Потемкинские э-деревни в Москве [3]

История третья: школы

Ну что мне далась эта "социалка"? Можно ведь поговорить о вещах и посерьезнее. Но я хочу задержаться именно на этой теме. Во-первых, потому, что у меня одинокая мама-пенсионерка. Во-вторых, потому, что у меня сын-школьник. В-третьих, потому, что у меня друзья, соседи, родственники и знакомые с кучей разных житейских проблем, которые они любят со мной пообсуждать. В-четвертых, потому, что сама я - наемный работник, и этим все сказано. Да и вообще: тема социальных сервисов интересна в России всем, кто не при власти и не при собственном бизнесе. А поскольку я специализируюсь на информационных технологиях, мне, понятное дело, небезразлична тема их приложения к соцсфере. Особенно в Москве, где я провела всю жизнь и откуда не планирую никуда уезжать.

Так что после детских садиков и поликлиник я решила посмотреть, как технический прогресс проникает в школы. Чем нас осчастливили два уполномоченных органа - Департамент информационных технологий (ДИТ) и Департамент образования (ДО)?

Я узнала, что в середине декабря прошлого года в нашем городе заработала еще одна государственная услуга: электронная система записи детей в школу. По информации, опубликованной на известном мне сайте www.tutoronline.ru (см. http://www.tutoronline.ru/news/jelektronnaja-sistema-zapisi-detej-v-shkolu.aspx), за первые дни работы сервиса в столичные школы были поданы заявления от 29 тысяч семей. Что, безусловно, свидетельствовало о большом к нему интересе.

Другой знакомый мне сайт, "Школы России: отзывы, рейтинги, сообщества", буквально сразу же после запуска этого сервиса разместил новость "Электронная очередь дала сбой" (см.http://www.schoolotzyv.ru/news/119664-zapis). В ней описано несколько неудачных попыток воспользоваться новой услугой. Основные причины - отказ сервера и требование предоставления дополнительных персональных данных, не имеющих отношения к предмету. Одна из родительниц приводит случай, когда завуч школы, что называется, ни сном ни духом не ведала о таком нововведении. Другая мама в форуме прямо заявляет о нарушении Конституции РФ: жители Подмосковья с появлением этого "удобства" лишились возможности встать в очередь в московскую школу.

22 декабря 2011 г. "Московский комсомолец" публикует статью "Как попасть в школу через сеть?" (см.http://www.mk.ru/social/article/2011/12/21/655436-kak-popast-v-shkolu-cherez-set.html) с подзаголовком "Онлайн-запись в учебные заведения дает первые сбои". Здесь перечисляются основные проблемы, портящие людям кровь и подрывающие их веру в светлое информационное будущее. Вот некоторые из них:

  • ближайшая к дому школа появится в списке желаемых автоматически, как ни отбрыкивайся;
  • в списках школ отсутствуют гимназии и спецшколы;
  • ошибки системы;
  • без прописки или паспорта гражданина РФ записаться не получится (тж см. выше);
  • многие родители не желают предоставлять такую личную информацию о себе, как адрес и дата рождения, данные о доходах и социальном положении.

Естественно, как всегда, зазвучали отговорки в духе "система только-только начала работать и недоработки, само собой, будут устраняться", а недовольным мамам и папам порекомендовали обратиться куда бы вы думали? - Конечно в окружную службу информационной поддержки, то есть, как и в описанной мною ранее истории с детскими садиками (http://banshee0206.livejournal.com/566.html), сходить ножками в тот самый ОСИП. А те, у кого нет московской прописки, могут прибегнуть к старому испытанному средству: получить "липовую" временную регистрацию. Но это, как вы понимаете, соответствующие хитроумные граждане делают уже без всяких официальных рекомендаций.

Ну ладно, это было в самом начале. А потом? В конце января уже нынешнего года в статье "Кого запишут в первый класс?" в "Российской газете" (см. http://www.rg.ru/2012/01/31/shkoly-site.html) приведены данные опроса по поводу эффективности системы электронной записи в школу. Положительно ее оценили лишь 14% опрошенных, отрицательно же - 86%. По этой же ссылке можно найти мнения родителей. Среди них нет ни одного даже просто нейтрально-позитивного, не говоря уже о восторженных.

