Никифоров vs Щеголев: как «дружба» чиновников разрушает отрасль связи

О МОСКОВСКИХ ПОКРОВИТЕЛЯХ НИКОЛАЯ НИКИФОРОВА И ЕГО КАЗАНСКОЙ КОМАНДЕ - ТАЙН УЖЕ НЕТ НИКАКИХ

Смена правительства и министра связи привела к тому, что во властной верхушке по линии информатизации сформировались две группы чиновников, между которыми намечается противостояние. Группы влияния в руководстве IТ-отрасли России сегодня формируются вокруг нынешнего министра связи Николая Никифорова и экс-министра Игоря Щеголева, назначенного помощником президента Владимира Путина. Арбитрами в игре двух противоборствующих групп чиновников отрасли связи станут Владислав Сурков, Сергей Иванов и Владимир Путин…

bolshaya-igra.jpg 
 Для увеличения - нажмите на картинку

 КОМАНДА ЩЕГОЛЕВА: КЛУБ ВРАГОВ НИКИФОРОВА

Полномочия управления по применению IТ включают реализацию решений президента по развитию инфраструктуры электронного правительства, по электронному взаимодействию исполнительных органов власти и так далее. Начальником управления сталАндрей Липов, ранее занимавший пост директора департамента государственной политики в области информатизации минкомсвязи. Вместе с ним из министерства в администрацию президента перешли около 10 ключевых чиновников, также занимавшихся тематикой IТ.

Кроме того, минкомсвязи покинул Илья Массух, работавший заместителем Игоря Щеголева и курировавший IТ. Он возглавил фонд развития информационной демократии, функции и задачи которого пока четко не определены. Несмотря на то, что формально он не вошел в число сотрудников управления, очевидно, что Массух продолжит играть на стороне своего бывшего руководителя.

Главный подрядчик минкомсвязи по реализации проектов электронного правительства - «Ростелеком» - сохраняет команду руководителей, сформировавшуюся при Щеголеве. Направление IТ в «Ростелекоме» курирует бывший глава «Энвижн Груп»Алексей Нащекин, также логично вошедший в команду помощника президента.

Помимо перечисленных персон, к данной группе можно отнести руководителей коммерческих компаний, близких старой команде минкомсвязи. В частности, президента группы R-Style Василия Васина, акционеров «Энвижн Груп» Антона Сушкевича и Дмитрия Тарабу, а также управляющего партнера AT Consulting Сергея Шилова.

massux.jpg 
 Илья Массух
 

КОМАНДА НИКИФОРОВА: УЖЕ КАЗАНЬ, НО ЕЩЕ НЕ МОСКВА

Группу поддержки нового министра связи условно можно разделить на две подгруппы - московскую и казанскую. К первой подгруппе можно отнести заместителя руководителя Росреестра Сергея Сапельникова, который, по данным источников CNews, рассматривается на пост замминистра по направлению правительственной информатизации. Кроме того, в московскую подгруппу входит Олег Пак, возглавивший департамент координации информатизации минкомсвязи.

Условно к сторонникам Никифорова можно отнести также Максута Шадаева, экс-сотрудника администрации президента, ныне занимающегося информатизацией Госдумы под руководством Сергея Нарышкина. Они не раз высказывали публичную поддержку новому министру.

Казанская подгруппа - это бывшие коллеги и партнеры Николая Никифорова по работе в Татарстане. Прежде всего, к таковым можно отнести совладельцев компании «Системы документооборота» Тимура Якубова и Дмитрия Юртаева, а также главу компании «Барс» Тимура Ахмерова. Еще одним членом команды министра можно считать его преемника на прежнем посту - министра связи Татарстана Романа Шайхутдинова.

РАССТАНОВКА СИЛ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОССЕКТОРА. ВОЙНА ИЛИ МИР?

С одной стороны, случившееся раздвоение может свидетельствовать о значительно возросшем приоритете информатизации для руководства страны. С другой стороны, чиновникам предстоит не допустить дублирования функций, научиться слышать друг друга и эффективно взаимодействовать между собой.

Первые сигналы, к сожалению, не внушают оптимизма. Уволившись из минкомсвязи, Массух опубликовал ряд жестких критических статей в адрес Никифорова, обвинив министра в популизме и вредительстве. Если дальнейшая работа двух команд будет протекать в том же русле, это грозит усложнением и замедлением процессов информатизации.

