Десять самых шумных кампаний 2002 года
Джон Олтсик (Jon Oltsik), специально для ZDNet
КОММЕНТАРИЙ - Маркетинг в области технологий базируется главным образом на откровенном преувеличении, так как индустрия - это искусство продавать, а искусство граничит с неопределенностью. А что получается, когда расплывчатость искусства сочетается с агрессивной тактикой продаж? Получается hype - пускание пыли в глаза. Ниже я привожу свои соображения по поводу десяти наиболее шумно разрекламированных технологий и бесцеремонных маркетинговых идей 2002 года. No. 10: Веб-сервисы Это трудный вопрос. С одной стороны, я уверен, что веб-сервисы действительно упростят разработку приложений и улучшат интеграцию. Возможно, они изменят сам подход компаний к использованию ПО. Тем не менее это еще совсем незрелая технология. XML (Extensible Markup Language) - хорошая платформа стандартизации, но определения данных и бизнес-семантика остаются полем брани. К тому же веб-сервисы страдают от недостаточного уровня безопасности. Несмотря на все эти технические недостатки, Microsoft, Sun Microsystems, IBM и другие славят веб-сервисы на все лады как одно из семи чудес света. Однако ИТ-менеджеры не поддаются на агитацию. Они экспериментируют с этой технологией внутри компаний, но понимают, что сияющие перспективы нирваны веб-сервисов - мыльный пузырь. No. 9 CRM Системы управления взаимоотношениями с заказчиками уйдут в небытие как одно из последних раздутых комплексных приложений, уступив место гораздо более эффективным - и элегантным - программным компонентам. Теоретически концепция CRM не лишена смысла: использовать данные о клиентах для изучения их поведения и применять приложения, способствующие повышению качества обслуживания этих клиентов. Но для успеха этого начинания нужна еще пара вещей: кадры и бизнес-процессы. Вот вам и новая концепция! Представьте себе директора по информационным технологиям, который должен произвести реорганизацию бизнес-процессов и подготовить кадры только для того, чтобы понять, какая технология подойдет для поддержки этих усилий. Это не понравилось бы ни Siebel Systems, ни SAP, ни Oracle. Я заметил, что в течение 2002 года CRM превозносили все меньше и интерес к этим системам упал. Будем надеяться, что эта тенденция продолжится. No. 8 "Пуленепробиваемая Oracle 9i" Утверждение, будто Oracle 9i абсолютно надежна, напоминает уверенность в непотопляемости "Титаника". Oracle 9i столкнулась со своим айсбергом в феврале, когда британский специалист по безопасности Дэвид Личфилд (David Litchfield) обнаружил целый ряд пробелов в защите этой СУБД, включая тривиальные переполнения буфера и даже ошибку, позволяющую хакерам получить доступ ко всей базе данных на уровне администратора. Oracle выпустила поправки для устранения этих дефектов, явно указывающих на то, что Oracle 9i никак нельзя считать абсолютно надежной. То, что Oracle делает упор на безопасности, замечательно, но использовать безопасность для раздувания маркетинговой лихорадки очень и очень дурно. Это вводит заказчиков в заблуждение и раззадоривает хакеров. Ни одному здравомыслящему ИТ-менеджеру это не нужно. No. 7: Запугивание атаками В капиталистическом обществе угрозы безопасности (спрос) порождают средства защиты (предложение). Стараясь привлечь к себе внимание, поставщики берут на вооружение статистику с единственной целью - до смерти напугать потенциальных клиентов: "В 2001 году каждую неделю обнаруживалось свыше 30 уязвимостей"; "Code Red поразил 250 тыс. систем менее чем за 10 часов"; "От 50 до 75% всех нарушений защиты связано с действиями инсайдеров" и так далее. Говорить, что хакеры представляют угрозу, все равно, что приклеить на бампер откровение: "Быть дураком плохо". Индустрии средств защиты следует усвоить: руководители компаний и ИТ-подразделений понимают, что проблемы безопасности нужно решать, и готовы тратить на это деньги. Перестаньте нас пугать, мы и так уже напуганы. No. 6: 10Gb Ethernet В начале 2002 года сторонники этой технологии предсказывали, что она начнет распространяться, как только будет принят стандарт 10Gb Ethernet. В июне это событие свершилось, но вряд ли кто-то его заметил. И вот почему: типичная 1-гигабитная базовая сеть используется меньше чем на 20%. Между тем IP (Internet protocol)-сервисы, которым, как предполагалось, потребуется такая скорость: IP-телефония, распространение видео и другого контента - по-прежнему представляют собой явление из разряда dot-com vaporware. К тому же операторы местных телефонных сетей (incumbent local exchange carriers, ILEC) остаются при своей платформе SONET (synchronous optical network - стандарт, позволяющий передавать