На что способны российские облака?
Егор Гребнев
Особое место на российском рынке SaaS занимают отечественные решения, созданные в оглядке на потребности российского бизнеса. Такие системы лишь отчасти можно считать заменой существующему ПО - в сущности, они решают такие задачи, которые ранее никем решены не были. Ниже рассмотрено несколько примеров практического использования отечественных SaaS-решений в российском бизнесе. SaaS - основа отечественного облачного рынка По оценке IDC, в 2009 году рынок облачных услуг в России на 94% был связан с приложениями и лишь на 6% - с предложениями в области инфраструктуры и средств разработки. Это сильно отличает российский рынок от глобального, где, по оценкам той же компании, услуги в области приложений составляли лишь 49% рынка. "Московские газоны" - SaaS заменил бухгалтера Бизнес-идея компании "Московские газоны" возникла почти случайно: "Поспорили с приятелем, что через интернет можно продавать все что угодно, и было предложено выбрать навскидку, что именно продавать. Мне предложили продать... газон", - сообщает основатель проекта Алексей Петров. Спустя год шутка превратилась в серьезный бизнес: "Сайт mosgazon.ru находится в ТОП "Яндекса" по ключевым запросам. В прошлом году в ассортименте магазина было 10 позиций, а в этом году - уже 1000, - говорит Алексей Петров. - Раньше я все делал один параллельно с основной работой, а теперь в штате работает 4 менеджера, 5 водителей и 2 продавца в недавно открывшемся оффлайн-магазине. Оборот на текущий момент более 5 млн руб. в месяц, а число клиентов превысило 10 тыс человек и организаций: начиная от бабушек и заканчивая крупными строительными компаниями". Когда Алексей Петров в конце 2009 года выбирал решение для ведения бухгалтерского учета, он рассматривал SaaS-систему "Мое дело" наряду с традиционными полнофункциональными бухгалтерскими системами. "1С" оттолкнула своей дороговизной, решение от "БухСофт" - недостаточным удобством. При этом с обеими системами связана дополнительная проблема: они жестко привязаны к конкретному рабочему месту. "Мое дело" не обладает этим недостатком: управлять компанией и вести отчетность можно из любого места, даже находясь в поездке: "Допустим, вы уехали отдыхать в марте, и вдруг вам срочно нужно что-то подписать. Теперь эти проблемы можно решить из любого интернет-кафе, - сообщает Алексей Петров. - Стресса меньше и дополнительной работы на себя намного меньше налагаешь, плюс экономия бешеная на зарплатах".
По словам Алексея Петрова, "Мое дело" обходится в 10-20 раз дешевле, чем услуги бухгалтера или аутсорсинговой компании, специализирующейся на услугах бухгалтерского учета: вместо 40 тыс руб. в месяц за услуги такой компании достаточно платить всего лишь 2 тыс руб. за аренду "Моего дела". Наконец, совсем не приходится беспокоиться об администрировании и обновлении ПО. Существующие проблемы незначительны и не мешают работе: "Бывают неудобства, когда заходишь - а система пишет: "Обновляется программное обеспечение" - и это занимает 20 минут. Но с другой стороны, при обновлении "1С" приходится ждать неделю", - говорит Алексей Петров. В "Московских газонах" SaaS-решения используются не только для учета и отчетности, но также для организации виртуальной телефонии, продвижения сайта и внутреннего документооборота: "По последним расчетам, у меня на все административные расходы уходит не более 1% выручки. Основная экономия при этом, конечно, достигается на персонале, так как SaaS позволяет многое делать самому или научить менеджера, а не нанимать отдельного человека, организовывать ему рабочее место и так далее", - сообщает владелец "Московских газонов". "ГудВуд": использование SaaS-системы учета задач на 100% Одна из распространенных проблем при внедрении систем автоматизации бизнеса - избыточность предлагаемой функциональности. И дело не только в том, что лишние функции затрудняют работу с ПО - за них приходится существенно переплачивать. Отсюда возникает потребность в такой системе автоматизации деятельности организации, которая, с