ИТ-проекты в госсекторе: на переднем краю модернизации

Антон Хавторин

В 2009-2010 г. рынок крупных ИТ-проектов в России на общем кризисном фоне выглядел достойно и приблизился к показателям предыдущего периода. По прогнозам, рост отрасли в 2011-2012 гг. будет составлять до 10% в год. При этом в 2010 г. из двадцати крупнейших ИТ-проектов семь (более трети) были реализованы по заказам госструктур. Это, без сомнения, является лучшей иллюстрацией того, что модернизация деятельности государственных органов в нашей стране идет высокими темпами и затрагивает все уровни - от центрального до регионального.

Казначейство - системный подход к автоматизации

Своего рода "притчей во языцех" стал проект автоматизации Федерального казначейства (ФК), который должен был сформировать технологическую базу для реформирования бюджетной системы РФ.

К 2005 г., как и во многих структурах федерального уровня, в казначействе России сложилась "кусочно-лоскутная" автоматизации основных функций. Типовые процессы работы в территориальных управлениях поддерживались более чем девятью разнородными системами. При этом в рамках реформирования бюджетной системы РФ стояла задача перевода с января 2006 г. на кассовое обслуживание в органы ФК бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Для этого было принято решение обеспечить переход ФК на одну из данных информационных систем с ее одновременной доработкой к указанным срокам. В итоге за 7 месяцев доработанная система была тиражирована во всех точках на территории РФ.

Помимо очевидных преимуществ от унификации системы дополнительно была проведена подготовка структуры к полномасштабному переходу на продукты совершенно другого уровня: вместо полностью распределенной на более чем 2200 установки ФК должно перейти к технологии работы на 83-х установках системы, централизованных на уровне регионов.

В декабре 2005 г. после победы в открытом двухэтапном тендере, проводимом по правилам Мирового Банка, корпорация Oracle заключила контракт на автоматизацию деятельности Федерального казначейства на базе комплекса, в основе которого лежат система Oracle E-Bussiness Suite и решение для фронт-офиса - система управления финансовым документооборотом (СУФД). Oracle в партнерстве с российскими подрядчиками покрывали весь спектр требуемых работ - от вопросов безопасности и доработки системы до ее внедрения и сопровождения на всей территории РФ.

Контроль над качеством проекта был возложен на Всемирный Банк (МБРР), в задачи которого входят надзор за подготовкой технических требований и соблюдением контрактных процедур, а также привнесение лучших практик по реализации проектов такого масштаба.

Проект стартовал в январе 2006 г. и выполнялся в три этапа: дизайн и разработка системы, внедрение в пилотных регионах и тиражирование на всей территории страны. Одним из основных первоначальных условий внедрения была обязательная "заморозка системы": мораторий на внесение изменений после приемки системы в рамках первого этапа вплоть до конца тиражирования.

Подготовительный этап: Проектирование сложных систем первично, НПА должны быть результатом проектирования

Однако жизнь диктует свои условия: основные изменения нормативно-правовых актов стали поступать только в конце 2006 г. Это осложнило процесс разработки системы, который решено было проводить итерационно, за счет регулярных показов. В итоге, после 15-ти циклов, система была готова к приемочному тестированию. Однако и в ходе этого процесса выяснилась необходимость сделать очередные изменения, поскольку вышла новая редакция НПА. Это повлияло на сроки реализации проекта, и пилотное внедрение системы началось только в 2008 г.

Первоначально в состав пилотных объектов входили три региона: Самара, Саратов и Ульяновск, где внедрения должны были проходить параллельно. Однако стало очевидным, что условие по "заморозке" системы невыполнимо, поскольку изменения НПА продолжали поступать. Было ясно, что это будет происходить на протяжении всего внедрения, вплоть до последнего региона.

В связи со сложившейся ситуацией было принято решение провести пилотное внедрение в два этапа: сначала осуществить его в одном регионе, дорабатывая систему в условиях поступающих уточнений НПА, и уже с учетом этих результатов внедрять в других регионах.