Газета "Звездный бульвар", выходящая в СВАО г. Москвы, в январе же приводит выдержки из ответов О. Поляковой, и.о. замначальника ОСИП (http://www.zbulvar.ru/newspaper/streaks/articles/detail.php?STID=36386), из которых прямо явствует несовершенство системы, вынуждающее людей снова и снова решать свои насущные проблемы в офлайне.
Проблемы функционирования сервиса отражены также в публикации "Электронная запись в школу: есть мнения..." в онлайновом журнале "Первоклассные родители" (см. http://forum.major-magazine.ru/aboutmagazine/statyirybrik/actcons/item/435-дело-техники?-родители-сомневаются-текст-анастасия-ку.html).

Итак, на сегодня существуют две официальные точки доступа к информации о работе системы подачи заявлений на запись в школу в Москве: http://pgu.mos.ru/ и http://www.educom.ru/. Позволю себе собственные комментарии по поводу обеих. Многие значимые ссылки с сайта ДО ведут на портал госуслуг, хотя это неясно из текста ссылок, и открываются в новом окне без предупреждения. По критерию дружественности интерфейса такое считается дурным тоном, а по сути является дезориентирующим фактором.

Инструкция по регистрации на портале государственных услуг и регистрации заявлений о приеме детей в первый класс (см. http://www.educom.ru/ru/official_information/1klass_instruction.pdf) весьма подробна, но открыть ее можно только со страницы http://www.educom.ru/ru/works/allschool/first_class/index.php, а на портале госуслуг, где собственно, и происходит регистрация и подача заявлений на запись в школу, этой возможности нет. При этом на портале госуслуг задумана возможность вызова инструкции на любом шаге регистрации, однако здесь этот документ не столь подробный, как вышеупомянутая полная инструкция, и к тому же нет возможности перемещать блок с инструкцией в пределах экрана, то есть видеть ее одновременно с текущим заполняемым полем регистрации. Обеспечить пользователям такое самоочевидное и элементарное удобство не составило бы разработчикам большого труда.

Еще один исключительно полезный ресурс, а именно "Список московских школ, стабильно обеспечивающих высокий уровень образования, составленный на основании данных независимых экспертов", к которому обозначен доступ по ссылке http://www.educom.ru/ru/official/spisok_school/index.php?sphrase_id=193677, ведет увы, на сбойную страницу.

Судя по нестабильности работы системы, уровень серверной поддержки данной услуги совершенно не достаточен. В раздел "Технические вопросы" отражены и признаются разработчиками технические недоработки. Вот несколько цитат:

Из-за большого количества посетителей доступ к сайту может быть по техническим причинам невозможен или серьезно затруднен. Попробуйте зайти на сайт позже.

Возможно, из-за большого количества посетителей или по техническим причинам возникли проблемы с доступом к информационной системе Департамента образования. Попробуйте заполнить заявление позже.

Данная проблема известна, мы ищем способы для ее решения. Рекомендуем вам попробовать открыть файл в другом браузере (Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera), либо на другом компьютере.

Имеют место нарушения смысловой логики работы системы. Вот один пример из раздела "Заполнение и подача заявлений":

Вопрос: "Я живу в Зеленограде. В поле Дом нет номера моего корпуса".
Ответ: "Введите в поле Улица слово "Зеленоград", и тогда все корпуса отобразятся в поле Дом".

Не предусмотрены все возможные ситуации, связанные с документами для электронной регистрации, что влечет за собой невозможность подачи заявления через систему для некоторых пользователей. Еще один пример из этого же раздела:

Вопрос: "Свидетельство о рождении ребёнка - не российского образца, как зарегистрировать заявку"?
Ответ: "Регистрация детей в школу на портале возможна только с документами российского образца. Обратитесь в ОСИП".

Что же получается: через ОСИП с таким документом записать ребенка в школу можно, а через интернет нельзя?

Кроме того, система не предоставляет данных о количестве и порядке уже зарегистрированных заявлений по конкретным школам на текущий момент времени. А сокрытие этой информации от общественного контроля может провоцировать злоупотребления со стороны школ и вызывать недоверие к системе электронной регистрации заявлений со стороны родителей.

Примеры можно множить.

