Потемкинские э-деревни в Москве [5]
История пятая: универсальная электронная карта Мой новый сюжет опять связан с "социальным блоком" - с тем, что призвано улучшать и облегчать жизнь людей. Разговор об электронных картах в контексте бурной деятельности по информатизации города представляется мне вполне логичным и своевременным, ибо всем россиянам (и, разумеется, москвичам) уже обещано, что рано или поздно начнется выдача так называемых универсальных электронных карт. Что значит "рано или поздно"? А вот то и значит, что когда-нибудь мы все, ну или хотя бы те из нас, кто проявит такое желание, получат по кусочку пластика, который будет служить нам электронным паспортом, пенсионным и иным удостоверением, ну и средством получения всяких-разных услуг, включая государственные. Изучив ряд источников, посвященных вопросам внедрения данного полезного явления в нашу повседневную жизнь, я, признаться, так и не сделала для себя четкого и однозначного вывода, когда же будет нам это счастье. Например, из презентаций ответственных лиц федеральной уполномоченной организации, а именно ОАО "Универсальная электронная карта", сделанных в феврале этого года (см. слайды, посвященные статусу проекта, на http://www.gosbook.ru/node/49786 иhttp://www.gosbook.ru/sites/default/modu При этом из нескольких публикаций, в частности А. Погодина "УЭК: Будем учиться на чужих ошибках?" (http://www.gosbook.ru/node/6968) и последовавшей за ней бурной дискуссии, Ф. Батуро "Хроники пикирующего проекта" (http://www.gosbook.ru/node/36396), Н. Кутузова "Выдачу универсальных электронных карт в России отложили на год" (http://www.gosbook.ru/node/39452) с дальнейшим обсуждением на Госбуке, В. Нантая "Универсальная карта перенеслась в будущее" в "Коммерсанте" (http://www.kommersant.ru/doc/1809517), А. Вахламовой "За универсальную карту придется заплатить" в "Известиях" (http://izvestia.ru/news/498416), С Добриднюка "Когда на руках выигрышные карты, следует играть честно.." (http://tri-botinka.livejournal.com/31241.h Позволю себе привести выдержку из последнего упомянутого мной материала, загасившую в моей душе последние искры надежды на близкое светлое будущее УЭКа: "Переносятся сроки и по 210-ФЗ. 7 ноября 2011 г. Госдума приняла поправки к закону "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предполагающие, что выдача универсальных электронных карт (УЭК) по заявлениям граждан начнется не с 2012 г., а с 2013 г. Основная проблема - к полномасштабному запуску не готова система межведомственного взаимодействия (СМЭВ) электронного правительства, без которой невозможно дистанционное оказание населению услуг. Это стало понятно еще летом, когда сроки запуска системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ), который курирует Минкомсвязь и Ростелеком, решено было перенести на федеральном уровне с 1 июля на 1 октября, а на региональном и муниципальном уровнях - и вовсе на 1 июня 2012 г. Сначала предполагалось, что универсальные электронные карты будут запущены с "неполным функционалом". Однако впоследствии оказалось, что степень неполноты такова, что универсальная карта ничем не будет отличаться от обычной банковской карты. А это уже не интересно никому". Ладно, это все про федералов. А что же моя родная Москва? Здесь народ уже больше десяти лет пользуется так называемой "социальной картой москвича" (СКМ). Ее заводят для получения единовременных денежных выплат из бюджета при рождении ребенка и для приобретения товаров и услуг со скидкой в некоторых торговых, аптечных и иных точках (например, АЗС, химчистках или сервисах по ремонту бытовой техники), заключивших соответствующий договор с городом. На эту карту можно перечислять стипендии, субсидии и даже собственные средства. С ее помощью возможны получение кредитов, бесплатный проезд на транспорте (для определенных категорий населения), безналичная оплата товаров и услуг, оплата ЖКУ и другие вещи. Функционирование карты регулируется "Положением о социальной карте", утвержденным Постановление Правительства Москвы от 06.08.2002 № 602-ПП. Идея создания соцкарты в столице восходит аж к началу 1998 г, когда стартовал проект "Карта москвича". Деньги из городского бюджета на реализацию проекта соцкарты стали выделяться по городской целевой программе "Электронная Москва" с 2003 г. В 2007 г. масштабы проекта уже позволяли ставить вопрос об отдельной ГЦП по соцкарте, в связи с чем была разработана и практически согласована ее концепция. Не хватало лишь подписи тогдашнего начальника Управления информатизации города Москвы А. Михайлова. Он решил, что развитие этого проекта вообще нецелесообразно, написал соответствующее письмо мэру Ю. Лужкову и получил его резолюцию: "Согласен". Так что до 2010 г. проект продолжал финансироваться