Как российские предприниматели организуют работу в удаленном режиме
Екатерина Суворова
Российский рынок мобильных приложений в России пока в начальной стадии развития - отчасти потому, что их крупнейшие потенциальные пользователи, большие компании, часто еще только задумываются о внедрении мобильных приложений среди сотрудников. Впрочем, есть и удачные исключения. Наиболее продвинутыми по этой части являются крупные банки, телекоммуникационные и IT-компании В 2013 г. доля «мобильных» сотрудников - работающих удаленно - в целом по миру составит 35%, подсчитала IBM. Самые передовые компании - из США и Японии, но и Россия «движется в этом направлении», считает вице-президент и директор департамента продуктов для мобильных платформ ABBYY Екатерина Солнцева. Отдельные компании в России уже предоставляют клиентам и сотрудникам мобильный доступ к внешним и внутренним сервисам, говорит руководитель направления инфраструктурных программных решений КРОК Игорь Малышев. «Ведомости» попытались выяснить, много ли таких компаний Рабочая дистанцияСамое убедительное свидетельство того, что подвижки есть, - многие сотрудники стихийно, не спрашивая ни у кого разрешения, начинают использовать собственные устройства в корпоративных целях, говорит руководитель направления мобильных решений SAP Павел Деверилин. Пока это выглядит «примитивно»: люди в удаленном режиме пользуются корпоративной почтой, работают с файлами, отчетами и т. д., но важно уже то, что мобильные технологии востребованы, отмечает он. Понятие «рабочее пространство» изменяется: новое поколение сотрудников работает эффективнее, сочетая рабочее время с личным, говорит руководитель направления IBM в России и СНГ Андрей Акулов. Аргумент «не в офисе» ушел в прошлый век: корпоративные системы становятся доступны отовсюду. Cуществует два типа мобилизации сотрудников, рассказывает Деверилин. Первый работает на предприятиях, чей бизнес связан с распределенными структурами. Типичный пример - производители товаров народного потребления, распространяющие их через широкую сеть торговых представителей. Сбор заказов, мерчендайзинг, продажи с колес, доставку заказов удобно выполнять, имея под рукой мобильное устройство. Например, в службе экспресс-доставки UPS все курьеры оснащены устройством DIAD 3, рассказывает представитель российского офиса компании. Это подобие планшетного компьютера, куда курьер ежедневно вносит данные о начале рабочего дня, исполненных работах, об оплате клиентом; заодно в этом устройстве есть база данных по улицам и т. п. Производитель планшета -Motorola, а ПО разработала сама UPS. Второй тип - офисная мобилизация доступа к корпоративным информационным системам, перенос части функций и бизнес-процессов на мобильное устройство (workflow), говорит Деверилин. Например, в «РАО ЕЭС Востока» создан информационно-аналитический комплекс, оповещающий сотрудников, а в ряде случаев и Минэнерго о различных инцидентах. Рассылка сообщений проводится разными способами - в зависимости от критичности инцидента, говорит начальник пресс-центра энергокомпании Надежда Рукина: чаще всего используется sms-оповещение, а для рассылки итоговых рапортов или информации о сбоях, не влекущих серьезных последствий, - электронная почта. Самые передовыеПодобные системы информирования работают и в МТС. Например, чтобы специалисты, отвечающие за качество связи, могли оперативно реагировать на технические изменения параметров работы сети, разработана специальная платформа sms-оповещений, рассказывает представитель МТС. Разумеется, практически все сотрудники МТС имеют доступ с мобильника к корпоративной почте и сетевым ресурсам компании, чтобы «при необходимости решать рабочие вопросы удаленно». У всех сотрудников Microsoft гибкий график, который допускает удаленную работу по договоренности с руководителем, рассказывает руководитель экспертной группы Microsoft в России Владимир Габриель. Наиболее популярное в компании приложение для смартфонов - это Office Mobile, позволяющее использовать привычные инструменты Office 2010 на устройствах с системой Windows Phone 7 и обеспечивающее постоянный доступ к рабочей почте и документам. Часто используется и система Microsoft Lync для телефона, дающая возможность дистанционно участвовать во встречах. Похожую систему использует и КРОК, она объединяет IP-телефонию, мгновенные сообщения и обмен данными, причем все эти функции доступны удаленно, говорит директор по IT компании Алексей Павленко. Кроме того, сотрудники КРОКа могут с помощью коммуникатора или планшета удаленно работать с почтой, календарем, документами и даже бизнес-процессами в системе Business Performance Management (BPM), добавляет он. В прошлом году 100 000 сотрудников IBM подключили личные карманные устройства к внутренним сетям корпорации, к концу 2012 г. такую возможность получат еще 100 000, рассказывает Акулов. Доступ к e-mail, контактам и календарю предоставляется с помощью системы IBM Lotus Traveler, а защитить данные от внешнего взлома помогает применение VPN и аутентификации. В будущем IBM планирует внедрить инструменты, позволяющие дистанционно удалять данные с потерянных или похищенных устройств. Все необходимые для работы приложения сотрудники IBM могут скачивать из внутреннего «супермаркета» WhirlWind, созданного IBM в конце 2010 г. В «Яндексе» разработана целая программа для сотрудников - «Мобилизация». Подключиться к ней может любой сотрудник, участвующий в разработке и продвижении продуктов, рассказывает сотрудник пресс-службы компании. Участникам программы бесплатно выдаются современные смартфоны (можно выбирать из нескольких моделей) и оплачивается мобильный интернет-доступ. После этого они могут безотрывно участвовать во внутренних бета-тестированиях мобильных продуктов «Яндекса», экспериментах, обмениваться впечатлениями и идеями и т. п. Сейчас у этой программы около 2000 участников, от которых приходит несколько сотен отзывов и баг-репортов в неделю, говорит представитель «Яндекса». Планшет обязываетАбсолютное большинство топ-менеджеров крупных компаний уже обзавелись планшетными компьютерами. Следующий шаг - интеграция в эти устройства систем мониторинга ключевых показателей, позволяющая менеджерам вовремя утверждать документы и принимать решения, не будучи привязанными к офису, говорит Акулов из IBM. Многие крупные компании уже внедряют так называемые«мобильные рабочие места руководителей», соглашается Деверилин. SAP, по его словам, создала несколько прототипов таких решений для iPad. Только в конце 2011 г. компания выпустила 28 готовых мобильных приложений «для самых разных отраслей бизнеса». Например, приложения, работающие на iPad, доступны менеджерам среднего и высшего уровня Сбербанка, рассказывает источник в банке. Это, в частности, система электронного офисного документооборота, а также приложение, показывающее в режиме реального времени отчетность, текущие финансовые показатели банка и т. п. А в «Банке24.ру» практически все сотрудники уже работают в формате «web 2.0» и имеют доступ к основным корпоративным программам с личных гаджетов - телефонов, iPad и т. д., говорит начальник отдела маркетинга банка Светлана Кузьменко. На Западе мобильные корпоративные разработки активно внедряют еще и страховые компании, в России же - в основном банки, замечает Солнцева из ABBYY. Один из крупнейших банков России сейчас внедряет систему управления инспекторами, которые следят за состоянием отделений кредитной организации, приводит пример Деверилин. Этот же банк внедряет систему управления сотрудниками, отвечающими за ремонт и обслуживание банкоматов: рабочие задания будут поступать им прямо на мобильные устройства. Не вполне безопасноПроблема в том, что рынок систем мобильного доступа еще недостаточно развит с точки зрения безопасности. «Доскональная проверка приложений перед установкой на смартфон может быть затруднена, особенно при отсутствии централизованного репозитория разрабатываемых приложений либо без внесения модификаций в операционную систему смартфона», - указывает заместитель гендиректора компании «Андэк» (разработчик решений в области информбезопасности) Павел Ложкин. Так что вместе с приложением пользователь иногда рискует скачать еще и вирус, заключает он. Известны случаи кражи средств со счетов клиентов в мобильных финансовых приложениях, но существуют и другие угрозы, рассказывает представитель Rainbow Security. Через мобильные приложения хакеры легко заражают пользователей различными вредоносными программами. Наиболее распространенный способ - это атаки с помощью троянских программ, замаскированных под легитимные приложения. Впрочем, наиболее уязвимыми, по его словам, являются приложения для социальных сетей, которыми сотрудники корпораций пользуются редко. Вдобавок оснащение всего персонала мобильными устройствами - недешевое удовольствие. А в России отсутствует серьезный опыт внедрения и защиты подобных устройств, напоминает партнер AT Consulting Андрей Гуманов, поэтому крупные компании пока и не спешат с массовой мобилизацией сотрудников. Переход на мобильную работу требует от компании определенной степени зрелости, согласен Павленко из КРОКа, но практика показывает, что мобильный офис - эффективная модель и затраты на ее организацию оправдывают себя.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11481 |