Экспертное мнение: бум SaaS будет, но позже

Станислав Макаров

Технологическая модель SaaS медленно, с трудом, но приходит в Россию. На ее пути возникает немало проблем: это и привычка отечественного бизнеса к собственной ИТ-инфраструктуре, и сомнения в надежности внешних серверов. Однако, по мнению аналитиков, ближайшие годы обещают двадцатикратный рост данного сектора рынка. И предпосылки прорыва уже есть. Эти и другие вопросы поднимались на круглом столе «SaaS в России: маркетинг или возможности», который был организован агентством маркетинговых коммуникаций CNews Conferences и аналитическим агентством CNews Analytics.

Технологическая модель SaaS - Software as a Service (программное обеспечение как услуга) сегодня набирает все большую популярность в России, хотя этот сегмент находится у нас в фазе становления. Так, по версии IDC, в 2009г. российский сектор оценивался в 5,7 млн. долл., а в 2013г. прогнозируемый объем рынка составит уже 100 млн. С аналитиками согласны и участники рынка, хотя они более сдержаны и не предсказывают двадцатикратного роста. Если говорить о мировых тенденциях, то SaaS, пожалуй, на данный момент является наиболее популярным трендом: по оценке экспертов Gartner, в 2009 году этот сектор превысил 8 млрд. долл.

Что же осложняет продвижение SaaS в России? Кем востребовано ПО как сервис? Насколько адекватно предложение SaaS в нашей стране потребностям? Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «SaaS в России: маркетинг или возможности». По мнению заместителя главного редактора CNews Александра Радаева, основные причины кажущейся невосприимчивости российского бизнеса к данной технологической модели заключается, во-первых, в небольшом числе разработчиков и поставщиков соответствующих решений и, соответственно, запущенных проектов. Вторым фактором здесь является некоторое недоверие заказчиков к SaaS. Так ли эта технология эффективна и безопасна, как о ней рассказывают?

Однако постепенно российский бизнес приходит к осознанию преимуществ SaaS (экономия на лицензиях, внедрении и поддержке) и выбирает такие решения для реализации стандартных бизнес-задач и организации неспецифических бизнес-процессов.


Будущее за SaaS?

Дмитрий Мартынов, советник по платформенной стратегии «Майкрософт Россия», остановился на преимуществах бизнес-модели SaaS для малого и крупного бизнеса. При этом снижение расходов (что обычно преподносится как основная выгода от SaaS) не всегда является главной целью. Бизнес больше заинтересован в повышении доходов, а для этого в современных условиях очень важна оперативность и гибкость. Например, одна исследовательская компания, клиент Microsoft, нуждается в больших вычислительных мощностях всего два дня в месяц. Используя SaaS, они решают свои задачи без затрат избыточную инфраструктуру.

По мнению Дмитрия Мартынова, сдерживающим фактором развития SaaS в России является слабая проработка бизнес-концепций таких услуг. Компании сначала строят свои дата-центры, а потом начинают задумываться, чем их загрузить. Модель SaaS сложнее, чем хостинг приложений, и требует большей проработки.

«Однако будущее за SaaS», - уверен господин Мартынов. Будет происходить дальнейшая конвергенция ПО и интернета, что сделает возможным для потребителя получение всех ИТ-сервисов от одного провайдера.

О работе первого российского портала SaaS-решений, SoftCloud, рассказал Антон Салов, руководитель департамента корпоративных интернет-решений Softline. На сегодня по модели SaaS наиболее востребована электронная почта и антивирусы. Но если посмотреть в денежном измерении, то наиболее актуальны бизнес-сервисы, такие как CRM, бухгалтерия, Helpdesk.

Портал SoftCloud - это не каталог решений. Господин Салов назвал его «службой одного окна»: здесь можно не только выбрать все нужные сервисы, но сразу подключить их и оплачивать единым счетом, что также очень удобно для клиентов.

По данным Softline (исследование 2010 г.), сегодня 15% компаний уже полностью перевели свою инфраструктуру на SaaS, 30% используют эти услуги частично. Это не так уж и мало.


Продвижение SaaS

Руководители компаний-разработчиков SaaS-решений наблюдают стабильный рост оборотов и востребованности своих продуктов в целом. Так, Михаил Смолянов, директор компании «Мегаплан», поставщика и разработчика SaaS-приложений для управления бизнесом, рассказал, что за текущий год объем продаж его компании увеличился в четыре раза. Продукты компании изначально разрабатывались как SaaS-решения, поэтому не имеют унаследованных проблем, возникающих при адаптации старых приложений к новой модели. Однако компании все же пришлось выпустить коробочную версию, поскольку многие клиенты еще морально не готовы перевести свой бизнес на SaaS.

Хотя есть и другие примеры: некоторые заказчики принципиально настроены на работу в модели SaaS и предпочитают, чтобы их данные хранились не на российских серверах. Таким образом они минимизируют не только издержки на ИТ, но и риски ведения бизнеса в России.

Пользоваться продуктами «Мегаплан» можно сначала попробовать бесплатно, а потом стать постоянным клиентом уже на коммерческой основе. По словам господина Смолянова, лучше всего конвертируются из бесплатных пользователей в клиентов дизайн-бюро, рекламные, маркетинговые и PR-агентства с числом сотрудников 10-50 человек. Эти компании обычно имеют опыт использования коммерческого ПО, и в них налажено управление финансами, поэтому вопрос оптимизации расходов при помощи SaaS для них является актуальным.

Совсем небольшие компании со штатом до 10 сотрудников обычно еще не имеют практики покупки какого то ни было софта, и по этой причине они не могут решиться даже на небольшие траты в этой сфере.