Выполнять роль арбитров в игре двух наметившихся групп предстоит вышестоящим чиновникам. В правительстве вопросы информатизации курирует вице-премьер Владислав Сурков, возглавляющий комиссию по внедрению IТ в деятельность госорганов. Именно перед ним отчитывается Никифоров по направлению информатизации. Поручения IТ-управлению администрации президента, согласно положению о нем, могут давать непосредственно Владимир Путин или глава администрации Сергей Иванов.

Данная схема является относительным упрощением действительности, так как некоторые члены команд могут состоять в них только в роли временных попутчиков.

Назначение Никифорова на пост министра связи для многих участников рынка стало неожиданным. Он молод и не имел опыта работы в федеральных органах власти. Более вероятными кандидатами считались Массух, а также Алексей Попов, ранее работавший директором IТ-департамента правительства. Назначение Никифорова, как рассказывают источники CNews, поддерживали вице-премьер Аркадий Дворкович и министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. За кандидатуру Попова выступала команда бывшего министра финансов Алексея Кудрина и замглавы администрации президентаВячеслав Володин. Назначить министром Массуха предлагал Щеголев.

ОБНОВЛЕНИЕ. КОМУ ПОРУЧИЛИ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В МИНКОМСВЯЗИ

После ухода Щеголева с поста министра связи и массовых коммуникаций в отставку подали его заместители Алексей Малинин, Массух. На посту остался лишь статс-секретарь Александр Маслов. Двое бывших заместителей продолжили работу «в системе», возглавив подчиненные минкомсвязи ведомства: Олег Духовницкий - федеральное агентство связи, Александр Жаров - Роскомнадзор. Кто занял место бывших? Откуда новые заместители пришли в министерство?

Связь - Денис Свердлов. В министерстве отвечает за телекоммуникации. Он чуть старше министра - родился в 1978 году, но для такой должности все равно считается весьма молодым. Высшее образование получил в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете. В 2000 году Свердлов создал IT-Vision - компанию по внедрению систем управления на базе Microsoft Navision, которая в 2003 году объединилась с «Корус Консалтинг», где он стал владельцем пакета акций и членом совета директоров.

Sverdlov.jpg 
Денис Свердлов
 

В мае 2007 году Свердлов возглавил компанию «Скартел», предоставляющую телекоммуникационные услуги под брендом Yota. На этом посту он и получил широкую медийную известность. С Никифоровым Свердлов знаком как минимум с 2010 года, когда Никифоров был министром связи Татарстана, а «Скартел» хотел запустить в Казани первую в России сеть четвертого поколения сотовой связи стандарта LTE. Для этого «Скартел» собирался использовать имевшиеся у него частоты в диапазоне 2,5-2,7 ГГц.

Однако эти частоты изначально были выделены под другую технологию беспроводной передачи данных - WiMAX, и регулятор не позволил «Скартелу» самостоятельно менять технологию. Отметим, что одним из пунктов программы «Открытого правительства» в области телекоммуникаций, соавтором которой выступал Никифоров, является технологическая нейтральность, то есть возможность оператора самостоятельно выбирать используемую технологию.

Знаком Свердлов и с другими высокопоставленными фигурами: сразу после создания «Скартела» в 2008 году блокирующий пакет его акций приобрела госкорпорация «Ростехнологии». Ее глава Сергей Чемезов лично докладывал об успехах Yota экс-президенту и нынешнему премьер-министру Дмитрию Медведеву. А нынешний президент Путин в бытность премьер-министром посещал офис «Скартела» и общался со Свердловым.

IТ-отрасль - Марк Шмулевич. Его задача в минкомсвязи - развитие государственной политики в области IТ. Шмулевич - ровесник Никифорова, он родился в 1982 году, закончил МФТИ с красным дипломом. Его профессиональная деятельность до сих пор была связана с навигацией. Долгое время Шмулевич работал в РНИИ космического приборостроения (входит в корпорацию «Российские космические системы»), выступал с докладами, посвященными использованию ГЛОНАСС в региональном и муниципальном хозяйстве, в горнодобывающей промышленности и т. д.

41d3ffad451433871975.jpg 

 

По словам собеседника CNews, знакомого со Шмулевичем лично, в РКС он курировал инновационные навигационные проекты в области международного сотрудничества. Так, он является членом совета директоров российско-американского совместного предприятия «Руснавгеосеть» (было создано РКС и Trimble в 2010 году), которое занимается производством и внедрением оборудования для станций дифференциальной коррекции и мониторинга.

