Социальная полезность - новый критерий качества проектов

Сергей Филимонов

CNews: Какие тенденции на российском ИТ-рынке наблюдаются сегодня? Что хочет от вас клиент?

Игорь Никифоров: В целом рынок не изменился в лучшую сторону. Он не стал более прибыльным или менее рискованным. Конкурентная борьба по-прежнему очень жесткая, правила игры достаточно сложные. И, к сожалению, нередко мы видим конкуренцию в ее "диком" воплощении. В частности, поэтому мы недавно поддержали "Этическую хартию руководителей ИТ-компаний", учрежденную АПКИТ, которая устанавливает основные положения о защите прав на интеллектуальную собственность, о добросовестной конкуренции, о взаимоотношении компаний.

Понятно, что присоединение и соблюдение принципов этой хартии - дело добровольное, но с нашей точки зрения важно, что такой документ существует и его поддерживают крупнейшие игроки отечественного рынка, в том числе международные вендоры. Конечно, от идеала наш рынок еще далек, но само существование таких целей уже достаточно важно, это еще один стимул меняться к лучшему.

Какие изменения мы можем наблюдать? Сейчас принципиально по-другому организуется система обсуждения проектов. Работая на рынке комплексных проектов, которые зачастую выходят за рамки ИКТ, вторгаясь не только в сферу инжиниринга, но и строительных работ, мы столкнулись с доселе нетрадиционной в сфере ИКТ формой. Это общественные слушания. Могу сказать, что проверка такого рода - это настоящее чистилище для любого проекта. Приходят самые разные люди, ведется предельно открытая и активная дискуссия, ее транслируют в интернете и по ТВ. И понятие качества проекта здесь совершенно другое. Традиционно в ИКТ и других инженерных областях качество трактуется как соответствие результата работ техническому заданию. Продукт соответствует ТЗ? - Значит, качественный. Но такой "механистический" подход при общественных слушаниях уже не проходит. Сразу возникают вопросы: а кто готовил это ТЗ, почему оно именно такое, по какой причине сделано именно так? И в любом случае проект оценивается на некую социальную полезность. А возможности манипулирования информацией, ее сокрытия значительно сокращаются, поскольку есть множество неформализованных каналов общения: интернет, социальные сети, форумы и т.д.

Мы предполагаем, что такой подход будет и дальше развиваться. Значит, нужно добиваться качества проектов не в узком смысле поставленной задачи, а в широком - оценивая то, какую социальную пользу они приносят. Потому что если проект бесполезный для людей или даже вредный, то никакими усилиями его уже не представить как качественный и эффективный.

CNews: Как вы готовите проект, который должен проходить общественные слушания?

Игорь Никифоров: Как говорят, для того чтобы добиться качества не достаточно просто провести процедуру проверки в конце, это процесс долгий. Мы заведомо, с самого начала проекта, должны учесть особые требования: к прозрачности, ориентированности на конечного потребителя, к общей социальной полезности. Если считаться с ними, практика показывает, что слушания проходят успешно. Также для слушаний проводятся различные экспертизы у независимых ассоциаций и экспертов.

Мы вообще стараемся быть более открытыми - недавно изменили дизайн нашего сайта. Главной целью здесь было обеспечить максимально простой и удобный доступ к размещенной информации. Более того, теперь там присутствуют блоги руководства компании, в частности, мой.

CNews: Расскажите о наиболее значимых проектах, выполненных ВСС в последнее время. В чем заключались их особенности?

Игорь Никифоров: Наша специфика - это реализация действительно комплексных проектов "под ключ", имеющих в своем составе не только ИКТ, но и весь необходимый спектр инженерных систем.

Это сложно и затратно, но мы не ограничиваемся простым выполнение договора, что называется "от сих до сих" по уже готовому ТЗ, а беремся за сложную взаимоувязку уже готовых и разрабатываемых систем. Мы стараемся мыслить категориями стратегического развития наших заказчиков. Часто участвуем в разработке их концептуальных документов. Ведя параллельные договора, стараемся учесть и развить их взаимосвязь, предвидеть перспективу развития направления или даже совокупности направлений в целом. Набор компетенций для реализации таких задач требуется поистине широчайший. Обычной для нас является ситуация, когда в одном проекте присутствуют как общестроительные работы, (например, заливка бетона), так и высокотехнологичные наукоемкие (например, создание централизованной системы дистанционного обучения обслуживающего персонала). Требования к нашим руководителям проектов существенно выше среднерыночных и постоянно растут.

В этом плане характерен недавно завершенный проект создания инженерных, телекоммуникационных и ИТ-систем на комплексе защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. В рамках данного проекта BCC выполнила работы по проектированию и монтажу инженерных систем автодорожного тоннеля под судопропускным сооружением С-1, системы предупреждения об угрозе наводнений (СПУН), системы визуализации в Центральном диспетчерском пункте, а также видеонаблюдения и передачи данных на всем объекте. Наряду с большим масштабом, сжатыми сроками и высокой социальной значимостью этого проекта, его уникальная особенность состояла в необходимости иерархической и горизонтальной интеграции всех вводимых ИКТ и инженерных систем, общее количество которых превышает 50. Успешная реализация поставленной задачи обеспечивает требуемый уровень безопасности, позволяя при этом разумно оптимизировать эксплуатационные затраты. По глубине интеграции систем, их спектру и уровню требований к безопасности проект, наверное, не имеет себе равных не только в России, но и в Европе.

Если говорить вообще об объектах транспорта - а это, пожалуй, одна из основных "болевых точек" инфраструктуры в нашей стране - то в глубокой интеграции ИКТ и инженерных систем скрыты значительные резервы увеличения пропускной способности наших магистралей.

