Рынок QR-кодов в мире и в России

CRN

J’son & Partners Consulting представляет результаты исследования «Рынок QR-кодов в России и в мире», выполненного совместно с компаниями SMARTEST и WapStart.

QR-код (англ. Quick Response - «быстрый отклик») - это матричный двумерный (2D) штрих-код, разработанный подразделением автомобильного концерна Toyota - японской компанией Denso-Wave в 1994 г. Первоначально технология предназначалась для использования в автомобильной промышленности, но впоследствии получила широкое распространение и в других отраслях. В отличие от обычных одномерных (1D) bar-кодов, QR-коды содержат в себе гораздо больше данных, и визуально представлены в виде черно-белых квадратов. Это графические изображения, формирующиеся по специальному алгоритму, позволяющему программе-сканеру на мобильном устройстве распознавать элементы штрих-кодов и обрабатывать заложенную в них информацию.

Один из самых существенных драйверов по распространению QR-технологии в мире в потребительском сегменте - это рост числа владельцев смартфонов и планшетных ПК, поскольку с их помощью QR-коды становятся доступны конечным пользователям. После сканирования кода пользователь чаще всего автоматически перенаправляется на соответствующий веб-сайт, где получает более подробную информацию о товаре или услуге. Существенным фактором роста проникновения QR является и информирование населения об этой технологии - например, в Японии она активно продвигалась при помощи масштабной телевизионной рекламы.

В развитых странах существует множество применений QR-кодов в самых разнообразных отраслях, что значительно помогает повысить эффективность бизнеса и улучшить качество жизни населения.

Портрет российского потребителя

Как показал опрос владельцев мобильных телефонов в городах-миллионниках России, проведенный J’son & Partners Consulting совместно с компаниями SMARTEST и WapStart в июле 2012 г., треть респондентов (33%) информированы о QR-кодах - они знают и понимают как можно использовать эту технологию. 59% не знают о QR-кодах, а 8% неправильно информированы (ошибаются в знании технологии).

23% пользователей уже сканировали своим телефоном QR-коды, причем почти половина из них (48%) делают это постоянно или проводили такие манипуляции много раз. 8% респондентов физически не могут использовать QR-технологию, так как их телефоны не оснащены камерой, а доля тех, которые имеют камеру в телефоне, но еще не сканировали коды составляет 69%. В качестве основных причин, которые мешают респондентам использовать QR-коды, были указаны следующие: нет специальной программы в телефоне; не знают, как это сделать (по 44%) и отсутствие необходимости (25%).

Таким образом, благодаря совместным усилиям участников рынка QR-кодов по продвижению этой технологии, информированию населения и внедрению востребованных сервисов может быть охвачена большая часть потенциальных пользователей QR-кодов в России, которые не информированы о QR-технологии или/и не мотивированы в ее использовании.  
    
Большая часть пользователей QR-кодов (84%) переходила после их считывания на веб-сайт; третья часть (33%) смогла считать контактные данные человека и сохранить их на телефон; 28% получали рекламу; 21% - другой контент (музыка, картинки, презентации и пр.) и 8% - видео. Только 6% указали, что QR-технология помогла им зарегистрироваться на рейс, мероприятие и пр.; столько же смогли инициировать интернет-опрос.
Источники: SMARTEST., июль 2012

Основные ожидания российских пользователей мобильной связи от QR-технологии в части сервисов  - это быстрый переход на веб-сайт, получение подробной информации о товаре или услуге, оперативное сохранение контактной информации человека на телефоне, получение скидок, использование QR как средства идентификации, быстрой регистрации на рейс самолета или поезда и  пр.

На практике, в России QR-коды успешно используются в торговле, в рекламе и маркетинге, а также в таких отраслях как логистика, банковский сектор и транспорт.

Так, по данным J’son & Partners Consulting, в настоящее время QR-коды в том или ином виде используются в 6 из 20 исследованных розничных сетей, расположенных на территории России.

Например, в магазинах ИКЕА покупатели, используя QR-коды, могут перейти на мобильный промо-сайт и узнать подробности текущей акции.

QR-коды используются транспортными компаниями, в частности авиакомпаниями, которые предлагают пассажирам оформить посадочный талон с помощью этой технологии. В наружной рекламе и в печатных СМИ QR-коды используются для продвижения самых различных видов товаров - от бытовой и электронной техники до продажи автомобилей.

Мировой опыт

Наибольшее распространение в мире QR-коды получили в розничном секторе (на упаковках продуктов), в рекламе и в купонных сервисах. Пользователи чаще всего хотят при помощи этой технологии получать купоны и скидки, дополнительную информацию о продуктах, а также проходить процедуру регистрации (на авиарейсы и пр.)

В развитых странах QR-коды появляются на рекламных щитах, в печатных изданиях, на этикетах товаров - то есть везде, где бренды хотят донести информацию о своих товарах и услугах в наиболее удобной и быстрой форме до конечных потребителей.

Наиболее популярны QR-коды в Японии (их используют более 50% пользователей мобильной связи), в США (14 млн пользователей) и в Великобритании (4 млн пользователей). По количеству отсканированных QR-кодов лидируют США, Канада, Великобритания и Япония . Среди операционных систем на смартфонах, которые были использованы для сканирования QR-кодов, наибольшую популярность итогам 2011 г. показали iOS и Android, которые с большим отрывом опережают RIM (BlackBerry), Windows и Symbian (Nokia) (Рисунок 3). Наибольшую долю заняли такие события, инициированные при помощи QR, как ссылка на веб-сайт, получение текста и обмен контактами (vCard) .