С 2011 года Шмулевич также является директором по развитию и членом управляющего комитета «Российский квантовый центр» - нового международного научно-исследовательского института в России, ведущего исследования в области квантовых технологий.

С профессиональной точки зрения провалов за Шмулевичем не наблюдалось, - говорит собеседник CNews. - Он все выполнял качественно и вовремя.

Шмулевич имеет степень кандидата физико-математических наук. Тема его диссертации звучала так: «Метод автоматической кластеризации текстов, основанный на извлечении из текстов имен объектов и последующем построении графов совместной встречаемости ключевых термов». Кроме того, новый замминистра является соавтором патента на «Специальное программное обеспечение автоматизированной системы мониторинга транспортных средств «Трансмастер».

СМИ - Алексей Волин. Согласно распределению обязанностей, он будет отвечать за проведение госполитики в области развития СМИ. Волин родился в 1964 году в Ленинграде.

В 1986 году окончил историко-филологический факультет Института стран Азии и Африки при МГУ. С этого же года работал в агентстве печати «Новости». С 1995 года был первым заместителем генерального директора дирекции информации «РИА Новости». В 1996 - 1998 годах являлся заместителем руководителя управления по связям с общественностью администрации президента РФ. 25 мая 1998 года назначен начальником управления правительственной информации аппарата правительства РФ. В этом же году стал председателем правления «РИА Новости».

92F1744E-7F98-4CEB-BE44-3E455E1B5282_w640_r1_s.jpg 
Алексей Волин
 

В 2000 году Волин был назначен заместителем руководителя аппарата правительства РФ. В 2003 году - замгендиректора, стал членом совета директоров компании «Медиалогия». Осенью 2003 года был назначен президентом «Издательского дома Родионова». В 2007 - 2008 годах - гендиректор группы компаний «А-Медиа». В конце 2008 года стал членом высшего совета партии «Правое дело». В сентябре 2009 года Волин вошел в состав общественно-консультативного совета группы компаний «Агро-Инвест». С 2011 года - президент компании А3 - разработчика сервиса для оплаты коммунальных услуг, штрафов ГИБДД, интернета, мобильной связи, телефонии, телевидения и прочих услуг. В феврале 2012 года вошел в состав рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство».

ЧЕГО МЫ ЖДЕМ ОТ МИНКОСВЯЗИ И IТ-УПРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА?

Эксперты агентства CNews Analytics определили задачи, которые должны войти в число приоритетных в работе новой команды минкомсвязи. В сфере государственной информатизации необходимо в первую очередь обеспечить прозрачность затрат для повышения их эффективности. Обеспечить полное раскрытие результатов работ, проводимых по всем государственным IТ-контрактам на федеральном и региональном уровнях. Это касается как вновь создаваемых, так и ранее разработанных систем. Исключением могут стать только работы, засекреченные в соответствии с законом. В рамках реализации постановления №365 о координации мероприятий по использованию ИКТ в деятельности госорганов создать и поддерживать в актуальном состоянии публичную систему мониторинга расходов министерств и ведомств, внедрение государственной информационной системы учета информационных систем.

Важным условием повышения прозрачности является общественная доступность информации о чиновниках, отвечающих за информатизацию как в федеральных органах власти, так и в регионах, об их ответственности по каждому из IТ-проектов. Обеспечить доступ ко всем этим данным в машиночитаемом виде.

Используя IТ, необходимо добиться оптимальной экономии в госуправлении. Ликвидировать искусственно созданные монополии IТ-поставщиков в отдельных сегментах. Такие ситуации ведут к необоснованному росту бюджетных расходов и снижению качества работ. Для федеральных структур: cовместно с минэкономразвития определить наиболее затратные для государства услуги. Оптимизировать стоимость их предоставления через использование IТ. Для регионов: обеспечить калькуляцию максимально допустимой стоимости оказания региональных и муниципальных госуслуг в дотационных регионах. Создать информационную систему для ежемесячного мониторинга в автоматическом режиме стоимости указания госуслуг в этих субъектах Федерации. По каждой из услуг сравнивать регионы в публичном рейтинге. Предоставить субъектам доступные IТ-инструменты для снижения стоимости госуслуг.

Развитие системы межведомственного электронного взаимодействия должно пойти по пути подключения к ней коммерческих компаний по модели аутсорсинга, способных повысить качество оказания государственных услуг при снижении их стоимости для государства. Для государственных структур всех уровней создать единые стандарты документооборота, которые позволят ведомствам использовать разные СЭД, способные при этом обеспечить сквозной обмен документами с их однократной регистрацией, автоматическим контролем исполнения, построением общего распределенного репозитария, межведомственного согласования документов и т. д.

