ИТ в здравоохранении 2011
В апреле 2011 г. была наконец-то утверждена концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, разработка и обсуждение которой заняли почти 3 года. Каких изменений стоит ожидать отрасли в этой связи? 28 апреля 2011г. приказом №364 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации была утверждена концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Без всякого сомнения, это событие можно отнести к эпохальному, сравнимому с атомным проектом времен Иосифа Сталина или созданием Норильского экономического района. Почему? Во-первых, на информатизацию отечественного здравоохранения впервые выделены колоссальные суммы: 19,6 млрд руб. из федерального и 9,6 млрд руб из региональных бюджетов, т.е. всего 29,2 млрд рублей. При таком объеме ИТ-затрат (по отношению к общему бюджету) отрасль в один миг становится в один ряд с наиболее передовыми вертикальным рынками России - банками, телекоммуникациями и нефтянкой. Это позволяет надеяться на радикальное качественное изменение медицины и превращение ее в конкурентоспособный сегмент отечественной экономики. Во-вторых, модернизация здравоохранения касается практически всех жителей страны. Возможный провал реализации как ее самой, так и ее части - Концепции, приведет к социальному недовольству и дискредитации самой идеи модернизации чего-либо у нас в стране. И, наконец, претворение в жизнь Концепции - это огромный объем организационной работы при серьезной нехватке квалифицированного ИТ-персонала. Плюс к этому, значительной массе руководителей лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) до сих пор не до конца ясны цели и задачи, которых они должны достигнуть благодаря ИТ, а также критерии оценки эффективности освоения государственных денег. Как считает Александр Элинсон, главный исполнительный директор НИПК "Электрон", "важно уже то, что на информатизацию обратили внимание и вывели её в число приоритетных проектов в области здравоохранения. Но эффективным этот процесс станет только тогда, когда его необходимость будет осознаваться в самих ЛПУ. И инструмент, позволяющий определять требования к конкретным решениям, будет находиться в руках ЛПУ, а не далеких от конкретики чиновников". Под стать масштабу Концепции, в обществе сформировался огромный спектр мнений по этому вопросу. Не называя имен, можно привести наиболее резкие из них: "Из отдельных кусков собрать федеральную систему, не имея при этом ни "выкроек этого лоскутного одеяла", ни концепции федерального центра обработки данных, невозможно". Или: "от беспредела обычного, к беспределу электронному". Все их можно было услышать на прошедшем в мае 2011 г. 7-м международном форуме MedSoft-2011. Однако, интересы государственного развития и задача выравнивания уровня жизни по территории страны, не оставляют сомнений в старте работ по этой программе. Поэтому в наших общих интересах добиться максимально эффективного расходования бюджета Концепции, а также более детальное ее изучение. От слов к делуНаверное, впервые начало переходу от разговоров о необходимости e-медицины и преодоления "лоскутной" автоматизации ЛПУ к их комплексному практическому воплощению было положено 17 июня 2008г. на заседании президиума государственного совета "О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации". Дмитрий Медведев, президент РФ, заявил тогда: "Информатизация здравоохранения носит бессистемный характер, отсутствует нормативно-правовая база, единые информационные стандарты. Каждое медицинское учреждение самостоятельно начинает внедрять на свой выбор, системы между собой не стыкуются и не охватывают все процессы отрасли. Вести историю болезни в электронном виде в этой ситуации невозможно, так же как и внедрять единые экономико-медицинские стандарты, гарантирующие необходимый уровень качества обслуживания. Необходимо создание государственной информационной системы персонифицированного учёта оказания медицинской помощи с учётом реализации требований по защите информации…" Это, по мнению докладчика, позволит получать необходимые сведения для оказания качественной помощи вне зависимости от места проживания гражданина и территории обращения за медицинской услугой. При этом будет возможен учёт не только факта обращения, но и ведение всего случая лечения. Президент добавил: "Подобная ситуация складывается с информатизацией сферы социальной защиты населения. Большая часть регионов делает свою систему, которая не стыкуется с системами коллег, при этом информационные технологии в сфере социальной защиты населения позволяют не только существенно повысить качество услуг, но и снизить расходы бюджета на эти цели за счёт более эффективной работы". В результате этого указания в тесном взаимодействии с Советом по развитию информационного общества при президенте РФ рабочая группа Минсоцздравразвития в период 2009-2010гг. занималась созданием концептуального уровня разработки информационной системы подобного масштаба и сложности. Завершилась эта работа 12 апреля 2011г., когда правительственная комиссия во главе с заместителем председателя правительства РФ Вячеславом Володинымрассмотрела и одобрила окончательный вариант. 28 апреля 2011г. Концепция была утверждена приказом министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой. Естественно, были промежуточные варианты Концепции, а также сопряжение с положениями Программы информатизации здравоохранения в рамках Программы развития здравоохранения до 2020г., Программой создания системы персонального учета и др. Не обошлось также без столкновения мнений и групп влияния. Новая Концепция стала системнойПо мнению Вадима Дубинина, директора департамента информатизации Минздравсоцразвития России, которое он высказал в интервью CNews: "в новой концепции появилась согласованная со всеми министерствами единая структура взаимосвязанных решаемых задач, т.е. она стала системой, все элементы которой взаимосвязаны по смыслу, по содержанию. Впервые концепция писалась на схему, т. е. сначала была создана схема, а поверх нее писали текст. Это отличия по форме, а теперь по содержанию". "Прежде всего, мы отказались в концепции от паллиатива всех возможных технологий и поставили задачу двигаться в сторону использования "облачных" технологий. При этом мы не хотели, чтобы разрабатываемые вновь решения заставили пользователей отказаться от того, что уже существует в этой сфере, и постарались найти место уже работающим системам в новой структуре, - продолжает он. - Мы определили работы, которые могут выполняться как теми регионами, которые целиком переходят на "облачную" структуру, так и теми, которые будут продолжать поддерживать существующую структуру. С "облаком" будут связаны те ЛПУ и регионы, которые решат потратить свои средства на развитие собственных систем. Они же будут обязаны построить шлюз взаимодействия с "облачной" системой". Как оценивают эксперты усилия государства и, в частности, Минздравсоцразвития в направлении информатизации отрасли? Негативные отзывы уже приводились выше. А вот типичным позитивным мнением можно считать слова генерального директора компании АКСИМЕД Игоря Гридина. Он считает: "Во-первых, важно отметить не подлежащий сомнению сам факт наличия подобных усилий. Во-вторых, очевидно, что на их эффективность влияет присутствие нескольких центров принятия и реализации решений. Если, как уже отмечалось, на федеральном уровне необходимость информатизации здравоохранения признана аксиомой, то по мере дальнейшего увеличения "масштаба" (до уровня субъектов федерации, районов и конкретных ЛПУ) эта аксиома начинает размываться и превращаться в гипотезу". "Изменить эту ситуацию призвана вновь утвержденная Концепция создания единой государственной информационной системы, причем в ее названии важны оба определения - "единая" и "государственная",- уточняет Игорь Гридин. - Но наряду с использованием властного ресурса необходимо, в-третьих, задействовать механизмы саморегулирования, действие которых порождало бы у самих ЛПУ стремление внедрять медицинские информационные системы".
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11352 |