Как стать великим ИТ-лидером: 4 составляющих искусства управления
К слову «лидерство» в корпоративной среде уже сформировалось определенное недоверие. Понятие воспринимается как бессмысленное пережевывание западных корпоративных стандартов. Это вообще что-то западное: ну какой у нас лидер, у нас - начальник, шеф, директор, руководитель. Репутацию лидерству как стилю управления подпортили еще и бизнес-тренеры. Для них это просто способ описать хорошего, прогрессивного управленца. А для самих управленцев понятие это уже давно дискредитировано. И даже желая стать лидером, даже будучи таковым, руководитель себе в этом не признается: «Я никакой не лидер, я просто делаю свою работу». Проблема в том, что менеджмент и лидерство считают взаимозаменяемыми понятиями. Обычно, лидерами считаются топ-менеджеры, но история знает множество примеров, когда топы были не лидерами, а рядовые сотрудники тащили за собой отделы и становились директорами. Поэтому, лидерство как таковое, эта квинтэссенция воли, видения и управления, должно работать на всех уровнях компании. Не только наверху. Конечно, лидерство - это искусство, а изящные материи даются не каждому. Но за свою жизнь я уже успел собрать статистику и увидеть, что совершенно неизящных полноватых директоров в несуразных блестящих костюмах уважают ничуть не меньше элегантных топ-менеджеров с последним iPhone в кармане дорогого пиджака. А дело в том, что любому искусству можно научиться. Человечество уже давно разложило на составляющие творчество великих художников и музыку великих композиторов. А правильно понимать лидерство - это гораздо проще, чем с уверенностью сказать, что не только слушаешь, но и понимаешь музыку Дебюсси. Разобрав лидерство на составляющие, начинаешь понимать, что искусство состоит из понятных практик. А так как мы здесь говорим об ИТ, то предлагаю рассмотреть четыре составляющих искусства ИТ-лидерства. Лидер = визионер Слово «визионер» порождает мысли о редкой породе людей, которые меняют мир и всегда смотрят за горизонт. Но, говоря о лидерстве в ИТ, мы же не можем предполагать, что каждый из нас именно таков? Давайте воспринимать визионерство по-другому. Я считаю, что визионер - это просто человек, имеющий определенное представление о будущем, который желает не только активно делиться этим представлением, но и вести остальных к реализации намеченного. Поэтому не нужно сразу браться за изменение мира. Рискну предложить вам такую форму визионерства. Вместо того, чтобы менять ход мировой истории, постройте настолько стабильную и безотказную ИТ-инфраструктуру, чтобы вы сами могли заниматься исключительно поиском новых возможностей для внедрения информационных технологией. Чтобы основной вашей задачей стала не мозолистая кривая операционной рутины, а удваивание или утраивание бизнеса компании за счет грамотного применения передовых технологий (даже если это Big Data или BYOD). Сделать это не так сложно как кажется, надо только делать. Поймите как именно вы видите ситуацию, когда вы выныриваете из операционки и становитесь CIO - тем человеком, который меняет если не мир, то бизнес вокруг себя. Поняв это для себя, разбейте это на понятные задания для сотрудников. И транслируйте это видение команде, вместе со списком ежедневных дел. Вероятно, сначала ваша команда воспримет эту «корпоративную чушь» в штыки, а потом начнет подключаться к общему делу. Вспомните лидеров, с которым вам приходилось сталкиваться в карьере и жизни. Каждый из них, скорее всего, не занимался с вами микроменеджментом. Он не говорил вам, что именно делать. Он просто давал вам такое понимание, которое позволяло сделать прыжок выше головы - квантовый скачок, если хотите. Транслировать команде видение и воплощать его - это и есть визионерство, не требующее немедленных глобальных перемен мироздания. Лидер = слуга Взращенное школьным или институтским курсом литературы понимание слова «слуга» сделало унизительной даже мысль о том, что хороший ИТ-лидер может прислуживать своим сотрудникам. Понятно, что если носить подчиненных на руках, то очень скоро они свесят ноги уже с вашей шеи. Но в основе служения лежит базовый для человечества концепт смирения. И, опять же, на базовом уровне, служение - это понимание того, что в одиночку вы можете достичь лишь десятую долю того, что доступно сплоченной группе людей. И в этом смысле быть слугой означает создавать такие условия, в которых сотрудники будут работать с комфортом. Тогда они пойдут за вами везде и всюду. Создавайте сплоченность и будьте слугой для своих сотрудников - обслуживайте их нужды и делайте рабочую атмосферу правильной. Кто-то скажет, что это не задача CIO. Да, это не задача ИТ-директора, это задача вообще всего менеджмента компании. Лидер = ответственность Лидерство - это не только высокодуховная практика воодушевления своего штата сотрудников на подвиги. В конце концов, вас и вашу команду судят по результату вашей совместной работы. Конечно, вдохновение помогает достичь большего, но это требует ответственного подхода к работе. Грамотный ИТ-лидер знает, что проекты любого масштаба строятся на взаимной ответственности. Для начала, стоит сдерживать обещания перед собой и не переступать правила, общие для вас и команды. Затем необходимо сделать так, чтобы сотрудники были ответственны друг перед другом. Как можно этого добиться? Перед запуском проектов, набросайте ключевую ответственность каждого сотрудника - что и в какой срок сделает лично он для завершения проекта? Так каждый будет в тонусе долга перед другим. Ведь если он не сыграет свою роль, то его коллега не сможет выполнить свою часть работы. Команда, скрепленная одним видением будущего и взаимной ответственностью - это самая мощная боевая единица бизнеса, которую мне только доводилось видеть. Лидер = личность Некоторых лидеров хвалят, других превозносят. А, между тем, лучшие лидеры - это те, кто будучи признанным, выстраивает личностные отношения со своими сотрудниками. Они находятся на одном уровне со своей командой и не взбираются на высокий пьедестал почета. Они не работают по два часа в день, а закатывают рукава пиджака и идут в серверную, если это необходимо. Они доступны для своей команды и инвестируют свое время и внимание в сотрудников. Видение - это важно, ответственность помогает построить доверие, но только простота, человечность по отношению к сотрудникам показывает вас как настоящего лидера. Мы живем в такое время, когда лидерство - это необходимая часть бизнес-процесса. И я уверен, что любой руководитель может стать ИТ-лидером. Да, лидерство - это искусство, но искусство, которое поддается изучению.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11833 |