Потемкинские э-деревни в Москве [1]

История первая: Детские садики

Встряла я во все это совершенно случайно. Одним морозным февральским утром моя машина не завелась, и пришлось бежать в метро. Пристроившись в конец длинного хвоста в кассу, я совсем уж было собралась погрузиться в свой айпэд, как вдруг из начала очереди мне помахали. Это была Аня, молодая мамочка из соседнего подъезда, с которой мы время от времени пересекаемся во дворе. Я, запрятав подальше стыд, подскочила к ней, и, сунув в ее руку шесть желтых монет, через пару минут получила свое право на две поездки. Пока мы пробивались к поездам, она успела поплакаться мне в жилетку.

Нет, она не из тех, кто вечно ноет и кругом ищет виноватых - наоборот! Я знаю ее как добродушного и неунывающего человека. Но тут и ее пробило. «Ты прикинь, - возмущалась она, - мы ведь только недавно были тринадцатые, а теперь сто пятые! Как это вообще понимать? И что нам теперь делать?». «Мы» - это она, ее двадцатичетырехлетний муж Даня и дочка Надя двух с половиной лет. И опустили это юное семейство аж на 92 пункта в очереди в детский садик. «Теа, ну ты же журналистка. Ну напиши про это что-нибудь! Ну надо ж с этим что-то делать!»

После стольких ее отчаянных «ну» я решила разобраться в этой истории.

С 1 октября 2010 года в Москве введен новый порядок комплектования детских садов: с этого дня зачисление детей в них происходит через интернет. Об этом в свое время писали в прессе и на популярных сайтах для родителей, везде и всюду развешивали объявления, передавали по «сарафанному радио». Для управления этим прогрессивным процессом была создана так называемая Электронная комиссия, через чье веб-представительство (http://ec.mosedu.ru/), собственно, и производится запись. Родители восприняли эту новость в основном позитивно, т.к. подавляющее большинство из них - люди молодые, а потому активные пользователи интернета. И, кстати, не менее активные ненавистники бюрократии, очередей и взяток. Многие из них поверили, что новая система поможет все это преодолеть, и побежали электронно записывать своих чад в садики. Как наши Аня с Даней.

Действительно, поставить своего ребенка в очередь, не выходя из дома, можно теперь без всяких проблем хоть с самого рождения. И потом, вроде бы, можно расслабиться и просто следить за тем, как эта очередь движется. Но не тут-то было! В течение месяца нужно собрать пачку документов и физически отвезти их в так называемый ОСИП (ну и аббревиатурка!) - окружную службу информационной поддержки Электронной комиссии. Это, конечно, омрачает легкость электронного бытия, но мы все понимаем, что без бумаг в нашей стране пока никак нельзя, поэтому принимаем это без особого ропота. Трудности, однако, на этом не кончаются, а только начинаются. Эти самые ОСИПы стали форменными бутылочными горлышками: в них со своими документами и, как выяснилось, многочисленными проблемами устремляется народ со всех округов, образуя пчелиные рои очередей. Причем часто едут с детьми, которых элементарно не с кем оставить. И далеко не все такие заведения могут предоставить своим посетителям нормальные человеческие условия.

Что же это за проблемы, ради которых люди вынуждены обивать пороги ОСИПов и толкаться в диких очередях, причем по нескольку раз?

Проблема первая: электронная очередь ведет себя непредсказуемо. Она формируется автоматически согласно определенным принципам, заложенным в систему. Принципы эти более или менее понятны (см. http://ec.mosedu.ru/faq/faq_detail.php?SECTION_ID=12#64520), но система настолько непрозрачна, что родители совершенно не понимают, что же там внутри нее происходит. Например, Анина дочка Надя неведомым образом попала в одну возрастную категорию с детьми до двух лет, хотя она уже «до трех». В ее возрасте год разницы - слишком принципиально, чтобы молча соглашаться с таким раскладом. Другая засада, поджидавшая Надиных родителей, - это немыслимый по своей масштабности откат очереди. Наша маленькая героиня улетела во вторую сотню из второго десятка, тогда как соседский мальчик, который заметно моложе Нади, тихо остался в первой тридцатке. Как такое могло получиться, когда льгот нет ни у одной, ни у другой семьи?

