СПО станет двигателем региональной информатизации

Уровень информатизации госструктур в России, несмотря на многочисленные инициативы правительства, по-прежнему низок, особенно в регионах. На закупку и поддержку современных ИТ-решений нужны огромные средства. Между тем уже давно есть эффективный недорогой инструмент, который успешно используется правительствами развитых стран, - свободное программное обеспечение. Все больше проектов на базе СПО реализуется и в регионах России.

Задача комплексной модернизации ИКТ-инфраструктуры государственных органов поставлена руководством страны уже давно. Она нашла свое отражение в многочисленных релизах госпрограмм, концепций, стратегий, однако "воз и ныне там". На ту же "Электронную Россию" были выделены значительные средства, но поставленные цели достигнуты не были, средний уровень информатизации госструктур и подведомственных организаций в России по-прежнему остается невысоким.

Одним из путей, способных форсировать информатизацию госведомств, еще несколько лет назад было названо внедрение решений на базе свободного программного обеспечения. В 2007 году по распоряжению правительства Минсвязи подготовило первую редакцию "Концепции развития разработки и использования свободного программного обеспечения в РФ". В 2008 году концепция была модернизирована Мининформсвязи, но до сих пор так и не представлена на утверждение в правительство. Ожидаемый эффект от ее реализации - значительная экономия бюджетных средств как за счет снижения затрат на приобретение лицензий, так и за счет повторного использования разработанных программ и их компонентов. Кроме того, по мнению авторов проекта, СПО подстегнет развитие конкуренции на рынке программного обеспечения, позволит увеличить инвестиции в развитие российской индустрии разработки ПО.

Минкомсвязи всерьез намерено продвигать идею перехода органов исполнительной власти на свободное программное обеспечение. Согласно разработанному министерством плану, этот процесс продлится до 2014 года, когда информационные системы госструктур должны будут строиться на основе преимущественного использования СПО. В 2009 году планируется создать единый репозиторий для нужд госорганов, сформировать пакет базового свободного ПО и внедрить его в пилотных организациях. Пакет базового СПО составят операционные системы для ПК и серверов, системы управления базами данных, стандартные офисные пакеты прикладного обеспечения, системы электронной почты и организации коллективной работы, ИБ-решения.


Региональным органам власти стоит обратить внимание на СПО

Региональным органам власти стоит обратить внимание на это направление. Президент лично заинтересован в скорейшем переходе к "электронному правительству". Он требует отчета о реализации выделенных на информатизацию средств, реальных, а не "бумажных" современных инновационных решений. Использование СПО может не только способствовать эффективному достижению поставленных главой государства целей, но и позволит сделать это с наименьшими затратами.

Зачем госучреждениям СПО?

Свободное программное обеспечение в региональных государственных структурах имеет ряд серьезных преимуществ перед проприетарным ПО. Прежде всего, это отсутствие лицензионных отчислений. Данный плюс наиболее ощутим в госсекторе, сталкивающемся с крупными проектами с высоким коэффициентом тиражирования - на большое количество рабочих мест внедряется типовое решение. Покупка сотен или даже тысяч лицензий - удовольствие недешевое. В такой ситуации использование СПО может привести к значительной экономии бюджета. Наличие большого массива публично доступного кода свободных программ поможет также снизить расходы на создание специализированного софта.

5 причин присмотреться к СПО

  1. Соответствие инициативам федерального центра
  2. Экономия бюджета за счет отказа от лицензионных отчислений и активного использования готовых решений
  3. Возможность оперативной технической поддержки
  4. Высокий уровень информационной безопасности решений
  5. Широкие возможности кастомизации

У свободного ПО есть еще одно важное преимущество: возможность оперативной технической поддержки. В случае использования проприетарного ПО при обнаружении неполадки возможности исправить ее нет, так как нет доступа к исходному коду. Максимум, что может сделать сотрудник поддержки, - это произвести те или иные настройки, замаскировать проблему, обратиться за помощью к производителю. Но, например, в лицензии Microsoft обозначено, что при обнаружении ошибок фирма обязуется исправлять их "в случае экономической целесообразности". Исходный код свободного софта открыт. Сотрудники ИТ-службы организации могут в любой момент внести исправления в программу и устранить неполадку. Либо весь объем техподдержки можно переложить на компанию-аутсорсера, что даст гарантии решения проблемы в конкретные сроки.

