Рост в ожидании спада

Анна Каменкова

В начале прошлого года мне пришлось обсуждать его перспективы с руководителем российского представительства крупной зарубежной компании, поставщика телекоммуникационного оборудования. Он заметил, что не ожидает от предстоящего года ничего особенно хорошего: для рынка ИКТ сейчас не лучшие времена. Для мирового рынка, возможно, - да. Но почему это утверждение должно распространяться на российский рынок? Как привязан к нему спрос на продукцию и услуги сектора внутри страны? Мне не удалось получить тогда ответ на эти вопросы.

Прирост российского сектора информационных технологий в 2002 году, по предварительным оценкам, достиг 19%, а объем рынка - 3 млрд долларов. ИКТ остается одним из самых быстрорастущих секторов, и это хорошо заметно на фоне общего четырехпроцентного роста нашей экономики в прошлом году и тем более на фоне глубочайшего уныния на мировом ИТ-рынке.

С другой стороны, так ли уж хорош этот результат? Доходы только софтверных компаний в Индии в прошлом году превысили 7,6 млрд долларов и продолжали расти, невзирая на спад мировой конъюнктуры. Не ощутили спада и китайские товарищи, работающие в секторе высоких технологий; более того, за этот год они умудрились вдвое нарастить экспорт своей продукции прямо в логово этого самого спада, в США.

Наконец, кризис ИТ-отрасли отнюдь не помешал многим российским компаниям наращивать обороты, в том числе и тем, кто работает на экспорт. Ведь реакция западных партнеров на кризис тоже была разной. Miсrosoft, например, объявила о том, что серьезно - до 5 млрд долларов - наращивает инвестиции в исследования и разработки. Не собираются сворачивать эти расходы и индийские, и корейские компании.

Но главным стимулом к росту рынка могло бы стать значительное расширение внутреннего спроса. Плохая мировая конъюнктура не могла не повлиять на российские ИТ-компании, работающие на внутренний рынок, но это влияние никак не могло быть определяющим. Прошлый год, пожалуй, впервые был отмечен серьезным ростом внутреннего спроса со стороны компаний в целом ряде секторов легкой, обрабатывающей, пищевой промышленности, тех, кто работает на рынке внутри страны. Росли реальные доходы населения, рос спрос на их продукцию, и рос их спрос на продукцию ИТ-сектора. Послекризисные годы создали целый новый класс потенциальных потребителей информационных технологий - средний бизнес, ориентированный на внутренний рынок. И если рынок относительно небольших компаний давно и с успехом освоен целым рядом поставщиков во главе с "1С", то средний бизнес как потребитель пока почти не замечен ИТ-компаниями.

Ритейлеры, дистрибуторы, транспортники, небольшие производственные компании уже достигли той фазы, когда дальнейший контроль за бизнесом невозможен без использования профессиональных информационных и телекоммуникационных систем. Экономический рост последних лет принес с собой усиление конкуренции в этих секторах, замедление роста сильно сократило маржу. Задача повышения эффективности в новом масштабе для этих компаний стоит очень остро. Старые системы, сделанные своими силами, этой задачи уже не решают. Этот слой потребителей готов покупать новые решения.

Прошедший год дает основания задаться вопросом, успевает ли ИТ-бизнес за этими изменениями в стране. ИТ-сектор по определению относится к числу циклических отраслей, которым свойственно опережать экономику в целом в периоды ее расширения и сильнее сжиматься в периоды спада. Тот факт, что темпы роста ИТ-бизнеса за последний год не изменились, может говорить о том, что отечественный ИТ-бизнес в целом начал отставать от жизни. И то, что прогнозируемые итоги работы ряда компаний оказались существенно выше общего уровня, лишь подчеркивает более вялый общий рост.

Нужен новый подход

Проблема, на наш взгляд, в том, что до недавних пор российских интеграторов и реселлеров интересовали по преимуществу крупные заказчики, банки и госструктуры - в докризисные годы, а впоследствии - крупные корпорации. Собственно, иных заказчиков практически и не было, поэтому кризис наш ИТ-рынок пережил очень тяжело. Еще в конце 2000 года на слушаниях в Думе представители ИТ-рынка открытым текстом просили депутатов принять какие-нибудь законы, обязывающие госорганы закупать информационные системы, без этих заказов рынок ждала бы голодная смерть. Оживление началось только в 2001 году, когда крупные компании стали активнее тратиться на техническое переоснащение. В прошлом году к этому добавились госзаказы в рамках программ "Электронная Россия" и ей сопутствующих. Большая часть оборотов IT-компаний в прошлом году как раз и была сделана на этих тендерах. С привлечением всего доступного компании пресловутого "административного ресурса". Оживление в среднем бизнесе, ориентированном на внутренний рынок, по-видимому, пока не привлекает серьезного внимания ИТ-сектора.

График: Отрасль информационных технологий и телекоммуникаций вносит все более значительный вклад в общую экономику всех развитых стран

И отчасти понятно почему. Со средним бизнесом нельзя работать по той же схеме, как ИТ-компании привыкли работать с министерствами и "голубыми фишками". Во-первых, для этих компаний нельзя каждый проект делать под индивидуальный заказ - он окажется слишком дорогостоящим. Необходим готовый или модульный продукт с методологически отработанной ограниченной жесткой кастомизацией, которую можно будет произвести четко и без перерасхода человеко-часов. Должны также быть налицо механизмы жесткого контроля за расходованием бюджетов заказчика и сроками - в отличие от больших заказчиков, средний бизнес куда более чувствителен к цене и времени реализации проектов и не согласится безропотно оплачивать проект, если он затягивается. Наконец, и маркетинг придется вести более массовыми и менее дорогостоящими средствами - спрос в этом секторе ощутим, но его еще надо активно формировать. Иными словами, чтобы стать конкурентоспособными на этом новом рынке, компании, образно говоря, должны превратиться из кустарно-ремесленных мастерских в мануфактуры, способные к полумассовому производству.

Между тем далеко не все они сейчас готовы к подобному расширению своего бизнеса. Во многих компаниях дела ведутся так же, как и в 1994-1995 годах, они все еще представляют собой сложные и рыхлые конгломераты, управляемые по старинке - по большей части декретами отцов-основателей. От внутренней дезорганизации и закрытости страдает до сих пор и весь сектор в целом - собрать даже общую статистику по ИТ-рынку до сих пор проблема. Слабая внутренняя организация компаний и слабость профессиональных объединений - нередкая болезнь роста. В обстоятельствах 2003 года это может стать главным препятствием для роста как клиентов ИТ-сектора, так и его самого.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=1159