Для того чтобы хоть что-то выяснить, Аня сначала попыталась воспользоваться электронной почтой, но подобающего для этого средства коммуникации быстрого ответа не получила - он пришел только через месяц. Попыталась дозвониться до ОСИПа, но это вообще оказалось полной утопией.

Проблема вторая: электронная система записи в детские сады работает очень ненадежно.Чтобы хоть как-то повлиять на нелепую ситуацию, Ане пришлось в очередной раз лично отправляться в окружную службу. Там ей сказали, что подобное могло произойти в результате программной ошибки - в январе 2012 года меняли ПО, так что очередь тогда посыпалась не только у нее. К тому же выяснилось, что на каком-то этапе Аня банально проморгала путевку. Произошло это из-за айтишника Дани, который, привыкнув доверять технологиям, посоветовал жене воспользоваться функцией получения электронного уведомления об этом вожделенном документе. Она добросовестно поставила птицу в соответствующем окошке, однако никакого уведомления так и не получила. Зато получила удар под дых с очередью. В разговоре с сотрудницей ОСИПа выяснилось, что по поводу путевки с семьей пытались связаться по телефону, но безуспешно. Когда сотрудница вместе с Аней проверила распечатку, по которой делался обзвон, обнаружилось, что номер ее мобильного там отобразился без двух цифр. Его, естественно, использовать было невозможно, а по домашнему дозвониться так и не смогли. Что вполне логично: с ребенком гуляют, ходят в бассейн, ездят к бабушкам-дедушкам и т.п. Да еще и на время дневного сна отключают звук. Так что в итоге очередь перешла к другой семье.

Можно, конечно, сколько угодно ругать новую систему «комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования». Да только сдается мне, что Электронная комиссия и система окружных служб ее информационной поддержки изначально не задумывалась как очередной бюрократический монстр, по старинке решающий свои задачи в оффлайне. Просто так получилось, что внедренное в масштабах всего огромного города информационно-технологическое решение для поддержки этой деятельности оказалось кривым и совершенно не пригодным для решения важнейшей социальной задачи, затрагивающей благополучие сотен тысяч семей.

Итак, проблема третья: инструмент, созданный, судя по всему, в спешке и «на коленке», никоим образом не позволяет четко управлять никакими процессами, связанными с распределением детей по дошкольным учреждениям; более того, он усложняет жизнь и родителям, и управленцам. О том, как он работает, можно почитать, например, не где-нибудь, а в публикации РИА Новости от 13 октября 2010 года «Власти Москвы: интернет-запись в детсады скоро заработает без сбоев» (http://ria.ru/moscow/20101013/285171276.html). Именно там приводятся высказывания недовольных родителей, называющих сайт «глючным», а систему «черной дырой» и т.п. А также оправдания, что «электронная очередь еще работает в тестовом режиме, поэтому ошибки и сбои не исключены» и обещания, что «к новому году ситуация наладится». Как показала жизнь, она не наладилась ни к новому 2011, ни к новому 2012 году. За время функционирования сервиса на форуме Наблюдательного совета родительской общественности по комплектованию детских образовательных учреждений (http://forum.nsovet.info/viewtopic.php?id=16) образовалось 30 экранных страниц, заполненных криками родительских душ. А на форуме информационного портала Департамента образования Москвы (http://www.mosedu.ru/forum/?PAGE_NAME=read&FID=12&TID=339&PAGEN_1=141) таких страниц на момент написания данного текста без малого 142. Их стоит посмотреть.

В результате такой вот потрясающей информатизации «по-московски» не только распределение детворы по садикам не стало эффективнее, но еще и открылись новые лазейки для коррупции. Ведь если раньше родители «заносили» только заведующим детскими садами, то теперь несут еще и в ОСИПы. Наши Аня с Даней, у которых ни с какой стороны никакой волосатой лапы нет, пока не решились на такой шаг, но уже серьезно обсуждают его со знакомыми, которые имеют собственный положительный опыт или знакомых, имеющих положительный опыт. Хотя есть и другой, более экономичный, но менее надежный путь: писать прямо в твиттер президенту - говорят, некоторым помогает.

