ИНДИЙСКАЯ МЕЧТА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА
Николай Паклин
На переговорах в Дели Президенту Путину и премьеру Ваджпаи предстоит решить ряд проблем, которые стоят на пути развития двусторонних экономических связей. Президент будет встречаться с рядом нерешенных проблем. Их предполагается обсудить также и с представителями индийских деловых кругов. Как прежде металлургический завод в Бхилаи был символом сотрудничества наших стран, так теперь им стала атомная электростанция в Куданкуламе. Ее сооружение замышлялось еще во времена Горбачева. Однако только в 2000 году, во время визита В. Путина в Индию, была достигнута принципиальная договоренность о строительстве этой АЭС. Еще через год были подписаны документы на ее сооружение. Собственно строительством занимается индийская сторона, оборудование и материалы поставляет Россия. Пока речь идет о сооружении двух энергоблоков мощностью 1000 мегаватт каждый. По оценкам экспертов, Россия заработает на выполнении индийского заказа от 1,5 до 2 миллиардов долларов. Энергоблоки должны дать ток в 2008-2009 годах. Для работы на строительной площадке в местечко Куданкулам уже прибыла первая группа российских специалистов. Но это только первая фаза реализации масштабного проекта. Индия хотела бы довести мощность АЭС до 4 тысяч мегаватт, а на третьем - до 6 тысяч мегаватт. Перспектива настолько привлекательная, что к реализации второй очереди АЭС проявила желание подключиться Франция. Лоббирует интересы французских энергетических компаний лично президент Ширак. Наши специалисты в Дели в частных беседах говорят, что не хотели бы уступать этот "лакомый кусочек" своим конкурентам. Индийские власти колеблются. Именно проекты, подобные куданкуламскому, способны преодолеть наметившийся спад в российско-индийских экономических отношениях. Внешнеторговый оборот медленно, но верно снижается от 1,5-миллиардной отметки, которая и без того считается невысокой, в долларовом исчислении. В 2003 году завершится выплата основной части индийского долга бывшему Советскому Союзу, в счет которой Индия поставляет нам ежегодно 80 процентов товаров своего традиционного экспорта. Индии останется выплатить нам лишь проценты по долгу. Эти выплаты будут растянуты на 35 лет. Практически вся торговля между нашими странами перейдет на свободно конвертируемую валюту. Насколько готовы к этому россияне и индийские фирмы, покажет ближайшее будущее. Но эксперты в Дели прогнозируют дальнейший спад в двусторонней торговле. Пока только индийский Экспортно-импортный банк решил открыть кредитную линию через наш Внешторгбанк российским покупателям индийских товаров. Речь идет о 25 миллионах долларов. Это капля в море российско-индийских поставок. Значит, считает исполняющий обязанности торгпреда РФ в Индии Виктор Кудряшов, будущее - за участием российских компаний в реализации долгосрочных инвестиционных программ в Индии, а индийских - в России. Сегодня Индия реализует подобные программы, причем обеспечивает финансирование в таких областях, как разведка, добыча и транспортировка углеводородов (150 миллиардов долларов инвестиций на 15 лет), строительство и модернизация тепло- и гидроэлектростанций, сооружение металлургических заводов и шоссейных дорог, совершенствование системы безопасности железнодорожного транспорта, электроника. В каждой из этих программ есть место для российских компаний. В связи с намерением Индии создать собственное самолетостроение АК "Ильюшин" уже ведет в рамках совместного российско-индийского проекта работы по проектированию и строительству авиалайнера Ил-214. Со своей стороны ряд индийских компаний инвестирует средства в российские проекты. Самым крупным инвестором в России среди них стала индийская государственная нефтегазовая корпорация, которая вкладывает в проект "Сахалин-1" 1,7 миллиарда долларов в ближайшие 5-6 лет. Специалисты считают, что приоритетным направлением российского экспорта должно стать наращивание поставок в Индию российского промышленного оборудования, которое завоевало на индийском рынке признание, а также наукоемкой электронной продукции. Однако в этом деле без государственной поддержки не обойтись. Следует отчетливо представлять: российские машиностроительные предприятия в результате непродуманных реформ оказались зачастую без средств, необходимых даже для выкупа тендерной документации и внесения всех залогов и гарантий, доходящих до 30 процентов цены контракта. А в Индии при проведении тендеров гарантии российских банков в большинстве случаев не признаются. Особая статья - традиционное сотрудничество наших стран в военно-технической области. В последние годы оно все больше переходит из стадии поставок в сферу научно-технической и промышленной кооперации.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=1006 |