Кроме того, внедрение столкнулось еще с одной проблемой. В наследуемых системах казначейства за счет гибких настроек пользователи могли вводить различные наборы данных, и уровень их чистоты для новой системы был низким. Внедряемое решение требовало строгого контроля над вводом информации и соблюдения процедур выполнения операций. Проблемы с переносом "грязных" данных привели к тому, что заметную часть миграции первоначально пришлось делать практически вручную, параллельно создавая новые механизмы миграции. Первых существенных результатов на пилоте в Саратовской области удалось достигнуть к концу 3-го квартала 2008 г.: были проведены первые тестовые дни на реальных данных. Ко всему прочему с 01.01.2009 г. вступали в силу новые изменения бюджетного кодекса, и их нужно было реализовывать в системе. В совокупности все эти факторы привели к необходимости сдвига срока внедрения пилотных объектов - на начало 2009 г.

В это же время было принято решение о начале еще нескольких пилотных проектов: во Владимире - с целью отработки технологии тиражирования на другой аппаратно-программной платформе, в Туле - отрабатывалась критически важная технология перехода с середины года.

В результате совместной работы команды казначейства и исполнителя система была доработана, внедрены технологии тиражирования для запуска регионов с конца года и в его середине с учетом постоянно изменяющейся системы, а также технологии тиражирования на разные аппаратные платформы.

Тираж: от методик к конвейеру

По словам Дениса Смирнова, руководителя проекта со стороны компании Oracle, к концу 2006 г. число баз данных во всех органах ФК достигало более 7 тыс. В результате внедрения системы их количество должно было стать равным количеству регионов - 83. Поэтому миграции и постоянному усовершенствованию ее механизмов придавалось большое значение. Сама же технология тиражирования была "разложена по полочкам" и насчитывала более 1 тыс. проектных активностей. Каждый специалист (а их было более 500) точно знал, что делать. Фактически была создана колоссальная база знаний, где учтено всё вплоть до конкретных SQL-запросов и времени их запуска.

К началу тиража специалисты проектной команды получили возможность внедрять систему "волнами". Было определено пять волн внедрения. На настоящий момент внедрения во всех регионах, включая Центральный аппарат, завершены. Проект будет закончен в ноябре 2011 г. вместе с внедрением во всех регионах он-лайн версии подсистемы СУФД.

Карта внедрения АС ФК (2010-2011 гг.)

Источник: CNews Analytics, 2011

Cледует отметить, что технология тиражирования смогла выдержать не просто доработки системы в ходе проекта, но и связанные со вступлением в силу положений 83-ФЗ изменения, в том числе доработки плана бухгалтерских счетов, которые были переданы в конце 2010 г., за две недели до того, как стали действительны. В ходе проекта с момента внедрения пилотов было выпущено более пяти версий решения, что никак не сказалось на графике тиража. В итоге хронология проекта представляет собой следующую картину:

2006 - 2008 гг. - разработка системы (увеличение плановой длительности на 2 года за счет постоянных изменений НПА);

2009 г. - внедрение в пилотных регионах (длительность этапа не увеличена);

2010 - 2011 гг. - тиражирование на территории РФ (первоначально запланированная длительность этапа сокращена на 1 год).

Автоматизированная система: масштаб задач. Новейшие фронт-офисные технологии на службе казначейства

Проект по внедрению автоматизированной системы федерального казначейства (АС ФК) был нацелен в первую очередь на повышение эффективности исполнения производственных процессов в органах ФК и создание единого информационного пространства участников бюджетного процесса.

Для достижения целей проекта были использованы самые современные технологии. При построении решения акцент ставился на централизации хранения и обработки информации, переводе клиентских сервисов из прежних режимов работы оффлайн в режим онлайн.

Ядром cистемы является решение класса ERP Oracle e-Business Suite. Решение Oracle является наиболее полным с точки зрения функционала набором бизнес-приложений, обеспечивающим непосредственный и своевременный доступ к информации. В состав Oracle e-Business Suite входит более 100 интегрированных программных модулей, из которых для реализации АС ФК использовались модули управления финансами и закупками. На уровне Центрального аппарата для решения комплекса задач по кассовому планированию и прогнозированию было внедрено решение Oracle Hyperion Planning.