сигналы разного формата по одной линии). А вот всяческие CLEC, DLEC и BLEC исчезли быстрее, чем произносится слог LEC. Означает ли это, что мы больше не услышим клёкота поставщиков сетевых технологий? Ни в коем случае. Они уже насвистывают MPLS (multi-protocol label switching), wireless и множество других новомодных напевов. No. 5: iSCSI Предполагалось, что в 2002 году технология локальных сетей запоминающих устройств Fibre Channel повернет на путь неизбежного исчезновения и уступит место iSCSI. Но вот наступил 2003 год, а iSCSI остается проблематичным решением. Нужны доказательства? Cisco Systems, главный проповедник iSCSI, анонсировала семейство коммутаторов для систем хранения данных, поддерживающих (что бы вы думали?) исключительно Fibre Channel. Может быть, iSCSI, действительно перспективная технология, пойдет в гору в этом году. Но слухи о кончине Fibre Channel, скорее всего, заглохнут. Как всегда бывает в мире высоких технологий, нечто новое вроде iSCSI добавляется к старому, которое продолжают покупать, эксплуатировать и ремонтировать. No. 4: eLiza от IBM, N1 от Sun Microsystems, Utility Data Center от Hewlett-Packard Все эти проекты самоконфигурирующихся, самовосстанавливающихся, самоадминистрирующихся центров обработки данных звучат для меня как хирургия мозга или ракетная техника. Разве Computer Associates, Tivoli Systems и BMC Software не занимаются тем же самым много лет? Разработчики говорят, что теперь все будет иначе, так как они станут поддерживать эту технологию сами и привлекут к этому партнеров. Конечно, Cisco, Oracle и EMC придут в неописуемый восторг от перспективы поддерживать три разные схемы системного управления. Даром что об этом еще не кричат, но я надеюсь, что следующим проектом IBM, Sun или HP станет самоконфигурирующийся, саморемонтирующийся и самоуправляющийся автомобиль. Лучше спать, чем рулить. No. 3: ПО для систем хранения данных Рынок запоминающих устройств перенаселен и уже не приносит былых доходов и прибылей. Останавливает ли это продавцов? Нисколько. Они просто перенесли пропагандистский запал с аппаратуры на программное обеспечение, призывая пользователей внедрять управление распределенными системами хранения данных. IBM, HP, Sun, EMC, BMC Software, CA, Veritas Software и другие компании обрушили на них поток продуктов с попугайскими именами вроде AutoIS и WideSky и напустили стаю щебечущих терминов типа "виртуализация", "утилизация" и "автоматизация". Так что же происходит? Да почти ничего. Поставщики ПО продолжают играть в API-swapping, standard-setting и name-calling, а пользователи - напрочь игнорировать все это. Замечание для индустрии запоминающих устройств: ИТ-менеджеры мечтают вовсе не о том, чтобы приобрести еще один перевосхваляемый и недоведенный инструмент управления. И не надейтесь, что ситуация изменится. No. 2: Возрождение технологического сектора В декабре о возрождении технологического сектора кричали так же громко, как в январе. Все аналитики по инвестициям и технологиям поспешили бросить на эту чашу весов свои два цента. В начале года они заявляли, что восстановление роста возможно в третьем квартале, в конце - перенесли его на конец 2003 года. Говорят, что уверены бывают одни дураки, и это правда. Пусть и меня считают дураком, но я не сомневаюсь, что еще очень и очень долго расходы на ИТ-технологии будут сокращаться. Близкое возрождение технологическому сектору, вероятно, будут пророчить и в конце 2003-го, и в 2004-м, и в последующие годы. No. 1: ROI Сейчас, когда ИТ-бюджеты скупы, те же самые компании, которые обещали помочь заказчикам вложиться в новую экономику, беззастенчиво уверяют, что их продукты способствуют сокращению расходов и повышению производительности труда. Каждая из этих компаний готова подтвердить это моделью в виде электронной таблицы или отчетом "независимой" аналитической фирмы. Недавно я слышал об ИТ-менеджере, обратившемся к своему шефу с просьбой купить продукт, который сэкономит его подразделению 75 тыс. $. Тот согласился, но при условии, что и бюджет подразделения будет урезан на ту же сумму. Стоит ли говорить, что менеджер предпочел обойтись без этого продукта. Шумиха вокруг "окупаемости инвестиций" (ROI) в лучшем случае смехотворна, а в худшем абсолютно неэтична. Слушайте, если ИТ-индустрия прекратит эту шумиху, она сможет сократить персонал, уменьшить затраты на маркетинг и рекламу и сэкономить уйму бумаги. Вот это настоящая окупаемость инвестиций. Я ничего не упустил? Если да, то дайте мне знать. Jon Oltsik - основатель и руководитель исследовательской и консалтинговой фирмы Hype-Free Consulting.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=1136 |