из "Электронной Москвы". С 2011 г. из бюджета города на информатизацию просто оплачивается эмиссия карт и поддержка некоторых необходимых элементов инфраструктуры. В государственной программе города Москвы "Информационный город (2012-2016 гг.)", утвержденной постановлением правительства Москвы от 09.08.11 № 349-ПП (http://www.dit.mos.ru/legislation/lawact Уже за полгода до утверждения новой программы начинается активная работа по созданию универсальной электронной карты москвича. Как сообщает ПРАЙМ-ТАСС (http://www.1prime.ru/news/0/%7B7616A15E-1 28 февраля 2011 г. проходит заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России (http://kremlin.ru/news/10453), на котором президент страны обозначает ряд задач на ближайшую перспективу: завершить разработку нормативно-правовой базы, развернуть инфраструктуру, необходимую для использования универсальной карты, синхронизировать процедуры межведомственного взаимодействия, просчитать экономику проекта. Он поручает главам регионов подключить информационные системы органов власти субъектов РФ и организаций, оказывающих госуслуги, к "единой системе межведомственного электронного взаимодействия" и обеспечить совместимость соответствующих протоколов и технических решений к 1 июля 2011 г. А к концу 2011 года в регионах должны быть созданы базы данных, основываясь на которых будет производиться выпуск карт. Он также не забыл про стимулирование граждан к пользованию УЭК. Мэр Москвы С. Собянин, продемонстрировав президенту до заседания Комиссии, как работает в Москве СКМ, назвав ее "одним из наиболее продвинутых региональных проектов", заявил о том, что надо двигаться к следующему рубежу. Он уточнил: "Необходимо получить фотографии в электронном виде всех жителей Москвы… Второе - это сама схема получения заявлений… Необходимо подготовить инфраструктуру выпуска… Третье - это периферийные устройства … на транспорте, в учреждениях здравоохранения, образования и т.д. Ну и нормативная база". Вот те задачи, которые поставили в связи с универсальной электронной картой руководители страны и ее столицы. Давайте теперь посмотрим, что же сделано. В Москве, естественно, - на большее мы не замахиваемся. Принят Закон города Москвы № 8 от 09.03.2011 "Об универсальной электронной карте" (http://mos.ru/documents/document.php?id_ Не знаю, как у вас, но у меня в очередной раз крыша заколыхалась. Зачем "урегулировать" то, что надо просто исполнять? Видно, кто-то очень умный убедил руководство города, что этот местный закон надо всенепременно принять. Естественно, для того чтобы произвести впечатление региона, который всегда "впереди, на лихом коне". Тут и к гадалке не ходи. И нам отлично известно, кто не вылезает из приемной мэра, лоббируя свои инициативы как самые передовые и заслуживающие самого щедрого финансирования. Это, разумеется, господин Ермолаев. Для полноты картины рекомендую читающим эти строки ознакомиться с заключением общественной экспертизы одобренного в первом чтении проект закона об УЭК, подписанным 2 марта 2011 г. и опубликованным на сайте "Народного интереса": http://narodinteres.ru/universalnaya-ele Теперь о внедрении УЭК в городе. 15 февраля 2011 г. в своем интервью РИА Новости (http://ria.ru/moscow/20110215/334451176.h В публикации CNews, о которой речь шла выше, приводятся следующие слова А. Ермолаева: "Мы договорились, что будем двигаться в одну сторону, и что московская карта будет соответствовать стандарту УЭК. Вместе с тем достигнута договоренность, что в случае, если принятие регламентирующих документов значительно затянется, то Москва будет создавать карту самостоятельно, с обязательством позже подстроиться под федеральные правила, когда те будут утверждены". И теперь я, налогоплательщик, хочу задать вопрос чиновнику, располагающему правом тратить мои деньги: "Кому и зачем нужна эта спешка? Зачем делать (за мои деньги) новую карту при вовсе не плохо работающей старой, а потом все равно ее переделывать (за следующие мои деньги)?" Сограждане москвичи, вам оно надо? Вам надо за деньги, которые могли пойти на что-то более полезное для всех нас, тешить тщеславие свалившегося нам на голову Ермолаева? По информации из надежных источников, когда А. Ермолаев припожаловал в Москву в конце 2010 г., он однозначно заявил о своем намерении закрыть соцкарту и заменить ее на УЭК. Но когда он понял, что сделать это наскоком нереально, он втянул язык. Особенно после того как на одном из первых обсуждений этой темы в Мосгордуме ему в лоб было сказано, что лучше было бы принять закон о социальной карте, а А. Ракова подтвердила, что эта карта уничтожена не будет. И по сей день отчитаться ни перед населением, ни перед начальством ничем, кроме соцкарты, наш "форейтор прогресса" не может. Самая