В ходе проекта Oracle в партнерстве с российскими подрядчиками обеспечили адаптацию модулей Oracle e-Business Suite к специфике операционной деятельности органов казначейства в строгом соответствии с требованиями российского законодательства и нормативно-правовых актов. В результате были обеспечены потребности казначейства в части автоматизации бэк-офиса.

Для реализации онлайн сервисов взаимодействия с клиентами казначейства используются портальные технологии на основе программного продукта СУФД-портал. СУФД-портал является фронт-офисным дополнением АС ФК и предоставляет клиентам все необходимые сервисы для работы со счетами в среде личных кабинетов с высоким уровнем надежности и доступности. При этом две системы интегрируются друг с другом на самом низком уровне, что позволяет достичь максимальной производительности и эффективности взаимодействия. Например, при изменении каких-либо справочных данных в системе казначейства все изменения мгновенно зеркалируются в СУФД-портал и становятся доступными клиентам.

По сравнению с ранее доступными в программном обеспечении СЭД возможностями набор услуг расширен. В СУФД-портал клиенты производят все операции с документами в режиме реального времени с мгновенным уведомлением об их статусе обработки, а также моментально получают сформированную отчетность из казначейства при соблюдении самых жестких требований к информационной безопасности. При переходе на работу через СУФД-портал снимаются вопросы, связанные с установкой и настройкой клиентского рабочего места, так как для начала работы достаточно иметь доступ в интернет. Кроме того, СУФД-портал осуществляет необходимый контроль корректности заполнения первичных документов при их вводе пользователем.

Автоматизированная Система Федерального казначейства относится к классу высоконагруженных систем. Эксплуатация показала, что через систему только по одному управлению ФК (а их 83) в среднем проходит 1 млн. документов в месяц (с пиками до 5 млн. в крупных регионах). В начале 2011 г. количество обрабатываемых АС ФК документов достигало 2 млн. в неделю. Все это подтверждает, что с внедрением новой информационной системы Федеральное казначейство получило систему по производительности и другим показателям соответствующую современным автоматизированным банковским системам.

В заключение следует отметить, что Всемирный Банк признал, что по масштабам системы и четкости запуска проект не имеет аналогов других странах, внедряющих информационные системы управления финансами.

Результаты внедрения АС ФК в Федеральном казначействе

  • Сокращены трудозатраты пользователей на всех этапах функционирования системы. Устранена необходимость транзакций между различными базами данных в течение операционного дня на уровне одного управления.
  • Казначейские электронные документы и отчеты на протяжении их жизненного цикла являются юридически значимыми и хранятся с наложенными на них ЭЦП.
  • Создана единая точка ведения федеральных справочников на уровне центрального аппарата Федерального казначейства, а также локальных справочников бюджетов субъекта и местных бюджетов на уровне управлений ФК.
  • Клиенты казначейства получают своевременный доступ к необходимым документам и отчетам.
  • Благодаря реализованной в АС ФК комплексной системы защиты информации, включающей технические средства и организационно-технические мероприятия, значительно повышается уровень защищенности данных.
  • Средства контроля корректности документов и действий пользователей позволяют казначейству своевременно и корректно формировать сводную отчетность для предоставления ее в вышестоящие инстанции.
  • Централизованная архитектура решения облегчает интеграцию в АС ФК других информационных систем и самой АС ФК - в верхнеуровневые системы МинФина РФ, в разы повышает оперативность и качество сбора отчетности с управлений федерального казначейства.
  • Федеральное казначейство значительно укрепляет свой статус как одного из лидеров в области информатизации среди государственных структур.

Кроме того, казначейство получает дополнительные возможности и перспективы:

  • существенно оптимизировать штатную структуру казначейства и реорганизовать ее (превратить отделения в отделы с прекращением действия статуса юридического лица);
  • активно менять нормативно-правовые акты и осуществлять доработки системы, гибко подстраиваясь под изменения внешних условий работы ведомства;
  • повысить качество обслуживания клиентов при снижении затрат на оказание услуг;
  • эффективно управлять ИТ-инфраструктурой.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11381