IT-ЧУМА: ИГРОМАНЫ ПИРУЮТ
Анна МАЙОРОВА
Сделанные в декабре 2001 года прогнозы подъема информационной индустрии не оправдались. Новые процессоры и операционные системы не обеспечили рост продаж. А пользователь знай себе забавляется - и не только на PC или игровой приставке, но и с помощью телефона. Европейские операторы мобильной связи вправе ожидать, что главным источником роста их доходов в 2003 году станет не широко рекламируемый новейший сервис передачи изображений по телефону, а желание абонентов играть в "телефонные" игры. Британское интернет-издание The Register со ссылкой на исследовательскую компанию Strategy Analytics сообщает, что в наступающем году сервисы на основе технологии SMS (текстовых сообщений, передаваемых на мобильный телефон) продолжат стремительно развиваться. Давно заслуженной популярности добьется также сервис "e-mail на мобильный телефон", технические условия для которого уже созданы. Нужно лишь время, чтобы пользователь привык использовать новую возможность, - как это было в случае с SMS. Продажи беспроводных карманных устройств - карманных компьютеров с функцией телефонной связи и "интеллектуальных" телефонов - вырастут на 160%, что создаст предпосылки для развития сервисов на основе мультимедийных сообщений (MMS). MMS обеспечивают воспроизведение мобильником не только текста, но также статической графики, видео и звука. Распространению MMS препятствует несколько факторов. Операторы связи вынуждены на первых порах предоставлять эту услугу как бесплатную, но не все участники рынка могут это себе позволить. Кроме того, только 7% телефонов, проданных в 2003 году, будут оснащены встроенной камерой. Зато SMS, которые умеют принимать и отправлять все современные телефоны, принесут в будущем году владельцам сетей сотовой связи $6 млрд. MMS же получат первоначальное развитие главным образом в форме бизнес-приложений. Например, для эффективной консультации персонала, работающего на выезде. Не покидающий центрального офиса квалифицированный эксперт, вместо того чтобы на словах объяснять приемы ремонта холодильника, отправит рабочему тут же изготовленный видеоролик или фото. В будущем году во всем мире будет передано около миллиарда MMS-сообщений. Важный резерв роста доходов компаний мобильной связи - загружаемые в память телефона игры. Прелесть их, с точки зрения пользователя, состоит в том, что партнером является не простенькая программа вроде тетриса, а другие абоненты сети связи. Феномен популярности многопользовательских игр проявился еще на первых шагах развития Интернета. Десять лет назад сетевые игроманы обходились без графических интерфейсов, общаясь с организатором игры и партнерами с помощью текстов. Нечто подобное предлагают теперь операторы мобильной связи. В одной из многопользовательских телефонных игр, например, каждый участник в буквальном смысле слова ведет охоту на других: с помощью SMS специального формата он определяет расстояние до соперника (определить положение абонента относительно базовых станций проблемно), и как только дистанция оказывается достаточной для "выстрела", отправляет SMS "на поражение". Успел сделать это первым - остаешься в игре, нет - ну что ж, заплати еще раз за право участвовать в новой охоте. Или загрузи другую игрушку и вновь попытай счастья. Софт стоит недорого по сравнению с расходами абонентов на "игровые" SMS. Каждый участник игры ежедневно посылает десятки сообщений, и именно отсюда берутся те $2 млрд, в которые Strategy Analytics оценивает рынок игр для мобильных телефонов в 2003 году. В 2006 году играть по телефону будут 100 млн человек. О перспективности этого рынка свидетельствуют, в частности, прошлогодние инвестиции Sun Microsystems в размере $12 млн. Эти деньги были вложены в развитие компании Jamdat Mobile, которая является разработчиком популярной в США мобильной игры "Гладиатор". В эту компанию инвестируют также Intel и Qualcomm. Если раньше компьютерные игры стимулировали развитие разве что графических плат для компьютеров, то теперь они стимулируют развитие ИТ-рынка в целом. По данным Би-би-си, англичане потратили в 2002 году на приобретение игровых программ и оборудования для игр (как приставок, так и компьютерной периферии) $1,6 млрд, а американцы - $4 млрд. В России рынок игр также растет. Главным образом продается программное обеспечение для PC, игровые приставки и тем более телефонные игрушки менее распространены. Представления о темпах роста (без учета пиратских дисков) дают сведения, полученные от одного из крупнейших российских издателей CD-ROM - фирмы "1C". По словам руководителя отдела "1С: Мультимедиа" Александра Гурина, в течение четырех последних лет - с 1999 по 2002 год - его компания продала 171 619; 902 794; 2 323 284 и 3 728 177 компакт-дисков соответственно. Что касается роста продаж игр для карманных компьютеров и интеллектуальных телефонов, то, по мнению Феликса Мучника, гендиректора ЗАО "Софткей" (самая крупная в России служба регистрации программ), время для него еще не наступило. Однако удвоение за последние полгода продаж "серьезного" софта для карманных машин (например, программ-переводчиков) косвенно свидетельствует о том, что и нам не избежать участи западного пользователя, который пристрастился к мобильным играм.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=1119 |