Очень важно повысить качество информации, используемой в управлении. Надо радикально повысить качество государственных данных: унифицировать форматы, структуры и терминологию. Провести централизацию ключевых информационных массивов (информационные ресурсы  государственных систем статистики и правовой информации, органов государственной власти и местного самоуправления, финансовой информации, ресурсов социальной сферы). Эти шаги позволят повысить эффективность использования данных, но они же повлекут новые риски, связанные с безопасностью информации. Для их минимизации необходимо разработать современные системы защиты и резервирования данных, которые должны развиваться в соответствии с прогрессированием уровня угроз.

Затем, кардинально повысить безопасность IТ-систем, разработать централизованную стратегию обеспечения безопасности государственных информационных систем. Регулировать данную деятельность должен координационный орган, объединяющий представителей ключевых министерств и специальных служб. Подход к информационной безопасности при этом должен быть трансформирован от внедрения отдельных технологий и систем защиты к созданию единого безопасного пространства доверенных систем.

Но все это будет ни к чему, если не стимулировать использование IT в государственном и коммерческом секторах. Важно обеспечить государственное регулирование и создание инфраструктурных сервисов для стимулирования потребления IТ в государственном и коммерческом секторах. В том числе добиться юридически значимой идентификации человека (электронный паспорт) и его действий (расширение применения ЭЦП). Стимулировать использование данных возможностей сначала в сфере госуслуг, а позже и в бизнесе.

Довести долю организаций, использующих средства электронной цифровой подписи с 66,8% в 2010 году до 90% в 2015 году. Создавая необходимые государственные ресурсы, идти дальше: переводить в электронный вид платежные и другие виды документов, которыми обмениваются компании в обиходе. Сделать акцент на максимальном избавлении от бумажного документооборота.

РАЗВИТИЕ IТ-ОТРАСЛИ БЕЗ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА НЕВОЗМОЖНО

Чтобы обеспечить уверенное поступательное развитие IТ-отрасли, минкомсвязи и IТ-управление президента должна скооперировать усилия, чтобы решить ряд сдерживающих рынок проблем.

Во-первых, надо определить перспективные ниши для новых разработок.

На регулярной основе проводить полноценные прогнозные исследования (форсайты) для определения наиболее перспективных ниш, в которых могут быть востребованы российские IТ-продукты и услуги. Далее, ликвидировать дефицит главного ресурса отрасли -  программистов. Для решения главной проблемы отечественной IТ-отрасли - нехватки программистов - стимулировать массовую миграцию в Россию IТ-специалистов из зарубежных стран. Для этого, помимо организационных мер, развернуть информационную кампанию, направленную на привлечение необходимых кадров, прежде всего из стран СНГ.

В качестве целевого для министерства по данному направлению установить показатель численности выпускников высших образовательных учреждений по направлению «Информатика и вычислительная техника» на 10 тыс. населения. Необходимо добиться увеличения данного значения с 6,6 в 2010 и 6,5 в 2011 году до 12 в 2015. Признавая потенциал сферы информационных технологий для развития экономики России, предпринимать меры для создания новых компаний и увеличения удельного веса работников, занятых в секторе ИКТ, в общей численности занятого населения с 2% в 2011 до 3,5% в 2015 году.

Государство должно обеспечить поддержку российским производителям внутри страны. Разработать и ввести в обиход определение отечественного IТ-продукта - программного и аппаратного обеспечения. Проводить мониторинг налоговой принадлежности так называемых «российских IТ-компаний». На основании этих определений и данных мониторинга появится возможность предоставления преференций российским IТ-разработчикам. Предотвратить массовую миграцию данных из российских организаций за рубеж, так как вместе с данными за пределы страны будут мигрировать и обслуживающие их информационные системы, отечественная отрасль может потерять доходы от этого направления (аналог - «проблема Skype» в отрасли связи). Необходимо обеспечить развитие необходимой IТ-инфраструктуры внутри России, возможно, ввести некоторые законодательные ограничения.

Кроме того, стимулировать экспансию российских компаний на рынки других стран. Для этого нужно сперва определить наиболее перспективные рынки для продвижения российских IТ-продуктов и услуг. Создать механизмы кредитования российским банком развития сделок по внедрению российских IТ-продуктов за рубежом. Аналогом может служить схема, используемая Всемирным банком, в том числе на территории России.