Крупные компании пока больше настроены на использование кастомизированных решений, чего модель SaaS не может эффективно обеспечить. Крупный бизнес скорее будет переводить в SaaS свои непрофильные бизнес-процессы, и эта тенденция будет развиваться параллельно с услугами по аутсорсингу.


Что еще могут «облака»

Николай Ильин, заместитель директора департамента новых технологий компании Nес, выступил с сообщением об опыте создания глобальных SaaS-площадок. В России Nес все еще воспринимается преимущественно как поставщик телеком-оборудования и электроники. Однако существенная часть бизнеса компании связана с облачными вычислениями и SaaS. Nес строит собственные дата-центры по всему миру и обеспечивает клиентам доступ к вычислительным ресурсам и приложениям.

Господин Ильин рассказал о бизнес-модели Nес на примере сотрудничества с компанией Telefoniсa, одним из крупнейших операторов связи в Европе и Латинской Америке. В России SaaS-направление Nес находится в стадии развития, и компания заинтересована в новых партнерах, операторах и разработчиках приложений. Для них сотрудничество с глобальной компанией может быть особенно интересно - это позволяет выйти на мировые рынки.

ИТ-директор «Русфинансбанка» Олег Подкопаев порекомендовал продавать SaaS-решения не через ИТ-директоров, а через бизнес. Конечно, нельзя сказать, что все ИТ-директора видят в SaaS только угрозу своему влиянию в компании, но прямой разговор с акционерами и топ-менеджерами для продвижения SaaS был бы эффективнее.

Даже в условиях жесткого регулирования в финансовой сфере, банки считают аутсорсинг ЦОДов эффективным решением. Естественно, что такие услуги реализуются в модели SaaS. Особенно это может быть актуально для малых и средних банков, которые не могут себе позволить создать ИТ-инфраструктуру своими силами. АБС пока еще не предлагаются по SaaS, но все непрофильные системы - call-центры, автоматизация бухгалтерских систем, HRM и CRM - выгоднее будет получать как услугу.

Крупные банки не спешат переходить на SaaS. Они уже экономят за счет масштабов бизнеса, строят свои ЦОДы и реорганизуют свои ИТ-службы во внутренних провайдеров, у которых бизнес-подразделения просто заказывают ИТ-сервисы. «Облака» в России пока не выросли настолько, чтобы предлагать услуги более высокого качества по более выгодной цене.

Дарья Шубина, научный исследователь Высшей школы экономики, предложила методику расчета общей стоимости владения SaaS-приложениями с учетом специфики предоставления таких услуг. По ее словам, основное преимущество модели SaaS для потребителя состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и работающего на нем программного обеспечения. Однако возникают и другие специфические расходы и риски, которые надо учитывать. Например, нужен постоянный мониторинг провайдера, чтобы не переплачивать за лишние функции. Хотя в целом модель SaaS для бизнеса выглядит привлекательно, к расчету ее реальной стоимости следует подходить очень внимательно, чтобы избежать завышенных ожиданий.


Для самых разных отраслей

Дмитрий Костров, директор по проектам ДИТ МТС, уделил внимание рискам, которые несет с собой модель SaaS в свете вступления в силу ФЗ-152 «О персональных данных». Бизнес оператора связи устроен так, что ему постоянно приходится передавать персональные данные своих абонентов своим партнерам, которые обеспечивают предоставление различных услуг. А в случае с зарубежными партнерами мы имеем дело уже с трансграничной передачей персональных данных, что порождает еще больше проблем.

Господин Костров выразил озабоченность тем, что закон скоро вступает в силу, а четких требований по проверке систем так и не выработано. Он предположил, что отрасль связи пойдет тем же путем, что и банки: выход в создании отраслевого решения по защите персональных данных и методике проверки. В целом же проблема персональных данных лежит скорее в плоскости юридической. С технической точки зрения системы операторов связи вполне надежны, и никто не планирует отказываться от выгод SaaS после вступления в силу ФЗ-125. Его поддержали и присутствующие на круглом столе поставщики SaaS-услуг Антон Салов из SoftCloud и Михаил Смолянов из «Мегаплана».

Проблема защиты персональных данных может возникнуть и в использующих SaaS ЛПУ, однако представители медицинских учреждений смотрят в будущее скорее позитивно. Так Олег Курахтанов, заместитель главного врача по организационно-методической работе ГУ «Специализированная кардиохирургическая больница», в своем сообщении отметил, что для отрасли здравоохранения модель SaaS является весьма привлекательной, поскольку избавляет от необходимости содержать ИТ-персонал в медицинских учреждениях.

Подводя итог, можно сказать, что более широкому распространению SaaS в России препятствует в основном недостаточная осведомленность потребителей о преимуществах этой модели и необоснованные опасения за сохранность своих данных. С этим были согласны все выступающие: данные в дата-центре у провайдера защищены гораздо более надежно, чем на своем сервере, которым управляет приходящий системный администратор. Тем не менее заказчики пока сомневаются в SaaS: сказывается долгая привычка к собственной ИТ-инфраструктуре.

Основной целевой аудиторией для SaaS является все-таки сектор СМБ. Однако на текущий момент и бизнес не слишком готов покупать ИТ-услуги даже по относительно недорогой подписке, и разработчики пока не предоставляют достаточно широкого выбора SaaS-приложений, которые решали бы все задачи бизнеса. Есть и другие сложности: не очень понятно, как учитывать аренду программного обеспечения по бухгалтерии, что делать с не слишком надежными и скоростными (особенно в регионах) интернет-сетями. Все эти факторы в совокупности пока препятствует широкому распространению SaaS в России.

Тем не менее, на главный вопрос круглого стола «Что есть SaaS в России - маркетинг или возможности?», можно ответить так: «SaaS - это новые возможности для бизнеса. И это касается как разработчиков, так и потребителей».

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=10975