использовать его основные ресурсы. В Accenture считают, что планирование стратегии города, услуг и цифровой инфраструктуры будет иметь решающее значение в обеспечении его долгосрочной экономической устойчивости. В международной практике уже несколько десятков городов и регионов (Амстердам, Боулдер, Дубай, Малага, Мальта, Ханой, Йокогама и пр.) реализуют подобные программы развития, каждая из которых достаточно индивидуальна, отметила Ольга Сигаль. Евгений Соломатин (на основе данных Co.Exist) назвал топ-10 умных городов мира: Вена, Торонто, Париж, Нью-Йорк, Лондон, Токио, Берлин, Копенгаген, Гонконг, Барселона. В то же время, сославшись на данные инновационного агентства 2thinknow, он сообщил, что по рейтингу инновационности из 331 города мира (на 2011 г.) Санкт-Петербург занимает 122-е место, Москва - 194-е, Ростов-на-Дону - 300-е, Нижний Новгород - 308-е. Это означает, что по эффективности городов мы пока "первые с конца". В показатели эффективности включены электронное правительство, прозрачность и открытость данных, энергетика, ЖКХ, бизнес и инновации и т. п. Перспективы эко-городов в РоссииНа форуме прозвучали как оптимистические, так и пессимистические прогнозы по развитию эко-городов в нашей стране. Так, Антон Кульбачевский, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, с оптимизмом сообщил, что ожидаемая суммарная экономия за 2011-2016 гг. от реализации городских программ составит 18 698 млн. кВт•ч электрической энергии, 28 775 тыс. Гкал тепловой энергии, 935 млн. м3 воды и 4762 млн. м3 природного газа. Все это приведет к суммарному сокращению выброса парниковых газов в атмосферу на 28 627 тыс. т (в эквиваленте CO2). Однако Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, уверен: "Без разумного развития всей страны невозможно создание разумных эко-городов. Сегодня реализуется тупиковый вариант, поскольку две трети всех средств, выделяемых на решение транспортных проблем в стране, тратится в 50-километровой зоне вокруг Кремля". При этом, считает он, технологическая связанность транспортной сети на периферии Москвы равна нулю, что при возникновении аварии в любом месте приводит к остановке транспорта в целом районе города. Георгий Афанасьев, настроенный более оптимистично, представил концепцию преобразования малых городов на примере предложенного для реализации в Елабуге (Татарстан) проекта "Зеленый город". Проект планируется реализовать в несколько этапов: формирование общественного мнения; создание территории здоровья и экологически чистой среды, в том числе с помощью городского пчеловодства; озеленение улиц и зданий; повышение экологичности городских инфраструктур; производство натуральных продуктов. "Сложность работы по перепланировке городов оправдывает цель. У людей появится желание жить в таких городах, ведь "Зеленый город" - это не только зеленые растения, это образ жизни", - пояснил он. При этом придется создавать новое автоматизированное оборудование и среди профессий будущего; по его мнению, появится, например, проектировщик городских пневматических мусорных систем. В то же время создание умного эко-города требует решения целого ряда проблем. Управление отходамиСтанислав Степанов, президент Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ), отметил, что в Москве в условиях постоянного роста объемов образующихся отходов отсутствует современная логистика их перемещения и переработки, а также оптимальная система управления отходами. Он изложил разработанные МНЭПУ концептуальные подходы к управлению ими, предусматривающие "превращение отходов в доходы". В частности, предложена схема оборота товаров, содержащих электронику, путем возврата производителю отработавшей техники на утилизацию и т. п. Что касается накопления отходов в мире, то, по его данным, сегодня в среднем на каждого жителя планеты в год приходится около 20 т сырья, которое с использованием 800 т воды и 2,5 кВт энергии перерабатывается в продукты потребления и примерно 90-98% идет в отходы. При этом доля бытовых отходов на одного человека составляет от 0,3 до 0,6 т в год. Остальное составляют отходы промышленные. По масштабам извлекаемого и перерабатываемого сырья на уровне 100 Гт в год хозяйственная деятельность человека приблизилась к деятельности биоты (совокупность организмов, обитающих на Земле) - 1000 Гт в год и превзошла вулканическую деятельность планеты - 10 Гт в год. Если не создавать эффективные системы управления на основе современных технологий, то в своих отходах человечество может утонуть, заявил он. Георгий Афанасьев дополнил коллегу, отметив, что развитие направления управления отходами в зеленых городах приведет к созданию систем принципиально нового типа, таких как автоматические вакуумные системы для сборки мусора, и даже… к появлению мусорных баков на солнечных батареях. ЭнергосбережениеОлег Бяхов, исполнительный директор "IBM Восточная Европа/Азия", член Экспертного совета при