Вообще здесь, как и во всем, к чему прикасается ермолаевский ДИТ, вопиет о спешке, непродуманности, незнании потребностей и проблем живых людей и безразличии к ним. Главное - запустить сервис, бравурно отчитаться перед начальством и "прокукарекать" в СМИ о внедрении. Заниматься задолго до его публичного старта какими-то там "юзкейсами" (то есть изучать и раскладывать по полочкам возможные варианты поведения различных категорий пользователей), обстоятельным проектированием системы и другими вещами, без которых ничего путного у разработчиков никогда не выйдет, в очередной раз никому не пришло в голову. Такое впечатление, что делалось все, как обычно «на коленке» и по дешевке. Если бы не одно но: на электронные сервисы в сфере образования были выделены очень серьезные бюджетные средства.

26 сентября 2011 г. был объявлен конкурс на "Выполнение НИР и НИОКР по обеспечению перевода государственных услуг в сфере образования в электронный вид". Выиграло конкурс "ОАО Электронная Москва" (в которой руководитель ДИТ Ермолаев А.В. является председателем совета директоров) и получило на эту работу нешуточную сумму в 109 000 000 рублей для реализации не позднее 31 марта 2012 г. 5-ти государственных услуг в сфере образования в электронном виде: зачисление в детский сад, зачисление в школу, зачисление в профтех, электронный журнал/дневник, информация о результатах ЕГЭ (http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/order_document_list_info/show?notificationId=1839748).

А 29 сентября 2011 г. был объявлен еще один конкурс: "Выполнение НИР по разработке методического обеспечения процессов исполнения мероприятий Плана работ по информатизации города Москвы на 2011 год и его апробация в части проектов в сфере образования". За полученные из госбюджета 14 950 000 руб. выигравшее этот конкурс ЗАО "ПМ Эксперт", входящее в Группу "Армада".

За почти 4 млн долларов победители, как мне кажется, уж как-нибудь должны были бы обеспечить хорошую работу этого и других образовательных э-сервисов. Только этого не случилось - несмотря на факт успешного "освоения" означенных бюджетных средств. Уже прошло 31 марта, когда все 5 сервисов должны были горделиво красоваться на портале госуслуг, только там за ДО сиротливо числится одна-единственная электронная услуга: предоставление информации о результатах ГИА или ЕГЭ. Про то, как и где "работают" две другие услуги (зачисление в детский сад и в школу), я уже писала выше и ранее. А что же "электронный журнал/дневник"?

Я поговорила с несколькими людьми, хорошо знающими ситуацию. Среди них нашелся тот, кто сохранил в своих архивах ссылку, по которой можно найти материалы открытого конкурса октября 2010 г. на право заключения госконтракта на выполнение НИР и НИОКР по теме: "Разработка электронных сервисов и услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта на базе существующих информационных ресурсов и систем": http://tender.mos.ru/torgi/ShowTender.aspx?tender=248504. Просто так теперь эти материалы на сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике не смог бы найти уже никто. Этот конкурс выиграло ЗАО "АРМАДА СОФТ" из той же самой Группы "Армада" с конкурсным предложением 90 725 000 руб. против объявленных 95 500 000 руб.

Так вот из образовательных услуг данный победитель тоже должен был обеспечить "Электронный журнал/электронный дневник", а также "Запись на факультативные (дополнительные) занятия в школах" и "Зачисление детей в учреждения дополнительного образования спортивной направленности". Но на середину апреля 2012 г. первых двух сервисов на портале госуслуг как не было, так и нет. Есть только последний. Поскольку здесь я пишу только о школах, я не буду углубляться в то, до какой степени реализована каждая из четырех десятков услуг, за которую были заплачены эти поистине немалые деньги (еще почти 3 млн долларов!). Если сличить техническую документацию к конкурсу и перечень имеющихся сервисов на портале госуслуг, то можно убедиться, что обязательства, мягко говоря, недовыполнены. Что не помешало господину Ермолаеву закрыть "Армаде" акты за работу. Не знаю, уместна ли тут моя очередная злопыхательская ирония относительно кристальной честности означенного должностного лица и одного из победителей тендера.

Интересно, что в июле 2011 года в своем интервью РИА Новости (http://ria.ru/moscow/20110719/404102251.html) этот чиновник заявил: "Мы планируем обеспечить школы электронными журналами и дневниками в течение 2012 года, но активно развивать это направление начнем уже в этом году". Он добавил, что "как только школьнику поставят оценку, он узнает о ней либо по SMS, либо по электронной почте". А где же полноценный электронный дневник, на который ушла часть денег из тех 90 миллионов, заплаченных "Армаде"? Где же дневник, который могут посмотреть родители, а не просто какие-то сообщения на телефон или в почту самому ученику?