Важный вопрос для госструктур - обеспечение информационной безопасности. Именно с этой стороны началась диффузия идей СПО в государственные умы. Как обеспечить чистоту ПО: отсутствие закладок, возможности удаленного несанкционированного доступа или логической бомбы - когда исходный код закрыт? С этой точки зрения свободное программное обеспечение более безопасное, чем проприетарное. Кроме того, разного рода сертификации, проверки, аудит также значительно упрощаются, если доступны исходные тексты. При этом есть возможность оперативно проверять все изменения и настройки в ПО - путь от исходного кода к исполняемой программе абсолютно прозрачен.

Еще один важный плюс СПО для госструктур - широкие возможности кастомизации. Настройка, адаптация, развитие в случае СПО практически не ограничены. При этом не ограничено повторное использование решения и его производных, что также важно для госсектора, где в случае удачного внедрения проект масштабируется на значительное количество рабочих мест, а то и на весь регион.

Примеры для подражания

Удачным примером использования СПО в государственных структурах и подведомственных организациях служит опыт Татарстана. Правительство республики полностью перешло на электронный документооборот на базе свободного программного обеспечения ALT Linux. СПО нашло место в Министерстве информатизации и связи Татарстана, Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, УЗАГС Кабинета Министров, Бюро технической инвентаризации, органах местного самоуправления, библиотечной сети, общеобразовательных школах. При этом значительная часть проектов выполняется с использованием терминальных технологий - приложения выполняются на центральном сервере, а терминальные клиенты служат только средством отображения и ввода.

Все дело в связях

Система автоматизации деятельности отделов и архива ЗАГС внедрена во всех городах, районных центрах Республики Татарстан (свыше 250 АРМ), начато внедрение в сельских поселениях (около 1000 АРМ). В системе реализовано межведомственное взаимодействие для исполнения требований законов и межведомственных соглашений между ЗАГС и следующими ведомствами:

  • Федеральной налоговой службой РФ
  • Федеральной миграционной службой РФ
  • Федеральной службой государственной статистики РФ
  • Центральной избирательной комиссией РФ
  • ведомствами социального страхования, социальной защиты
  • Пенсионным фондом РФ
  • Военными комиссариатами
  • Министерством юстиции РФ
  • Министерством финансов РТ
  • Кабинетом Министров РТ

При создании ИС для УЗАГС в полной мере были использованы возможности тонкой настройки свободных решений под все нюансы работы госучреждения. Так, в соответствии с требованиями законов РФ и законов субъекта РФ о применении национального языка в делопроизводстве и классификаторах ЗАГС, в системе поддерживается мультиязычная среда для подготовки документов. В частности, для печати свидетельств на национальном языке предусмотрен режим автоматизированного перевода и заполнения свидетельства на национальном языке, для чего используются электронные версии официальных изданий словарей личных имен и фамилий.

Экономический эффект от внедрения также был достигнут. По утверждениям интегратора, компании "Центр", использование централизованного подхода, терминальных технологий, бездисковых терминальных клиентов и СПО позволило примерно в 2 раза снизить совокупную стоимость системы.

Компания "Центр" также реализовала в республике проект по автоматизации технической инвентаризации объектов недвижимости по индивидуальном жилищному строительству и по многоквартирным жилым домам. Система спроектирована с применением свободного программного обеспечения и предназначена для использования на платформе ОС Linux. Она внедряется во всех городах, районных центрах Татарстана (свыше 250 АРМ) и так же реализована по централизованному принципу. Система позволяет осуществлять межведомственное взаимодействие для исполнения требований законов и межведомственных соглашений между БТИ Татарстана, Федеральной налоговой службой РФ и Роснедвижимостью. Реализованы функции автоматизированного ввода информации в инвентарное дело, учета прав, ограничений на недвижимое имущество, ведения алфавитной картотеки владельцев, формирования и администрирования справочников ивсе остальные основные функции.

В рамках проекта по оснащению библиотек автоматизированными рабочими местами с подключением их к сети интернет, АРМ библиотекаря и читателя были установлены в читальных залах Национальной библиотеки, 46 центральных районных и 120 сельских библиотеках. В настоящее время ведутся работы по переводу наиболее востребованных книг в электронный вид. Чтобы обеспечить доступ к информационным ресурсам всем желающим, было принято решение увеличить количество рабочих мест читателя за счет внедрения СПО и использования экономичных терминальных персональных компьютеров. Кроме всего прочего, применение ОС Linux и защита рабочих мест читателей за счет защищенного образа позволяет не приобретать лицензии на антивирусное программное обеспечение. По заявлениям представителей компании "Центр", комплекс мероприятий позволил снизить стоимость рабочего места библиотекаря на 30%, а рабочего места читателя - на 50% по сравнению с использованием проприетарного ПО.