Помимо традиционной маркетинговой активности, стимулировать создание пророссийских интернет-СМИ об IТ в зонах и на языках ключевых рынков (IТ-аналог Russia Today). В общем информационном потоке они должны делать акцент на лучших продуктах и проектах российских компаний, а также на ключевых событиях, связанных с отечественными информационными технологиями.

 НА РЫНКЕ СВЯЗИ ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО РАССТАВИТЬ ПРИОРИТЕТЫ

Координация IТ-ведомств правительства и Кремля необходима для того, чтобы определить и придерживаться приоритетов рынка связи. Во-первых, эксперты ждут того, что минкомсвязи все-таки откажется от идеи Никифорова по бесплатному MNP. Минкомсвязи следует осторожно относиться к введению в России принципа переносимости мобильного номера (MNP). Как показывает опыт других стран, интерес к возможности сохранить номер при смене мобильного оператора проявляют лишь несколько процентов пользователей. В то же время оператор, выдавший номера, продолжает нести расходы по обслуживанию абонентов, ушедших от него к конкурентам. Кроме того, в случае введения MNP все сотовые операторы будут вынуждены «сбрасываться» на содержание общероссийского реестра перенесенных номеров.

Нельзя допустить повторения ситуации с отменой платы за входящие звонки, когда расходы меньшей части пользователей были возложены на всех абонентов сотовой связи. В этой связи представляется правильным отказ от первоначального постулата, выдвинутого Медведевым, о бесплатности механизма MNP для абонента.

Немаловажной является и техническая схема пропуска звонков абонентов, сменивших оператора с сохранением номеров. Если «большая тройка» - «Вымпелком», МТС и «МегаФон» - получит монополию на пропуск таких звонков, то это создаст угрозу для региональных операторов. Необходимо открыть пропуск трафика через транзитных операторов, в роли которых готовы выступить МТC или «Ростелеком». Если в итоге от транзитных операторов будет решено отказаться, следует ввести госрегулирование тарифов на пропуск соответствующего трафика, иначе «большая тройка» сможет выставить региональным операторам заградительные цены и усилить давление на них.

После решения всех вопросов с MNP целесообразно рассмотреть вопрос о введении аналогичного механизма в сетях фиксированной связи, а также возможности сохранять номер при переходе от фиксированного оператора к сотовому. Минкомсвязи должно обеспечить условия, при которых выиграет большинство абонентов. В то же время регулятор должен учитывать и интересы компаний-операторов. Соблюсти этот баланс министерство сможет, работая в постоянном диалоге с заинтересованными сторонами.

Эксперты ждут и введения принципа «технологической нейтральности», позволяющего оператору самостоятельно выбирать технологию для использования на выделенных ему частотах. До сих пор этот принцип работал в «ручном режиме». Отдельным операторам разрешали менять технологию, например, «Скай Линк» получил разрешение на использование выделенных ему под технологию CDMA частот в диапазоне 2,1 ГГц на технологию UMTS, а «Скартел» смог перейти с WiMAX на LTE. В то же время, например, принадлежащий АФК «Система» MMDS-оператор «Космос-ТВ» не смог использовать имевшиеся у него частоты для LTE. Необходимо, чтобы условия реализации технологической нейтральности были прозрачными и одинаковыми для всех участников рынка. Актуальность этого принципа будет только возрастать, в том числе в связи с особенностями перехода к следующей технологии сотовой связи - LTE Advanced, позволяющей оператору объединять разрозненные участки частот в различных диапазонах.

Минкомсвязи также следует осторожно смотреть и на другую популярную тему - отмену внутрисетевого роуминга. В отличие от международного роуминга цены на звонки внутри сети при поездках по России не выглядят заградительными. Ввиду слабой мобильности российского населения отмена роуминговых надбавок порадует меньшую часть абонентов, при этом свои потери сотовые операторы неизбежно компенсируют за счет остальных абонентов. В этой связи представляется логичным последнее заявление министра связи Никифорова о том, что во внутрисетевом роуминге останется междугородняя составляющая, а роуминговая надбавка исчезнет лишь при совершении местных звонков в гостевом регионе. Как вариант, можно рассмотреть вопрос об отмене внутрисетевого роуминга внутри макрорегионов: это под силу сотовым операторам и покроет значительную часть потребностей пользователей.