И как быть с заявлением заммэра Ольги Голодец, сделанном в июне 2011 г. (см.http://www.molnet.ru/mos/ru/n_9/o_26480): Она рассказала, что у всех школ стоит задача перехода с 2012 года в новое информационное пространство. "Это электронные дневники, электронные портфолио, а также ведение дистанционных уроков". Где все это?

А ведь еще задолго до всей этой "ермолаевщины" в Москве Информационно-аналитическим центром Департамента образования была создана и работала "Городская Школьная Информационная Система" в которой эта функциональность была (http://schoolinfo.educom.ru), и пользовались ею 1208 школ и более 640 тыс. пользователей. Естественно, удобнее сделать вид, что все сделанное "до" попросту не существует (ну или никуда не годится - а судьи кто?), заказать все заново и отнюдь не во всем добиться хоть какого-то результата.

Но услуга "Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости", причем абсолютно бесплатная, в России все-таки есть! Она успешно работает через единую образовательную сеть "Дневник.ру" по адресу: http://dnevnik.ru/. Поэтому часть московских школ и гимназий, не дождавшись выполнения ермолаевских посулов, просто присоединились к другим школам России и стали использовать этот доступный для всех сервис.

И еще один сюжет, на этот раз "железный". Традиционно, с 90-х годов, в московских школах были сильны позиции техники Apple, несмотря на то, что эксперты неоднократно обращали внимание на их неоправданную дороговизну при сопоставимых возможностях с более дешевыми PC (см.http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/08/11/450838). Поставки таких компьютеров по большинству тендеров осуществляли компании, родственные группе "Ланит". В конце 2010 г. А. Ермолаев, заняв пост главного московского информатизатора, заявил, что "Москва не может пойти по пути "омакбучивания" всех школ хотя бы потому, что это потребует 3-4 млрд руб., которых у нас просто нет". Однако в конце июня 2011 г. одним из заместителей Ермолаева стал Е. Духонин, до этого с 1998 г. работавший в "Ланите", и уже в ноябре 2011 г. состоялся аукцион на поставку компьютеров для начальных классов московских школ, который завершился победой "Ланита", поставившего именно "маки". И, кстати, снизившего начальную цену аукциона с 401 млн руб. всего-навсего до 397 млн руб. (см.http://iworker.ru/opinion/company/417412).

Чуть позже прошел второй, уже гораздо более масштабный аукцион, тоже на поставку компьютеров для начальных классов московских школ. И победил в нем также поставщик техники Apple - компания "ДПИ-Проекты", входящая в сакраментальную группу "Ланит". Начальная максимальная цена аукциона составляла 1,44 млрд руб., а "ДПИ-Проекты" снизили цену контракта на 22% - до 1,12 млрд руб. В ДИТ заверили, что Духонин к данным конкурсам отношения, разумеется, не имел.

Так что наш удельный э-князек - воистину хозяин своего слова: как дал, так назад и взял.

При этом, как показывает опыт такого российского региона, как Татарстан, школьники вполне могут прожить и без Apple - при всем моем трепетном уважении к этой технике. "Компьютеризация начальных классов на сегодняшний день полностью закончена", рассказал CNews в конце августа 2011 г. министр информатизации и связи республики Татарстан Н. Никифоров. "Всего поставлено 6360 ПК в 53 школы. В каждой их них оборудовано 4 мобильных класса, по 30 компьютеров в мобильной тележке. Это техника локальной сборки компании ICL-КПО ВС" (см. http://zoom.cnews.ru/news/item/453199). Так что Татарстану просто больше повезло, чем Москве: его молодой "электронный" министр, как представляется многим, оказался настоящим государственным человеком, занимающимся делом, а не распилами.

Заканчивая этот очередной невеселый разговор, задаю уже ставшие привычными вопросы:

  • Если те сервисы, о которых здесь написано, работают так, как они работают (или не работают вовсе), то на что были потрачены сотня с четвертью миллионов рублей, отданных москвичами на улучшение качества их жизни?
  • И если нет мало-мальски серьезного обучающего мультимедийного контента, то зачем были потрачены более полутора миллиардов рублей на компьютеры Apple для начальных классов московских школ?

Для меня ответ на оба эти вопроса совершенно очевиден: на улучшение качества жизни самого господина Ермолаева, а также его присных и продвигавшего его лобби.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11567