главная проблема с УЭК сегодня - это нерешенность инфраструктурных проблем: та инфраструктура, что была создана раньше, с УЭКом работать не будет. Ее надо серьезно перестраивать, но что конкретно делать, никто толком не знает. Больным вопросом остается и безопасность - вопрос которой по соцкарте был успешно и однозначно решен. А сейчас говорят о суперкриптозащите, которая должна сделать УЭК существенно дороже соцкарты. И еще: СКМ служит не менее 5 лет, а те, которые сейчас выпускаются в экспериментальном порядке как прототип УЭК, служат максимум год. Так что социальная карта в Москве продолжает работать и эмитироваться, а срок вступления в силу УЭК перенесен. Однако в 2011 году на УЭК потрачены весьма и весьма внушительные суммы. Давайте полюбопытствуем, какие и на что. 7 июня 2011 г. был объявлен конкурс на "Оказание услуг по организации информационно-справочной службы Универсальная электронная карта для жителей города Москвы (услуги call-центра)" (смhttp://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/o Еще один конкурс: 15 июля 2011 на "Выполнение НИР по разработке нормативно-методических и информационно-аналитических материалов в рамках организации выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт в городе Москве" (http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/o 26 июля 2011 г. объявляется следующий конкурс: на "Выполнение НИР и НИОКР по созданию информационной системы приема заявлений и выдачи УЭК (1-я очередь)" (http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/o Пойдем дальше. 3 августа 2011 г. объявляется очередной конкурс на "Выполнение НИР и НИОКР по созданию информационной системы УОС для межведомственного взаимодействия с эмитентами приложений и операторами областей данных УЭК, провайдерами и порталами государственных услуг (1-я очередь)" (http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/o В этот же день еще один шедевр: конкурс на "Выполнение НИР и НИОКР по созданию системы управления приложениями и регионального социального приложения УЭК (1-я очередь)" (http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/o 3-го же августа: конкурс на "Выполнение НИР и НИОКР по созданию информационной системы трансляции контента для оказания услуг владельцам УЭК (1-я очередь)" (http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/o 18 августа 2011 г.: конкурс на "Выполнение НИР по формированию базы знаний, информационно-аналитических и нормативно-методических материалов в рамках создания информационно-справочной службы "Универсальная электронная карта" для жителей города Москвы" (http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/o 13 октября 2011 г.: конкурс на "Выполнение работ по внедрению и адаптации программного обеспечения информационной системы нефинансового процессинга УЭК" (http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/o 15 октября 2011 г.: конкурс на "Выполнение НИР и НИОКР по созданию регионального единого транспортного приложения УЭК (1-я очередь)" (http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/o Деньги на изготовление СКМ мы здесь не обсуждаем и в расчет не включаем, т.к. это сейчас неизбежные и нужные расходы. А вот все остальное - просто "спилили". Жирный такой кусок в 308 694 320 рубликов! Хотя, думаю, что это далеко не все: по некоторым сведениям, в Москве на УЭК уже "освоено" не меньше миллиарда рублей. Но ни на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (sic!), ни на сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике подтверждения этому нет. Только и названной суммы достаточно для того чтобы понять, что ребятки нормально пошустрили. В общем-то, практически всю эту сумму можно отнести к "нецелевому расходованию бюджетных средств", т.к. УЭК - это дело не региона, а федерального центра. По крайней мере, на данном этапе. Хорошо что это были не 2 млрд, о которых в порыве энтузиазма, подогретого, как мне почему-то кажется, именно Ермолаевым, говорил наш мэр. Что касается "терок" и "разводок" по конкурсам, так эту информацию с моими связями получить легче легкого. Она быстро растекается из дырявого корыта под названием "ДИТовский госзаказ" по рынку, и остановить ее невозможно. Ведь конкурсную документацию пишут и на конкурсные процедуры с кипами бумаг ходят не первые лица, которые хоть понаслышке знают, что такое "омерта", а рядовые исполнители, до которых никакие мало-мальски приличные деньги просто не доходят. Чего им молчать-то? À propos, в 2012 г. по УЭК пока не состоялось ни одного конкурса. Был объявлен один - на выполнение работ по обеспечению выпуска универсальных электронных карт в 2012 г. (http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/o
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11565 |