Так, например, широко обсуждаемая сейчас тема - пункты весового контроля грузового транспорта на дорогах. Как грамотно организовать весовой контроль, не парализовав при этом движение? Как снизить коррупционную емкость этой процедуры? На наш взгляд, выход - в создании централизованной системы управления весовым контролем, с широким использованием инновационных элементов - систем бесконтактного контроля, и дорожных знаков с изменяемой информацией.

CNews: Продолжим тему объектов транспортной инфраструктуры. Расскажите, пожалуйста, про пилотный проект обеспечения безопасности на объектах железнодорожного транспорта.

Игорь Никифоров: Железные дороги - это важнейший элемент социальной инфраструктуры страны. Обеспечению безопасности на объектах железнодорожного транспорта уделяется сейчас повышенное внимание, в том числе со стороны первых лиц государства. Существенную роль в решении этой задачи играет вопрос создания интеллектуальной системы безопасности на транспорте.

В рамках мероприятий по реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте мы приняли активное участие в создании пилотного Центра безопасности функционального филиала РЖД - Дирекции железнодорожных вокзалов. В частности, в рамках этого проекта были развернуты система видеонаблюдения и видеоаналитики, подсистема информационной безопасности, система удаленного беспроводного доступа и безопасной консоли руководителя, а также полномасштабное решение объектовой системы безопасности. Возможности Центра были успешно продемонстрированы руководству РЖД и силовых ведомств.

CNews: Какие еще значимые проекты федерального масштаба были выполнены в последние годы?

Игорь Никифоров: С точки зрения социальной значимости хотелось бы отметить комплекс проектов, выполняемых для ФГУП "Почта России".

Сама "Почта России" сегодня серьезно меняется, и те стратегические шаги, которые сделаны за последние годы, вызывают оптимизм. Есть надежда, что наша Почта будет соответствовать мировым стандартам. Сформирован комплекс инновационных идей о ее переоснащении, о том, как лучше это сделать. Это тем более важно потому, что Почта во многих случаях является единственной сигнальной системой государства, через которую осуществляется взаимодействие с населением. В глуши почтовое отделение нередко становится единственным представителем администрации.

С одной стороны, ведется большая работа по переоснащению отделений почтовой связи, число которых - 42 тыс. - на данный момент больше, чем отделений у "Сбербанка". Создается прототип почтового отделения будущего, который наглядно продемонстрирует, что можно сделать благодаря современным технологиям. Также ведутся работы по созданию нового сервисного интернет-портала, прототип которого был нами продемонстрирован на международном форуме "Почтовая тройка 2011".

С другой стороны, рассматриваются различные инфраструктурные проекты. Это и создание оснащенных по последнему слову техники автоматизированных почтовых центров, и создание единой корпоративной мультисервисной сети, и многие другие аспекты.

CNews: Каков ваш прогноз на ближайшие два-три года? Какие технологии и подходы, по вашему мнению, станут бестселлерами в недалеком будущем?

Игорь Никифоров: Все-таки два-три года - это не такой большой период. И мы не предполагаем какого-то технологического взрыва, мы не делаем на него ставку. В принципе тот набор, который мы называем ИКТ и инжиниринг, будет эволюционно развиваться без каких-либо резких скачков.

На что мы ориентируемся в своих действиях? Безусловно, ИКТ и сфера инжиниринга - это часть базовой инфраструктуры страны, которая сейчас требует модернизации. И она будет осуществляться, вне зависимости от экономических условий. Это, во-первых. Во-вторых, мы предполагаем, что социальное освещение проектов и потребность в наличии понятной социальной функции любого проекта будут возрастать. То есть мы должны сфокусироваться на том, чтобы приносить людям пользу, чтобы преобладал некий рационалистический подход - очевидно нужный продукт хорошего качества за разумные деньги.

Вообще, в более рациональной организации жизни скрыт огромный резерв повышения производительности труда и качества жизни в стране в целом. Сейчас при очень высокой стоимости жизни, особенно в крупных городах, ее качество, согласно международным рейтингам, находится на уровне отсталых стран Африки. Тоже самое относится и к производительности труда, конкурентоспособности нашей экономики на мировой арене.

Но эту ситуацию можно радикальным образом улучшить, причем не прибегая ни к каким революционным изменениям.

Например, каждый рабочий день миллионы людей тратят по 2-3-4-5 часов на стояние в московских пробках для того, чтобы собраться на маленьком "офисном пятачке" в центре, составляющем 6% от площади Москвы. Даже если всего 15-20% этих людей перевести на режим "home office", а современные ИКТ позволяют это сделать без какого либо ущерба для производительности труда, пробки в Москве исчезнут.

Еще пример: школа. Располагая всем спектром современных технологий, школы до сих пор используют методики обучения, уходящие корнями даже не в прошлый, а в позапрошлый век. Но переведите хотя бы 10-15% учащихся школ (тех, кого возят в школу через всю Москву) на дистанционное обучение, и сравните результат с "очниками". Что-то мне подсказывает, что у "заочников" результат будет как минимум не хуже. Я уж не говорю о снижении трафика на дорогах города. И если вы думаете, что это снижение будет незаметно, то рекомендую вспомнить ситуацию на дорогах в феврале этого года, когда из-за эпидемии гриппа был введен карантин в школах и детских садах. Пробки на дорогах практически исчезли.

И такие примеры можно приводить десятками, если не сотнями.

Еще раз повторюсь - в более рациональной организации жизни скрыт огромный модернизационный резерв, и, так или иначе, но он будет реализован.

Вот тренд, которому мы готовимся соответствовать, предлагая рациональные социально-востребованные решения.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11380