Создание подрывных инноваций как задача CIO
Билл Гейтс однажды имел неосторожность сказать, вернее даже написать, что ИТ - это нервная система бизнеса. По крайней мере, ему приписывают эти слова те, кто ознакомился с трудом «Бизнес со скоростью мысли». Другой уважаемый человек, глава международной консалтинговой компании Adizes Institute, Ицхак Адизес уточнил, что в любой организации существует всего две сущности - ИТ и деньги. Деньги - это кровь бизнеса, а ИТ - нервная система. Именно поэтому сегодня так много времени, сил и средств отводится на все, что связано с ИТ. Конференции, семинары, отраслевая пресса, встречи и тренинги, не говоря уже о практической работе с инфраструктурой - все происходящее вокруг подчеркивает важность ИТ как отрасли, как нервной системы. Простите за аналогию, но бухгалтерских или HR-конференций проводится куда меньше. Почему вдруг ИТ стало настолько важной частью бизнеса? Разумеется, не только потому, что основатель Microsoft в свое время высказал мысль о нервной системе. Причина скорее в том, что ИТ стало одним из способов дифференцироваться, создать конкурентное преимущество. То, что испокон веков сдерживало бизнес - порог входа на рынок, география и многое другое сегодня нивелируется благодаря глобализации. И успех бизнеса определяется тем, насколько хорошо компания может выделить уникальность своих продуктов или услуг на глобальном рынке. Роль ИТ в этом процессе огромна как никогда. Новомодные тренды вроде BYOD, облачных технологий, консьюмеризации, мобилизации и социальных сетей, успевшие набить оскомину, сейчас дают возможность для сверхскоростного и, главное, динамического развития, возможность, которой у бизнеса никогда не было. И поэтому теперь бизнес смотрит на ИТ не как на исполнителя и подрядчика, а как на движущую силу, драйвер перемен. Еще в 1995 году гарвардский профессор Клейтон Кристенсен (Clayton Christensen) написал статью Disruptive Technologies: Catching The Wave. Фактически, он заложил новый тип инновации, неуклюже переведенный на русский как «подрывная инновация» или «подрывные технологии». Понимание этого термина дало шанс выйти на глобальный рынок тысячам, если не миллионам молодых компаний, которые до этого просто не могли потягаться с корпорациями-колоссами. А идея профессора, если коротко, заключалась в том, что в бизнесе можно двигаться по одному из двух путей. По пути основной технологии (технологии бизнеса как такового, технологии маркетинга или информационных технологий в частности), совершенствуя и оттачивая ее для достижения успеха. Основная технология означает в этом случае привычный, проверенный способ ведения дел. А можно двигаться по пути подрывной технологии - по пути прогрессивному, способному отрицать основную технологию, благодаря своей эффективности. Изобретать новые способы ведения привычного бизнеса. И это подрывная инновация стала настолько популярным методом среди молодых компаний, что мастодонты рынка просто не успели перестроиться. А что является двигателем этих ежедневных революций в бизнес-процессах? Разумеется, информационные технологии. Профессор Клейтон Кристенсен Самое интересное заключается в том, что нет ни одной индустрии, ни одного рынка, на котором нельзя произвести подрывную инновацию. Давайте представим, какие технологии могут быть подрывными, «чтоб воду в ступе не толочь». Сам Клейтон в статье и последующей книге «Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании» приводит пример телефона, заменившего телеграф, пароходов, заменивших парусные суда, полупроводников, заменивших электровакуумные приборы и электронную почту, подорвавшую почту обычную. Чем сильнее мы углубляемся во времени, тем проще приводить примеры - все таки индустриализация и пост-индустриализация принесли немало потрясающих открытий. А что же в наших технологических краях, где подрывники от высоких технологий? Первое, что не просто приходит на ум, но уже свершилось - это облачные технологии. Посмотрите, как быстро мы отказались от традиционного софта и как стремительно мы переходим на «что-угодно-как-сервис», то есть на виртуально-сервисные модели SaaS, PaaS, IaaS и в последнее время даже XaaS. Определяющим фактором для понимания технологии как подрывной служит ее позиция по отношению к рынку, а именно то, как она меняет конкуренцию. Поменяли ли облака наши бизнес-процессы? Несомненно! Составили ли они конкуренцию традиционным вендорам? Разумеется составили, да так, что самые заядлые консерваторы вдруг начали предоставлять различные aaS. А BYOD и консьюмеризация в принципе? Вот это уже пример подрывной инновации в обратном порядке. То есть, инновации, которая не была инициирована бизнесом. Напротив - клиентами и сотрудниками. Кто-то может не согласиться с революционностью мобилизации ИТ и останется по-своему прав. Но BYOD определенно меняет бизнес изнутри, делая его ближе к потребителю. А то, что ИТ-департаменту приходится от этого пострадать - уже не столь большая проблема. Выходит, главная наша задача на сегодня - это поиск подрывных инноваций и воплощение их в подрывных технологиях? Именно так, причем вне всякой зависимости от величины компаний, в которых мы работаем. И кому заниматься поиском возможностей для прорыва, как не ИТ-департаменту? Для того, чтобы вступить на этот путь, нужно всего лишь устранить разруху, царящую, как известно, в головах и нигде более. Сегодня ИТ перестало двигаться по прямой постепенного улучшения процессов внутри себя. Сегодня информационные технологии и те, кто стоит у руля, создают новые бизнес-процессы или существенно улучшают старые. С такой скоростью, чтобы конкуренты не успели очухаться. CIO, как рулевой информационных технологий в масштабах своей компании и даже отрасли должен овладеть искусством поиска возможного. Но это командная работа, в которой задействованы все топ-менеджеры и рядовые сотрудники. Конечно, никто стремглав не бросится в неизвестном направлении, пытаясь найти какую-то призрачную подрывную инновацию. Но это всего-навсего означает только одно - вам необходимо инвестировать в исследование и улучшение ваших бизнес-процессов. А коль скоро это стало задачей ИТ, то и CIO должны принимать в этом самое непосредственное участие. Инвестировать в непонятное и неизведанное, в странноватой попытке изобрести колесо - дело рискованное. Но еще больший риск - это стоять на месте, заняв позицию наблюдателя.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11865 |