Внедрение СПО в библиотеках Татарстана позволило существенно снизить стоимость рабочих мест библиотекаря и читателя

Осуществляют проекты перевода государственных структур на СПО и другие регионы. В прошлом году правительство Омской области и компания "ГНУ/Линуксцентр" заключили соглашение о внедрении СПО в госучреждениях, органах местного самоуправления и бюджетных организациях, а также о массовом продвижении свободного программного обеспечения в регионе. Проекты по внедрению СПО в органах государственного и муниципального управления реализуются также в Нижнем Новгороде, Ханты-Мансийском АО, Воронежской области, Пермском крае, в Республиках Саха (Якутия) и Коми.

Учимся у соседей

В большинстве стран мира существуют государственные программы поддержки СПО - в Европе, Азии, Латинской Америке, а также в Австралии и Новой Зеландии. В Бразилии, Венесуэле и Норвегии государственным органам предписывается использовать именно свободное, а не проприетарное ПО, если есть такая возможность. Также в ряде стран либо рекомендовано, либо указано выпускать любое ПО, созданное в рамках госзаказа, под свободными лицензиями.

В Испании несколько провинций реализуют в настоящее время программы перехода на СПО. Так, правительство провинции Эстремадура инициировало создание дистрибутива GNU/LinEx и внедрения его в государственных учреждениях и школах. Также осуществляют внедрение свободного программного обеспечения правительства Андалусии, Валенсии, Галисии, Мадрида. По заявлениям глав провинций, это позволило значительно повысить общий экономический уровень ряда регионов.

Во Франции и Германии ведутся масштабные программы по исследованиям и разработкам в области СПО. На сегодняшний день 96% государственного сектора Франции использует свободное ПО. Более 500 правительственных организаций Германии перешли на Linux. Норвежское правительство учредило "Центр компетенции свободного софта" для консультаций и помощи государственным учреждениям в использовании СПО. Центр получает ежегодно около 500 тыс. евро бюджета, большая часть которого идет на создание и поддержку репозитория норвежскоязычного СПО Delingsbazaren.

Европарламент провел тестирование возможности перехода на Ubuntu, OpenOffice и Firefox. Данное ПО признано соответствующим требованиям, предъявляемым к программному обеспечению, используемому на офисных машинах государственного сектора.

В Венесуэле в 2005 году вышел закон, согласно которому компьютеры во всех государственных учреждениях должны быть переведены на ПО с открытыми исходными текстами. В 1999 году правительство Китая заявило о планах по полному переводу страны на свободное программное обеспечение. К настоящему моменту 10-12% персональных компьютеров в стране работают под управлением Linux.

Центральный избирательный комитет Бразилии собирается заменить на 430 тыс. автоматов для голосования программное обеспечение Windows CE и VirtuOS на GNU/Linux с целью обеспечения прозрачности подсчета голосов и увеличения безопасности системы голосования. Аргентинский конгресс планирует провести законопроект, чтобы перевести все правительственные организации на открытое ПО.

Президент республики Эквадор Рафаэль Корреа подписал указ о переориентации государственной политики в области ИТ на использование свободного ПО в компьютерных системах центральных органов власти. Был выработан план перехода на open source: внедрение Open Office и ODF; установка Linux на серверах; переход на свободные прикладные программы (например, почтовый клиент); разработка программ и баз данных; Linux на десктопах. Теперь использование проприетарного ПО оправдано только в трех случаях: когда технические задачи нельзя решить с помощью свободного ПО, при угрозе национальной безопасности и когда проект по разработке СПО находится на стадии распада.

В сфере свободного программного обеспечения у России есть шанс встать в один ряд с передовыми странами мира. Для того чтобы наше государство прекратило инвестировать в зарубежные программные продукты и оставаться в хвосте мирового рейтинга информатизации, нужен лишь один шаг - шаг к СПО. Именно от инициатив органов власти всех уровней зависит, будет ли он сделан вовремя.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=10212