Правительстве РФ, рассказал об опыте внедрения энергосберегающих систем с интеллектуальными датчиками в ряде стран - Англии, Германии, США и др., - отметив, что с технической точки зрения оснащение жилых помещений такими приборами не вызывает трудностей. Энергетические компании, инвестировавшие проекты, рассчитывали, что нагрузка в электросетях будет распределяться более равномерно, поскольку потребителей заинтересуют льготные тарифы, и не потребуется ввод дополнительных мощностей в виде электроподстанций. Неожиданно для инвесторов этот опыт оказался неудачным: перераспределения нагрузки с часов пик на другое время не произошло, и инвестиции в создание таких систем не оправдались. Аналитики выяснили, что для эффективного использования энергосберегающих систем требовалось обучение потребителей, которые не понимали, за счет чего и в каком размере достигается экономия электроэнергии. Как отмечалось на форуме, Москва запаздывает в области энергоэффективности, но уже появились города, в которых дома и квартиры оснащены датчиками учета энергии. И, похоже, подобное будущее ожидает и наши города, в которых появятся энергосберегающие системы. ТранспортМнения относительно выбора средств решения транспортных проблем высказывались разные. Дмитрий Вашурин (Центр организации дорожного движения правительства Москвы) с оптимизмом отметил, что правительство Москвы проводит работы по программе на 2012-2016 гг., предусматривающей решение транспортных проблем. Антон Кульбачевский назвал один из проектов в области экологии Москвы - развитие электромобильного транспорта. В прошлом году ГКУ "Дирекция по реализации проектов в области экологии и лесоводства" совместно с МОЭСК ("Московская объединенная электросетевая компания"), Ф ГбУ РЭА Минэнерго России и компанией "Револьта" подписала меморандум о реализации программы развития экологически чистого автономного электрического транспорта и зарядной инфраструктуры г. Москвы (программа "Экополис"). Сегодня в МОЭСК действует 28 зарядных станций для электромобилей в Москве. В Москве и Московской области их всего 43. Однако председатель совета по градостроительству СМА (Союз московских архитекторов) Марк Гурари считает: "Только разгрузка Москвы позволит решить транспортную проблему". БезопасностьКирилл Терентьев, генеральный директор "РТ Лабс", представил концепцию "Безопасный город" на основе целевой государственной программы, главной задачей которой является обеспечение безопасного проживания людей в каждом населенном пункте нашей страны. Реализация целевой программы - это общая задача не только полиции, но и городских властей, ГИБДД, ЖКХ, скорой медицинской помощи и служб быстрого реагирования, призванная обеспечить своевременную и скоординированную работу всех служб в чрезвычайных ситуациях, пояснил он. "Безопасный город" позиционируется как масштабируемая система на основе программно-аппаратной платформы, объединяющей все сферы обеспечения общественной и личной безопасности городских жителей. Вместе с тем, как отмечалось на форуме, меры по развитию разумных эко-городов в стране находятся в основном на уровне концепций, предложений и программ, незавершенных проектов, к тому же не комплексных и не взаимосвязанных по направлениям. Кирилл Терентьев, к примеру, отметил: "Мы видим незавершенность реализуемых системных комплексов, предназначенных для обеспечения безопасности граждан". Такие комплексы должны дополняться системами анализа видеоданных, на основе которых в реальном времени должны приниматься решения по возникающим событиям. Несмотря на большие инвестиции в эту сферу в крупных городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, подобные комплексы не завершены, не решают задачи должным образом, а в регионах из-за экономических проблем вообще отсутствуют возможности реализации подобных проектов. Не решены проблемы, связанные с ответственностью госорганов - ГИБДД и др. на территориальных границах между субъектами страны. Например, при аварии на такой границе (разделяющей город и область) складывается неоднозначная ситуация - непонятно, кто должен ее разрешать - городские или областные госорганы. "Мы считаем, что в городах должны создаваться общие центры мониторинга, которые четко определяли бы зоны ответственности госорганов", - пояснил г-н Терентьев. Родион Левочка, гендиректор "Центрального телеграфа", уверен, что все существующие городские проблемы власти должны взять под свой контроль и решать с помощью современных технологий. Ольга Сигаль также полагает, что создание разумных эко-городов в руках федеральных властей. В целом на форуме сложилось впечатление, что создание разумных эко-городов в России превратилось в некую несбыточную национальную мечту, реализация которой затянулась на неопределенное время несмотря на наличие необходимых технологий и готовность исполнителей реализовывать поставленные задачи.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11917 |