Потемкинские э-деревни в Москве [2]
История вторая: поликлиники Со времени подготовки моей статьи о детских садиках прошло две недели - срок, вполне достаточный для того чтобы в фоновом режиме (у меня ведь есть и основная работа!) произвести очередную оценку блистательных достижений в сфере московской информатизации. Я остановила свой выбор на теме, которая касается каждого из нас, а именно на здравоохранении. Поиск по интернету дал небывалый улов в виде многих десятков публикаций, наполненных радужными надеждами, высочайшими обещаниями и, как водится, победными реляциями и трескучими фразами. Эта лавина обрушилась на головы москвичей с начала февраля прошлого - 2011 - года, но почему-то резко замерла в феврале нынешнего - 2012 - года, непосредственно перед выборами президента. Неужели эта суперважная социальная тема не заслуживала того, чтобы быть использованной действующей властью в качестве козыря в жесткой предвыборной борьбе? Заслуживала, конечно, но только похвастаться столице оказалось нечем… Итак, что же было наобещано москвичам градоначальниками и их уполномоченными? Вот хроника их грандиозных планов и распоряжений:
А что из этого реально выполнено? Чтобы проверить это, я решила отправиться на портал государственных услуг города Москвы. Оказалось, что у этого портала целых две версии:http://pgu.mos.ru и http://pgu-new.mos.ru. Сейчас возможность записи на портале pgu.mos.ru предоставляется только для следующих лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ): городские поликлиники №№ 4, 15, 61, 64, 81, 87, 91, 108, 116, 126, 172, 215, 222, детские городские поликлиники №№ 17, 44, 96, 122, 126, 133 и женская консультация №4. То есть только для 20-ти в марте вместо обещанных 112-ти в январе 2012 г. До апреля, когда электронная запись, как обещано должна заработать во всех 547 поликлиниках Москвы, осталась всего пара дней. Я не знаю - может быть, у господина Ермолаева есть какая-то волшебная палочка или секретное оружие, которые помогут ему не подставить мэра, но мне все-таки кажется, что случится именно это. На новой версии портала госуслуг история с доступом к услуге «Запись на приём к врачу» в точности повторяется. Если пользователь получает эту услугу впервые, то при введении номера полиса обязательного медицинского страхования старого образца (а у меня оказался именно такой, выданный до 1 мая 2011 г.) на шаге 1 система выдаёт сообщение: Произошла ошибка при загрузке списка медицинских учреждений. В базе данных отсутствует информация о медицинских учреждениях, к которым Вы прикреплены. Для регистрации Вашего полиса ОМС обратитесь в регистратуру Вашей поликлиники или по телефону 8-495-539-30-00 . Вообще-то по-хорошему о таких засадах надо предупреждать заранее. Я поинтересовалась у интеллигентного соседа-пенсионера, не довелось ли ему воспользоваться этой замечательной услугой. «Увы, голубушка, не довелось. Попросил внука разобраться, но он не смог и написал там у них в комментах: "Не для людёв штой-то сверстачен ваш партал!" Я с ним согласен». Боюсь, что при таких услугах электронный энтузиазм пожилого поклонника прогресса может бесследно улетучиться. Списки поликлиник, в которые можно записаться на портале http://pgu.mos.ru и на сайтеhttp://mosregistratura.ru, не пересекаются, за единственным исключением городской поликлиники № 126 СЗАО. Но она теперь стала доступна для дистанционной записи к врачу только через портал госуслуг, а на сайте мосрегистратуры возможность записи для нее аннулирована. Получается, что система доступа к данным в официальных профильных онлайн-сервисах, предоставляющих одну и ту же услугу, до сих пор не налажена. А теперь давайте посмотрим, как устроена онлайн-запись на прием к врачу в городских поликлиниках через сайты http://mosregistratura.ru (тж. http://мосрегистратура.рф) и http://www.mosgorzdrav.ru. Кстати, логику разделения доступа через эти сайты мне понять не удалось: к каким-то ЛПУ он возможен через мосрегистратуру, к каким-то - только через мосгорздрав. Как и не удалось понять, почему эту услугу предоставляют в Центральном округе только 2 поликлиники из 20, в Восточном округе 2 из 26, в Южном округе 3 из 30, в Западном округе 2 из 24, в Северо-западном округе 12 из 15, в Юго-западном округе 5 из 28. При этом услуга отсутствует во всех 23-х поликлиниках Северного округа, 4-х Зеленоградского округа, 21-й Северо-восточного округа и 22-х Юго-восточного округа. Получается, что доступ к ней через упомянутые сайты имеется лишь для 26-ти ЛПУ из 213. Как-то прям уж совсем неубедительно… Если проанализировать дизайн интерфейс сайта мосрегистратуры, то ничего, кроме чувства стыда они не вызывают. Так дизайн сайта до крайности примитивный, к тому же в качестве «украшения» выбраны падающие снежинки (автора!!!). Стоимость такого «дизайна» и степень наличия вкуса у разработчика просто стремятся к нулю. Интерфейс работает с применением Java Script (JS), поэтому при отключенном JS в браузере он работать не будет. Ну хорошо, я смогла преодолеть эту проблему, а другие, простые пользователи, которые в технологиях ни бум-бум? Перезагрузки страницы не происходит, кнопка браузера «Назад» не работает. При ошибке приходится начинать поиск нужного учреждения (поликлиники) заново. Режим «hover» также работает с ошибками: подсвечиваются не всегда те кнопки, к которым подводится курсор (ошибка html-верстки). Отклик тоже нестабильный, зачастую имеет место большая задержка, что является прямым следствием качества реализации выбранной JS-навигации. При попытке зарегистрировать полис в базе данных по телефону, который указан на сайте, т.н. специалист call-центра говорит, что регистрация не может быть произведена, т.к. в нужной поликлинике нет этой электронной услуги. Очевидно, что интерфейс взаимодействия клиентов с системой не продуман: он заставляет делать шаги, которые по сути никуда не ведут. Зато автоинформатор не устает говорить, что услуга работает в тестовом режиме и все разговоры записываются. В общем, можно с полным основанием утверждать, что технология, выбранная разработчиками, а также конкретная ее реализация, не соответствует необходимому уровню надежности работы такого социально значимого ресурса. Попытка воспользоваться электронной услугой записи на прием к врачу не менее чем у 95% обратившихся (считая, что обладает услугой всего пара десятков городских поликлиник из более чем двух сотен) может вызвать раздражение и возмущение. А ведь речь идет о больных людях! Отзывы пользователей о работе сервиса можно почитать на форумах:http://mosregistratura.ru/forum//index.p Пришлось выяснять про деньги на сайте Департамента города Москвы по конкурентной политикеhttp://tender.mos.ru. И здесь оказалось очень много интересного. Например, что ЗАО «ЛАНИТ», откуда, как известно, в ДИТ был посажен заместитель Ермолаева Духонин, получило контракт на 295 млн руб. на выполнение НИР и НИОКР по техническому проектированию, разработке и апробации на опытной зоне 1-й очереди Общегородских информационных сервисов здравоохранения ЕМИАС города Москвы. ЗАО КРОК инкорпорейтед на НИР и НИОКР по созданию базовой межведомственной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование Общегородских информационных сервисов в здравоохранении Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) города Москвы 1-й очереди было уплачено в 2011 г. 44,93 млн рублей, а на внедрение компонентов этой самой 1-й очереди в госучреждениях здравоохранения - аж 379 млн. ОАО «Московская телекоммуникационная корпорация» для оказания услуг электросвязи для Департамента здравоохранения города Москвы освоило почти 1 млрд 900 млн рублей. ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», одним из основателей которого является еще один заместитель Ермолаева Белозеров, было осчастливлено контрактом на 42,4 млн рублей на выполнение НИР по научно-методическому обеспечению управления проектом, организации и координации работ по внедрению компонентов пресловутой 1-й очереди. Кроме того, по информации многократно здесь упомянутого В. Макарова (http://open.cnews.ru/news/top/index.shtm Так что на описанный выше пшик в столице потрачено без малого 3 млрд 589 млн руб. из 5,7 млрд. Очень ярко об этом пишет не айтишный журналюга вроде меня, а известный врач и информационщик Никита Шкловский-Корди, возвращаясь с очередной конференции с бравурными презентациями: «Блестящие слайды московского доклада с большим искусством поведали нам, что самый богатый регион сумел за половину срока поправить электропроводку в 10 поликлиниках из 300, закупить 22 тыс. компьютеров с оплаченной поддержкой на три года (95% лежит на складе) и организовать электронную запись к врачам. Но задача записи на прием … по сложности составляет хорошо, если один процент от Интегрированной электронной медицинской карты. Это достигнуто при более чем тысяче работников, огромных дополнительных вложениях и ярком организаторском таланте руководителя» (см.http://club.cnews.ru/blogs/entry/cnews_m И самое печальное в этой ситуации то, что Сергей Семенович Собянин пребывает в полной уверенности, что все его обещания москвичам выполнены - ведь Артем Валерьевич Ермолаев знает к нему подход. Так, например, 23 января 2012 г. мэру продемонстрировали инфомат, с помощью которого осуществляется электронная запись к врачу (см. п. 13 списка обещаний московских властей выше). Представляете? Аж целый один инфомат! Но этого, оказывается, вполне достаточно, чтобы мэр поверил в полный и несокрушимый успех информатизации московского здравоохранения.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11568 |