одной стороны, позволит не переплачивать за излишнюю функциональность, а с другой - предоставит качество, гибкость и поддержку на уровне коммерческих решений. Компания "ГудВуд" - типичный пример быстрорастущего малого бизнеса и вместе с тем один из самых крупных пользователей отечественного SaaS-решения для учета задач "Мегаплан". Сегодня в компании около 200 сотрудников, использующих "Мегаплан" в повседневной работе. Но на момент начала внедрения в сентябре 2010 года, по словам руководителя ИТ-отдела компании Дмитрия Куприянова, их было в несколько раз меньше. Изначально сотрудники "Гудвуд" пользовались бесплатными системами учета задач, однако с какого-то момента ограничения таких систем резко дали о себе знать. Решение в пользу "Мегаплана" было принято по итогам сопоставления нескольких вариантов: "Мы сравнивали несколько систем, среди которых были системы, где отслеживание задач было лишь одной из функций", - сообщает Дмитрий Куприянов. "Мегаплан" привлек внимание компании оптимальным набором функциональности и выгодной ценой: "Под наши задачи мы используем "Мегаплан" на 100%, - говорит Дмитрий Куприянов. - Переплачивать за более нагруженные функциональном плане решения нам невыгодно". Мегаплан - решения для компаний, не нуждающихся в тяжеловесном управлении проектами Источник: Мегаплан, 2011 По своим нынешним масштабам "ГудВуд" на порядок крупнее, чем средняя компания-пользователь "Мегаплана" с числом сотрудников около 15-20 человек. И по мере роста бизнеса растут потребности в системе организации внутрикорпоративного взаимодействия. Однако если разработчики будут своевременно добавлять новые возможности, то в переходе на новую систему не будет необходимости: "Если разработчики "Мегаплана" смогут поддерживать систему для большего числа пользователей, тогда мы продолжим пользоваться их системой", - говорит Дмитрий Куприянов. "Русагро": избавление от расходов и рисков при внедрении системы складского учета у контрагентов Как организовать складской учет в условиях, когда компании приходится иметь дело с множеством контрагентов, не являющихся штатными сотрудниками компании? Внедрять ПО и обучать их сотрудников за свой счет? А как быть с рисками, которые связаны с допуском "чужаков" к внутренней учетной системе? "Русагро", один из крупнейших в России агропромышленных холдингов, нашел оригинальный способ решения этих проблем, внедрив у сторонних контрагентов SaaS-систему "Мой склад", которая используется компанией в учетных целях параллельно с внутренней ERP-системой Dynamics AX. "Мой склад" применяется в "Русагро" с 2009 года: "Выбирали решение, которое можно использовать без установки клиентского ПО, поскольку работа с программой осуществляется на арендованной территории не нашими сотрудниками, - сообщает Александр Максимов, директор по ИТ группы компаний "Русагро". До внедрения "Моего склада" при работе с контрагентами в "Русагро" не использовались аналогичные решения. Потребность в организации удаленной работы сотрудников сторонних складов возникла в 2009 году - и выбор в пользу "Моего склада" был однозначным: "Этим решением могут пользоваться люди с низкой квалификацией. Не нужно много объяснять, чтобы добиться результата - достаточно коротенькой инструкции", - сообщает Александр Максимов. По словам Александра Максимова, экономия за счет использования "Моего склада" проявилась сразу: не приходится нанимать дополнительных сотрудников, закупать дополнительные компьютеры для установки в складах котрагентов, устанавливать на них то же программное обеспечение, которым пользуются и сотрудники компании. Соответственно, сами собой отпадают все проблемы, связанные с обеспечением информационной безопасности: "Чужих людей мы не пускаем в свою систему", - резюмирует Александр Максимов. "Недостатков в системе мы не видим, - сообщает Александр Максимов. - Компания достаточно оперативно и грамотно производит доработки под наши нужды, в те сроки и с теми ресурсными затратами, которые нас устраивают".
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=11282 |