QR-коды принято считать, прежде всего, инструментом рекламы и маркетинга; они широко используются в розничной торговле. Например, в Южной Корее ритейлер Tesco применяет эту технологию на интерактивных стендах в метро - потребители на ходу выбирают и заказывают товары, которые в ряде случаев могут быть доставлены уже к моменту приезда домой. Это позволило Tesco за 3 месяца увеличить выручку от услуги HomePlus на 130%, а количество зарегистрированных пользователей - на 76%.

Вместе с тем QR-технологии успешно применяются и в таких отраслях как банковский сектор, транспорт и логистика, медицина, образование, социальные проекты и пр.

Банковская сфера

C помощью QR кодов банки выстраивают эффективную коммуникацию с клиентами. При помощи мобильного приложения пользователи используют базовые возможности:

    поиск ближайших банкоматов
    поиск ближайших отделений банка
    поиск скидок
    новости банка
    курсы валют
    специальные предложения и продукты     

В образовательных учреждениях

Школьники и студенты охотно используют гаджеты и технические новинки, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе. В Америке, QR-коды, размещенные в библиотеке, позволяют студентам легко найти электронные версии книг, на уроках - получать ссылки к дополнительным материалам, а также, создавать собственные коды, делиться своими научными работами и заданиями с одногруппниками и учителями.

Транспорт и логистика

Все больше авиа- и железнодорожных компаний, в том числе и российских, размещают QR-коды на билетах, что позволяет автоматизировать и ускорить процесс регистрации. В Лондонском метро пассажиры получают актуальную информацию о расписании. В логистике QR-коды облегчают и ускоряют процессы.

Дизайн, архитектура и искусство

QR-код, как элемент современного дизайна используется в элементах одежды (на футболках размещают информацию о себе или своей фирме), предметах обихода и даже тату. Как предмет экстерьера - QR-код может занимать целый фасад здания (например, проект дизайна бизнес-центра в ОАЭ). Художники используют QR коды, создавая дополнительную реальность для своих постеров, давая возможность зрителю увидеть видеоролик или услышать музыку. Отдельная тема - QR-гравировки на надгробиях, «повествующих» биографию усопшего.

Социальные акции

В Канаде, в июне 2012 г. 1300 человек собрались, чтобы создать гигантский QR-код, как акцию в пользу благотворительной организации «Youth unlimited north york» - помощь молодому поколению через инновации. Гигантские QR коды создавались в разных точках мира как рекламные и благотворительные акции, каждый раз собирая сотни людей и создавая резонанс в СМИ.

Медицина

Пациенты в медицинских учреждениях также являются пользователями QR-кодов. Последние будут полезны для поиска информации о препаратах, лечащем враче и об отделении в целом, а также рекомендациям по профилактике и лечению заболеваний. Для врачей - это эффективный инструмент ведения картотеки, архивирования, интерактивного доступа к истории болезни пациентов и коммуникации с ними.

К QR-кодам проявляют интерес как крупные корпорации (11 из 50 компаний Fortune учитывают их в своей маркетинговой стратегии), так и представители малого бизнеса, для которых QR-коды - это эффективный и бюджетный способ дать о себе больше интересных сведений потенциальным клиентам, расширить аудиторию, говорить на одном языке с «оцифрованными» пользователями.

В Соединенных Штатах QR-коды применяются как в малом бизнесе, так и в крупных сетевых компаниях. Так, американская сеть быстрого питания Taco Bell использовала на упаковке QR-коды, с помощью которых клиенты открывают доступ к видеоконтенту MTV. Procter and Gamble и Kraft Foods использовали QR-коды как купоны на скидки. Сеть HSN (Home Shopping Network) провела четырехдневный QR-марафон, в котором код со ссылкой на детальную информацию о продуктах отображался в нижней части экрана телевизоров.

Таким образом, маркетологи провели акции, главным образом направленные на предоставление полной информации о товарах. К тому же, использую QR-метрику, маркетологи могут составить более подробный портрет покупателя, чем в случае применения традиционных средств. Владелец компании ICEkeytags в Техасе утверждает, что QR-коды помогут малому бизнесу конкурировать с крупными фирмами. При небольших затратах, малый бизнес может обеспечить актуальную информацию для целевой аудитории и благодаря специфике QR-рекламы материал может обновляться без существенных затрат.

Важно отметить, что для продвижения QR-технологии не требуется какой-то отдельный «руководящий орган», начать ее использование могут предприятия любых масштабов, начиная с сегмента SOHO, и заканчивая известными брендами. При этом, как правило, не требуются высокие затраты, притом, что эффективность бизнеса может быть значительно увеличена.

В целом, список возможных приложений QR-кодов включает следующие позиции:
    купоны и специальные предложения;
    специальная информация и эксклюзивные предложения;
    конкурсы и призы;
    постоянные скидки;
    автоматические ссылки на специальную страницу на сайте, социальную сеть или блог;
    обратная связь с потребителями;
    брошюры и дополнительные маркетинговые материалы;
    транспортные средства;
    ценники и упаковка;
    меню в ресторане и рецепты;
    билеты на мероприятия;
    товарные чеки;
    дисплеи в магазине;
    переводы на различные языки;
    визитные карточки;
    электронный (email) маркетинг;
    телевизионная реклама;
    социальные сети;
    заказ товаров и услуг;
    …многое другое.

Прогнозы

По оценке J`son & Partners Consulting, российский рынок QR-кодов будет развиваться с отставанием от рынка США и Западной Европы на 2-3 года. К концу 2014 г. количество пользователей QR-кодов в России составит около 15% от числа владельцев смартфонов или около 9 млн пользователей, т.е. вырастет примерно в 9 раз по сравнению с 1,1 млн в конце 2011 г.

При этом основным драйвером будет рост проникновения современных смартфонов со встроенными камерами и стремление бизнеса повысить свою эффективность, в том числе за счет инновационной рекламы с использованием QR-кодов.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11631