Минкомсвязи стоит задуматься об идее регулирования цен на пропуск трафика тремя крупнейшими сотовыми операторами. «Большая тройка» повысила цены на интерконнект в 2006 году, создав таким образом серьезные проблемы конкурентам - «Скай Линку» и региональным операторам. Законопроект о сотовом интерконнекте впервые появился тогда же, но до сих пор не был рассмотрен.

Ввиду роста объема интернет-трафика операторы все чаще задумываются о введении дифференцированной тарификации различных типов интернет-трафика. Такой подход может позволить провайдерам контролировать контент и негативно скажется на развитии интернета.

Кроме того, минкомсвязи, по мнению экспертов отрасли, должно скорректировать введенную с начала 2012 года методику оплаты радиочастотного спектра. Сейчас плата взимается за каждое радиоэлектронное средство: чем больше оператор установит базовых станций, тем больше приходится платить. Особенно из-за такого подхода пострадал «Вымпелком», который построил в Москве большое число хот-спотов Wi-Fi и получил за это радиочастотный счет на несколько сотен миллионов долларов. Кроме того, нынешний подход не позволяет вводить повышенные тарифы для тех операторов, которые не используют выделенные им частоты (соответствующее предложение недавно выдвинул глава Роскомнадзора Жаров). Представляется логичным переход к принципу, когда плата взымается за ширину выделенного оператору радиочастотного спектра.

Принципы распределения радиочастот должны быть более прозрачными. Пример с дружественной минобороны компанией «Основа Телеком», которая получила частоты в диапазоне 2,3 ГГц вне каких-либо конкурсных процедур, является возмутительным. Также и сами конкурсы вызывают сомнения в их объективности. Для примера можно вспомнить историю, когда практически все региональные WiMAX-конкурсы в 2010 году выиграл «Ростелеком», а условия региональных GSM-конкурсов в 2011 году в последний момент были скорректированы под «Вымпелком» и МТТ. Наиболее прозрачным подходом к проведению тендеров будет выставление частот на аукционы.

Необходимо создать прозрачные условия для доступа альтернативных операторов в канализацию таких монополистов, как МГТС и «Ростелеком». Без этого ни в коем случае нельзя требовать от операторов сворачивания воздушных линий связи, как это пытался делать Никифоров в Татарстане. Соответствующий законопроект был разработан еще несколько лет назад, но против выступило прежнее руководство минкомсвязи, поскольку это угрожало интересам «Ростелекома». Если монополисты все-таки будут делиться своей инфраструктурой с альтернативными операторами, это, помимо прочего, позволит избавить улицы российских городов от многочисленных кабелей, протянутых между крышами домов.

Минкомсвязи следует пересмотреть принципы реформы дальней связи, произошедшей в 2005 - 2006 годах. Прямой доступ к абонентам, который получили операторы дальней связи, оказался мало востребованным: борьбу с «Ростелекомом» на этом «фронте» ведет лишь МТТ. Да и самим абонентам не очень интересна возможность выбирать оператора для международных и междугородних звонков. Более логичным представляется переход к системе, когда абонент выбирает только оператора местной связи, а тот уже договаривается с операторами дальней связи.

Также минкомсвязи следует каким-либо образом решить вопрос с IP-телефонией: запрет, введенный на работу соответствующих операторов в середине 2000-х годов, привел к прекращению деятельности карточных операторов, тогда как компании, обеспечивающие услуги звонков с компьютера на телефон (Skype, Sipnet и другие), продолжают работать вне правого поля.

Ведомства Никифорова и Щеголева должны реформировать механизм универсального обслуживания. Сейчас все телекоммуникационные операторы вынуждены отдавать 1,2% от своей выручки в фонд универсального обслуживания, из которого финансируется установка таксофонов и пунктов коллективного доступа в интернет по всей стране. Однако услуга таксофонов является невостребованной, тем более что универсальные точки устанавливали даже в тех регионах, где они всегда были (например, в Москве). Более логичным представляется расходование средств универсального обслуживания на точечное строительство телекоммуникационной инфраструктуры в труднодоступных местах.

Еще одна болевая точка отрасли - «Почта России». В последнее время к работе монополиста все больше нареканий: почта не справляется с нагрузками, вызванными в том числе бумом интернет-торговли. Уже много лет обсуждается вопрос об акционировании и приватизации «Почты России», но соответствующий законопроект «завис» из-за согласований между различными ведомствами. Из-за этого был заморожен и амбициозный проект создания «Почтового банка», который оказывал бы весь спектр финансовых услуг с использованием широкой филиальной сети почты.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11675