Журналистское любопытство погнало меня в Департамент образования города Москвы - выяснять, что же это такое происходит. В разговоре с одним из его сотрудников, на которого я вышла, разумеется, не через приемную, а через свои многочисленные связи, я выяснила, что систему электронной очереди они создавали не сами - им ее навязал Департамент информационных технологий города Москвы, возглавляемый Артемом Валерьевичем Ермолаевым. Тем самым, которого в конце 2009 года после скандальной истории с грубым лоббированием своего бывшего работодателя (компании Стэп Лоджик) перед Ростелекомом (см. статью «Контракт на 1 млрд руб. для коллег по прежней работе»,http://www.compromat.ru/page_28600.htm), разгневанный министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев разжаловал из руководителей департамента в рядовые советники, а потом и вовсе отправил в «ссылку». И таковой стала наша с вами любимая Москва, столица нашей родины. Отличное место для отбывания наказания, правда?

Так вот, наш каторжанин распорядился делать систему электронной записи в детские сады без всяких конкурсов, из средств ОАО «Электронная Москва», располагавшего в то время не менее чем миллиардом рублей для решения задач информатизации столицы. Сколько денег было выделено на эту работу и сколько реально было потрачено, конкретно выяснить не удалось. Моя агентурная сеть оказалась здесь бессильной, а сайт этой грандиозной компании с государственным участием, увы, постоянно находится «на реконструкции». Может быть, я чего-то не понимаю в этой жизни, но мне кажется странным и подозрительным, что компания с таким названием, с такими оборотами и с региональным министром информационных технологий во главе не может месяцами, а то и годами реконструировать свой сайт.

Что же до системы электронной записи в детские садики, то у меня есть лишь сведения о том, что работа по ее созданию была заказана по дешевке маленькой компании «КТЕ Лэбс» (http://ktelabs.ru/), которая, как смогла, сварганила то, о чем я вам только что поведала. А на разработку, как водится, «списали» гораздо больше. Ведь то, что не получилось в описанной на «Компромате» федеральной цепочке, теперь стало гораздо легче осуществлять в Москве: Ермолаев, превратившись в московского «Щеголева», сам как госзаказчик определяет, сколько стоят работы, и сам же их себе как председателю совета директоров ОАО «Электронная Москва» заказывает. И пусть себе бывший председатель правительства, снова ставший президентом, сколько угодно разглагольствует о противоборстве такому непотребному явлению, как конфликт интересов, и даже грозит уголовной ответственностью - он далеко и высоко, а айти-отрасль - не энергетика. Глядишь, пронесет. Ну, в крайнем случае, очередного «электронного пахана» Москвы, как и его предшественника в этой должности Михайлова, уже несколько лет находящегося в международном розыске, выручит Англия или Австралия. Хотя, по мне, Антарктида была бы лучше.

Возвращаясь к злополучной электронной очереди, отмечу связанную с ней и четвертую проблему: она гораздо больше похожа на потемкинскую деревню, нежели на цифровой сервис XXI века. Только в XXI веке потемкинские деревни уже больше не прокатывают. Потому что мощные и надежные технологии, созданные настоящими профессионалами, дают возможность людям открыто высказываться и оперативно консолидироваться для решения своих насущных проблем. В том числе и собираться на уличные митинги и шествия, на которых потом клеймят президентов, премьеров и мэров, попустительствующих своим оборзевшим наместникам.

Заканчивая эту часть своего расследования, хотела бы обратиться к мэру Москвы.

Уважаемый Сергей Семенович! Прошу Вас считать данную публикацию жалобой на плохую электронную услугу, внедренную в порученном Вам городе и называемую электронной записью в детские сады через интернет. Передаю ее Вам от имени своей знакомой Ани и сотен, а, может быть, и тысяч других родителей. Надеюсь, что создаваемый общественный совет блогеров при мэре Москвы найдет эту информацию и передаст ее лично Вам. Эта надежда зиждется на публикации «Собянин онлайн» в «Московских новостях» от 21 февраля 2012 года. Кстати, я сама с удовольствием войду в этот совет и буду регулярно сообщать Вам о жалобах москвичей на электронные «косяки». Уж в чем в чем, а в этом я, кажется, разбираюсь неплохо.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11569